Обзор DVD выпуск 209

Share this post

Обзор DVD выпуск 209

Max Linder Collection. Kino Lorber. DVD. («Коллекция Макса Линдера») Знаменитый французский комик Макс Линдер (1883-1925) начал сниматься в 1905 году. С 1912 года он сам ставил свои фильмы. «К концу 1910 года Мах Линдер завоевал широкую известность. Был открыт кинотеатр «Макс Линдер», подобно тому, как существовал театр Сары Бернар. Гонорар актёра достигал уже 50 000 […]

Share This Article

Max Linder Collection. Kino Lorber. DVD. («Коллекция Макса Линдера»)

Знаменитый французский комик Макс Линдер (1883-1925) начал сниматься в 1905 году. С 1912 года он сам ставил свои фильмы.

«К концу 1910 года Мах Линдер завоевал широкую известность. Был открыт кинотеатр «Макс Линдер», подобно тому, как существовал театр Сары Бернар. Гонорар актёра достигал уже 50 000 франков в год, тогда как средний служащий зарабатывал всего 100 франков в месяц. Все стены Парижа были оклеены плакатами, нарисованными Магю, с которых Макс спрашивал прохожих «Ты видел меня в «Олимпии?» (Жорж Садуль, «Всеобщая история кино», т. 2, и-во Искусство, М, 1958, стр. 149).

А два года спустя Линдер подписал с владельцем киностудии Шарлем Пате новый контракт, уже на 250 000 франков в год.

«Контракт не запрещал Линдеру артистические турне, которые были грандиозной рекламой для его фильмов. В 1913 году Линдер приехал в Петербург, где ему предложили роскошные условия: 3000 франков за каждое выступление и 50 процентов выручки. В день его приезда вокзал осаждали десятки тысяч поклонников его таланта, и полиция с большим трудом сдерживала толпу. Публика чуть не раздавила приехавшего актёра, а затем, как и при встрече Сары Бернар, выпрягла лошадей из коляски и отвезла его в гостиницу» (там же, стр. 155).

Нет ничего удивительного в таком приёме: в России Макс Линдер был самым популярным из всех мировых киноактёров, его поклонниками были люди самых разных социальных групп, вплоть до императора Николая Второго.

В 1916 году Линдер принял приглашение американского продюсера Джорджа Спура снять 12 короткометражных фильмов для его компании. Работая в Голливуде, Линдер подружился с Чарли Чаплином, который называл себя учеником и последователем французского комика.

Фильмы, сделанные Линдером в Голливуде, не имели ни критического, ни финансового успеха, и в 1917 году он вернулся в Париж. Однако надежды завоевать американский рынок режиссер не оставлял, и в 1921 году он снова появился в Голливуде, на этот раз основав свою собственную компанию. Первым фильмом, снятым Максом Линдером для этой компании, была лента «Семь лет несчастья», которую историки кино полагают лучшей его работой.

Но, видимо, время Линдера прошло. Популярность его стала падать, усиливая депрессию, к которой артист и без того был склонен.

В 1922 году Линдер возвращается во Францию.

31 октября 1925 года Макс Линдер, приняв смертельную дозу веронала, вскрыл себе вены. Одновременно с ним покончила с собой его жена, двадцатилетняя Хелен Петерс.

 

***

В 1927 году картина Алана Кросланда «Певец джаза» открыла звуковую эпоху кинематографа, и через десять-пятнадцать лет практически все звёзды немого кино (за исключением Чарли Чаплина) были прочно забыты. К началу 60-х годов прошлого века имя Линдера осталось только в книжках по истории кино.

Второе рождение Макса Линдера произошло в 1963 году, когда его дочь Мод Линдер выпустила фильм Laugh with Max Linder (в Советском Союзе он шел под названием «В компании Макса Линдера»). Это компилятивный фильм, который включал в себя три картины Линдера: «Будьте моей женой» (1921), «Семь лет несчастья» (1921) и «Куцый мушкетёр» (1922).

В нынешнее издание фирмы Kino Lorber вошли те же самые три фильма плюс ещё один, более ранний фильм Линдера «Макс хочет развода» (1917).

 

Ace In The Hole. A film by Billy Wilder. 1951. The Crterion Collection. Dual-Format Edition  DVD + Blu-Ray.(“Туз в рукаве”. Режиссёр Билли Уайлдер). 

Билли Уайлдер постоянно подчёркивал, что он хочет развлечь публику, что кинофильм  – это изделие киноиндустрии, изделие, качество которого определяется количеством проданных билетов.

Понятно, что такие его слова были музыкой для ушей киномагнатов. Однако нельзя сказать, что они в полной мере отражали философию этого замечательного режиссёра. Разумеется, он хотел, чтобы у его фильмов было как можно больше зрителей, и, несомненно, он любил огромные деньги, которые приносили его «изделия». Да, люди смотрели – и до сих пор смотрят – фильмы Билли Уайлдера. Но не потому, что он выхолащивал их до состояния безликого штампованного товара, а потому, что он умел рассказать важную для него историю таким образом, что она захватывала многомиллионную аудиторию.

Билли Уайлдер – мастер истории. Иногда гротескной, нередко циничной, но всегда с горьким привкусом – в такой истории мы узнаём себя и мир, в котором живём.

Это может быть Голливуд – в фильме “Сансет бульвар”, это может быть забытый Богом городишко в штате Новая Мексика – в фильме “Туз в рукаве”. Люди и там, и тут живут в суровом, безразличном к ним мире, и вместе с тем (или, вследствие этого, одновременно с тем) – в придуманном ими мире, в мире иллюзий. Хорошие люди, не очень хорошие люди, но люди – не злодеи и не ангелы. Уайлдер старается не судить своих героев (впрочем, иногда, как в фильме “Туз в рукаве”, всё же судит), а, улыбнувшись, просто пошутить. “У каждого свои недостатки”, – говорит один из героев фильма “Некоторые любят погорячее”. В контексте фильма это весьма двусмысленная фраза. Что делает её ещё больше уалдеровской.

 

***

 “Туз в рукаве” – история о том, как беспринципный журналист Чак Татум ради газетной сенсации жертвует жизнью человека, – вероятно, самый жёсткий фильм Уайлдера. Фильм был удостоен приза американских кинокритиков, но в американском прокате провалился. Зато в Европе картина пользовалась большим успехом и была отмечена одной из наград Венецианского кинофестиваля.

Кажется, это был единственный фильм Уайлдера, который студийное начальство перемонтировало без ведома режиссёра, присвоило ему другое название, “Большой карнавал”, и выпустило в повторный прокат.

 

***

Фильм представлен в оригинальном виде и прекрасно отреставрирован. Интересующиеся могут посмотреть его с закадровым комментарием киноведа Нила Синьярда.

На дополнительном диске вы найдёте множество интересных материалов: документальный фильм об Уайлдере, сделанный в 1980 году французским телевидением, запись выступления режиссёра в Американском киноинституте, беседу с одним из сценаристов фильма Вальтером Ньюманом, а также большое интервью с Кёрком Дугласом, сыгравшем в фильме главную роль – роль журналиста Чака Татума.

Russia’s Open Book: Writing in the Age of Putin. A film by Sarah Wallis and Paul Mitchell. 2014. DVD. PBS. («Открытая книга России. Литература во времена Путина». Режиссёры Сара Воллес и Поль Митчел). 

Авторы этого фильма пытаются сказать зрителям: русская литература жива, и после Гоголя, Достоевского, Толстого, Булгакова и Солженицына появились новые писатели.

Сара Воллес и Пол Митчел выбрали шестерых: Людмилу Улицкую, Дмитрия Быкова, Владимира Сорокина, Захара Прилепина, Анну Старобинец и Мариам Петросян.

Можно, конечно, спорить с выбором героев, но и эта компания достаточно представительна. Жаль только, что самому интересному из этих шестерых литераторов – Дмитрию Быкову – уделено меньше всех места, а самому, с моей точки зрения, незначительному – Анне Старобинец – чуть ли не больше всех.

Конечно, чтобы делать такие фильмы, нужно быть человеком спокойным и бесстрастным, человеком, который не ориентируется только на личные вкусовые предпочтения и не стремится расставить писателей по ранжиру. В конце концов, все эти шестеро – популярные писатели. Однако – и это, по-моему, авторы должны были подчеркнуть, – популярны они у разных, порой несовместимых читательских аудиторий. Скажем, те, кто читает Сорокина, и в руки не возьмут книгу Улицкой, а поклонники Захара Прилепина если и откроют какую-нибудь книгу Быкова, то лишь с одной целью: получить новые доказательства его «русофобии».

Наверное, американским зрителям такой фильм даст какую-то информацию. Но всё же, не жертвуя объективностью (а именно ради неё), авторы могли бы дать зрителям понять, что писатели, да, есть, но вот ни нового Гоголя, ни второго Булгакова в России пока обнаружить не удалось.

 Михаил ЛЕМХИН

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »