Обзор DVD выпуск 206

Share this post

Обзор DVD выпуск 206

Murder On The Home Front. A film Geoffrey Sax. 2014. PBS. Blu-Ray. («Убийство на домашнем фронте». Режиссёр Джоффри Сакс). Действие картины «Убийство на домашнем фронте» разворачивается Лондоне в 1940 году. Полиция расследует случившиеся одно за другим убийства трёх молодых женщин. Получается так, что полицейский паталогоанатом доктор Коллинз берёт расследование в свои руки. И, благодаря его […]

Share This Article

Murder On The Home Front. A film Geoffrey Sax. 2014. PBS. Blu-Ray. («Убийство на домашнем фронте». Режиссёр Джоффри Сакс).

Действие картины «Убийство на домашнем фронте» разворачивается Лондоне в 1940 году. Полиция расследует случившиеся одно за другим убийства трёх молодых женщин. Получается так, что полицейский паталогоанатом доктор Коллинз берёт расследование в свои руки. И, благодаря его аналитическим способностям и самоотверженности его секретарши, убийца найден, а невинно обвинённый в этих убийствах человек спасён.

Но оказывается, что чиновники из «хоум оффиса» (английского министерства внутренних дел) с самого начала знали, кто убийца, и чинили препятствия расследованию, стараясь повести его по ложному следу. Дело в том, что убийца занимается очень важным делом  – он работает над дешифровкой немецких кодов.

Короче говоря, вырисовывается любимая тема либерального толка публики: то, чем занимается «хоум оффис» (читай шире – правительство) не только беспринципно, но и преступно. Правительству нельзя верить даже во время войны.

Вас это удивляет? Подобных картин десятки. Если, например, Роман Поланский мог снять картину «Призрак» (The Ghost Writer, 2010) о том, что английский премьер-министр (похожий на Тони Блэра) – агент ЦРУ, действующий по указке Белого дома, и картина эта была принята на ура, то ничему не стоит удивляться.

Попробуйте сказать, что всё это бред – и вам со снисходительной улыбкой объяснят: не нужно понимать так буквально. Это же искусство, оно, видите ли, не тащится в хвосте у реальности, оно – продукт творческого воображения художника.

А если вы спросите – почему творческое воображение таких художников работает исключительно в одном направлении, с вами вообще перестанут разговаривать.

 

Blue Is The Warmest Color. A film by Abdellatif Kechiche. 2013. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Голубой – самый тёплый цвет». Режиссёр Абделатиф Кешишь).

Абделатиф Кешиш родился в Тунисе в 1960 году, в шестилетнем возрасте с родителями перебрался во Францию. «Голубой – самый тёплый цвет» –  его шестая картина. На Каннском фестивале 2013 года лента была удостоена высшей награды – «Золотой пальмовой ветви». Кроме того, фильму достался приз ФИПРЕССИ.

Фильм Кешиша – экранизация одноимённого графического романа (комикса) Жюли Моро.

Сюжет картины прост: школьница-старшекласница по имени Адель влюбляется в человека более зрелого и интеллектуально значительно более развитого. Между ними возникает бурный роман.

Но по прошествии какого-то времени возлюбленный Адели, погруженный в свои творческие проекты – он художник – проводит всё меньше и меньше времени с ней. Адель, к этому времени уже окончившая школу и работающая воспитателем в детском саду, от растерянности и, как она сама говорит, одиночества, начинает встречаться с сослуживцем.

Узнав об этом, возлюбленный Адели устраивает сцену и выгоняет Адель из своего дома.

Через три года бывшие любовники встречаются в кафе. Чувство Адели не погасло. Судя по всему, не погасло оно и у её возлюбленного, но у него теперь ребёнок, семья. Адель приходит на открытие выставки возлюбленного, однако, хотя и видит там старых друзей, чувствует себя чужой. В слезах она уходит из галереи.

Сколько мы видели подобных фильмов – о том, как люди, любящие друг друга (один из них или оба) совершили ошибку и расстались, а потом их развела жизнь и уже ничего нельзя было изменить!

Чем же привлёк каннское жюри и поголовно всех кинокритиков этот фильм? Тем, без сомнения, что возлюбленный Адели в данном случае не возлюбленный, а возлюбленная – женщина.

Любопытно, что это жюри, возглавляемое Спилбергом, приняло удивительное решение, наградить «Золотой пальмовой ветвью» не только режиссёра, но и обеих актрис: Адель Экзаркопулос, сыгравшей роль Адель, и Лею Сейду, сыгравшую её возлюбленную Эмму.

Насколько я знаю, такое случилось впервые.

Надо сказать, что Экзаркопулос действительно сыграла свою роль замечательно и была бы вполне достойна предусмотренного регламентом приза «За лучшую женскую роль», но жюри, видимо, хотело подчеркнуть, что перед нами не обычный фильм, а экстраординарный.

А между тем, «Голубой – самый тёплый цвет»  – фильм довольно заурядный. Совсем не плохой. Нормальный. Профессиональный. Но очень элементарный и чрезвычайно монотонный. Нехитрая история эта растянута на три часа и напоминает известный анекдот про Чапаева и Фурманова. Как Фурманов приходит к Чапаеву и говорит: «Василий Иванович, я тут книжку про вас написал. Почитайте, может ошибки какие-нибудь есть – орфографические, стилистические или по-существу». Фурманов уходит, Чапаев открывает книгу и читает по слогам: «Ва-си-лий Ива-но-вич Ча-па-ев сел на ко-ня и по-е-хал в штаб». Ну, думает, так я всю жизнь читать буду. Загляну-ка я в конец. Перелистывает рукопись и читает последнее предложение: «Ва-си-лий Ива-но-вич Ча-па-ев слез с ко-ня и во-шел в штаб». Интересно, думает, а что же там в середине? Открывает наобум и читает: «Цок-цок, цок-цок, цок-цок».

Именно в этой наивной стилистике – как будто заменяя условность нарратива «документальными» кадрами – и снят фильм Кешиша. Адель выходит на улицу, Адель идёт по улице, Адель бежит к автобусу, Адель идёт к поезду, Адель едет в поезде, Адель идёт по городу, Адель входит в школу, начинается урок литературы. Школьники читают вслух роман Мариво «Жизнь Маринны». Читает один, читает другой, читает третий. Адель обедает со своей семьёй: отец затягивает в рот макаронину, мать жуёт, Адель жуёт. Потом Адель получает добавку, мать получает добавку – все трое жуют пасту. Адель спит, спит, спит, спит. И так весь фильм: «цок-цок, цок-цок, цок-цок».

***

Жюли Моро, автор комикса, положенного в основу фильма, осталась недовольна работой Кешиша, назвав его фильм порнографическим. Странное обвинение. В фильме Кешиша есть несколько эротических сцен, но их никак нельзя назвать порнографическими – при всей их откровенности, они не ставят своей задачей вызвать у зрителя сексуальное возбуждение.

***

Трансформация фильма выполнена безукоризненно. Никаких дополнительных материалов на диске нет.

 

The Great Beauty. A film by Paolo Sorrentino. 2013. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Великая красота» – Паоло Соррентино).

Премьера фильма «Великая красота» состоялась на том же каннском фестивале 2013-го года, триумфатором которого стал фильм «Голубой – самый тёплый цвет». В Канне фильм Соррентино оказался в тени «Голубого…», но он наверстал упущенное, получив сначала Премию европейской киноакадемии (которую называют Европейским «Оскаром»), а потом и настоящего «Оскара» в категории лучший фильм на иностранном языке.

В отличие от картины Абделлатифа Кешиша «Великая красота» – фильм изощрённо-мастерский, я бы сказал, кокетливо-мастерский.

Центральный персонаж (и, по-существу, единственный герой) картины Соррентино – журналист Джеп Гамбарделло, непременный участник вечеринок, обедов, приёмов, раутов и прочих развлечений высшего римского общества, точнее, римского  бомонда. Когда-то давным-давно он написал замечательный роман, стал известен, популярен, был принят этим самым бомондом и погрузился в «сладкую жизнь». Сначала он думал, что собирает материал для нового романа, но, в конце концов, осознал, что он не наблюдает, а живёт. Что он стал своим, одним из – и утратил собственную индивидуальность. Мы встречаемся с ним – и со всей прочей компанией – на праздновании шестидесятипятилетия Джепа. Он знает уже, что ничего путного больше написать не сможет. Он давно смирился с этим и живёт по инерции, пресытившись «сладкой жизнью», но не имея сил расстаться с ней. Да и зачем расставаться, если творческая искра всё равно уже погасла?

Несмотря на яркость и кинематографическую изобретательность, «Великая красота» воспринимается не более чем парафраз – то есть упрощённое переложение – фелиниевской «Сладкой жизни», и в не меньшей степени другого фелиниевского фильма, «Восемь с половиной».

При всей своей барочной насыщенности, «Великая красота» – фильм очень схематичный. Соррентино даже снабжает его совсем уж лобовым финалом. Деп, забыший о своём предназначении, забыший свою первую любовь и растративший свой дар, впрямую – монтажно – противопоставлен 104-летней монашке, которая в последних кадрах фильма ползком на четвереньках, цепляясь искривлёнными артритом пальцами за ступеньки, забирается по лестнице вверх, ступенька за ступенькой вверх, ближе и ближе к изображению распятья, к Христу.

 

***

Фильм превосходно трансформирован.

На диске вы найдёте множество дополнительных материалов: интервью с режиссёром Паоло Саррантино, с исполнителем роли Джепа, постоянным актёром Соррантино Тони Сервилло, а также со сценаристом Умберто Контарелло.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »