Обзор DVD выпуск 205
Новая искренность Как на нашем на парткоме Шум и тарарам: Появился в нашем доме Барахло и хам. Был простой Никита Фролыч, Не хужей людей, Оказалось, эта сволочь Стал прелюбодей! Юлий Ким «Интимные места». Режиссёры Наташа Меркулова и Алексей Чупов. 2013.DVD. «У нас секса нет!» – с гордостью заявила какая-то дама во время очередного советско-американского телемоста (дело было в начале перестройки). Фразу […]
Новая искренность
Как на нашем на парткоме
Шум и тарарам:
Появился в нашем доме
Барахло и хам.
Был простой Никита Фролыч,
Не хужей людей,
Оказалось, эта сволочь
Стал прелюбодей!
Юлий Ким
«Интимные места». Режиссёры Наташа Меркулова и Алексей Чупов. 2013.DVD.
«У нас секса нет!» – с гордостью заявила какая-то дама во время очередного советско-американского телемоста (дело было в начале перестройки). Фразу эту потом тысячу раз повторяли журналисты и даже политики: глядите, мол, до какого ханжества дошёл совковый человек!
Прошло без малого тридцать лет, и вот в новые времена Наташа Меркулова и Алексей Чупов в течение часа шестнадцати минут объясняют нам, что у нас – то есть в России – не только есть секс, но нет вообще ничего, кроме секса.
В первых же кадрах фильма один из персонажей «фотохудожник» (как его аттестуют), говорит: «Я просто фотографирую… интимные места» (в фильме он пользуется словами всем известными, но в газете для семейного чтения неупотребимыми).
Мельком нам показывают произведения этого фотографа, простые и незатейливые, словно картинки из учебника анатомии. Также мы узнаём, что художественный критик (дама), рассуждая об этих как раз фотографиях, говорит об «абсолютной выразительности поздних работ фотохудожника» и о «новой искренности».
Кого он снимает? Вот молодой человек усаживается на высокий стул перед камерой. «Интересный материал», – отмечает носитель «новой искренности». «Мы с ним уже в сорока фильмах снялись», – гордо сообщает клиент. «А зачем же вам фотографироваться»? «Хочется, чтобы хоть раз это сделал настоящий художник». Или вот женщина лет тридцати пяти немного поёживается перед камерой от неловкости: «Я никогда не снималась. Это подарок мужу. Он у меня генерал милиции – его трудно чем-нибудь удивить. Как вы думаете, ему понравится?» «Понравится или нет – не знаю, а удивится точно», – резонно отвечает настоящий художник.
Собственно, вокруг «фотохудожника», живущего разом с двумя партнёршами, весь фильм и организован. Авторы даже позволяют ему в приятельской компании озвучить (как теперь любят говорить) свою нехитрую жизненную философию. Человек рождается для счастья. Счастье это свобода. А что такое свобода? Будь самим собой и делай то, что хочешь.
Нельзя сказать, что авторы фильма подписываются под этой декларацией, но ничего ей не противопоставляют, а «фотохудожника» символически убивают. При помощи удара молнии. Молнии, ударившей как бы не в него самого, а в подобранный им на улице вибратор. Вибратор, который выбросила за окошко одна из героинь фильма после того, как попросила своего шофёра подняться к ней в квартиру и убедилась, что живой человек лучше целлулоидной машинки.
Эта курпулентная дама возглавляет Комитет по защите нравственности. И на службе старается препятствовать проникновению безнравственного искусства в российскую жизнь. Тем более, что она искусством это всё и не считает. «Искусство оставим, – говорит она подчинённым о фильме Бертолуччи «Последнее танго в Париже», – а порнографию вырежем». Но, вернувшись с работы, глава Комитета спешит воспользоваться вибратором. Пока, как я уже сказал, не решает обратиться к своему шофёру с сакраментальной просьбой: «Вы не могли бы подняться ко мне?»
У каждого из персонажей этого фильма свои проблемы с «интимными местами». Дама-критикесса, та, что говорила о «новой искренности», третирует свою домработницу, тыча пальцем в невытертую пыль и обтирая руки об её футболку, и, в конце концов, оказывается с этой домработницей в постели. Господин, жена которого делает аборт за абортом, поскольку супруг не желает иметь детей, неожиданно для себя влюбляется в молодого человека, циркового клоуна, следит за ним и узнаёт, что у клоуна начался роман с его женой.
Ещё один герой «Интимных мест» потерял интерес к своей жене, но увлекся уродливой толстухой по имени Альбина, которая продаёт на улице расписные керамические свистульки. Увлёкся до того, что готов прижиматься щекой к её гигантской обнаженной заднице, как к материнской груди.
Со своей стороны Альбина занимается в скверике любовью (если можно так выразиться) с каким-то незнакомым подростком, который попросил её купить джин и тоник: ему по малолетству не продают.
А доктор-сексолог, призывающий своих пациентов к самоконтролю, кружит в автомобиле раз, другой, третий по вечерним улицам, пока, вероятно, устав бороться с собой, не подбирает проститутку и не привозит её домой. Дома он велит ей раздеться и зайти в ванну, и наконец-то исполняет своё заветное желание – намыливает её шампунем.
Некий случайный персонаж рассказывает герою картины – тому, что потерял интерес к жене, – о своём романе с лилипуткой, которая крутила в цирке хула-хуп. «Ну это же какое-то извращение!» – восклицает герой. На что рассказчик отвечает: «А кто не извращенец?» «Я не извращенец!» – выкрикивает наш герой и немедленно в смятении убегает, видимо, вспомнив свистящую расписным петушком Альбину. А дома он выхватывает из рук своей маленькой дочери хула-хуп и в истерическом припадке крушит его об пол.
***
Поставив себе единственной целью вывернуть наизнанку совковое ханжество, авторы фильма валят всё в одну кучу – и чем густопсовее, тем лучше, – будто следуя той же самой логике, которой руководствовалась дама из перестроечных времён. Но клятвы типа «У нас нет секса!» только на первый взгляд отличаются от заверений «У нас кругом секс!».
Одно другого стоит.
Я взял эпиграфом к этой заметке первый куплет песенки Юлия Кима «Случай на парткоме». Наверное, резонно закончить её последним куплетом:
Ох, двурушник-цереушник,
Как же ты нечист!
А ведь вроде при народе
Честный онанист!
Ну, как враг теперь услышит
О такой бузе –
Он же тут же понапишет,
Что и мы как все!..
В 1965-м году, когда Юлий Ким сочинял эту песенку, то, что мы как все, было государственной тайной, её нужно было скрывать от врага. В 2013-м не нужно. Но сегодня, в эпоху «новой искренности», как все – уже мало. Не как все, а впереди планеты всей! Если верить авторам фильма, все вокруг только и заняты тем, что постоянно крутят хула-хуп, дарят друг другу «портреты» своих интимных мест, свистят в расписной свисток, пьют джин-тоник и намыливают проституток шампунем. Все до единого. Без исключения.
Авторы фильма так видят жизнь. Их право. Но что они по этому поводу хотят сказать?
Михаил ЛЕМХИН