Обзор DVD выпуск 199
La Cage Aux Folles. A film by Edouard Molinaro. 1978. Blu–Ray. The Criterion Collection. («Клетка для чудаков» – режиссёр Эдуард Молинаро). На французском языке с английскими субтитрами. «Клетка для чудаков» – это клуб гомосексуалистов, которым владеет немолодая пара , Альбин и Ренато. Не думайте, что мастер комедии Эдуард Молинаро снял фильм о том, как респектабельное […]
La Cage Aux Folles. A film by Edouard Molinaro. 1978. Blu–Ray. The Criterion Collection. («Клетка для чудаков» – режиссёр Эдуард Молинаро). На французском языке с английскими субтитрами.
«Клетка для чудаков» – это клуб гомосексуалистов, которым владеет немолодая пара , Альбин и Ренато.
Не думайте, что мастер комедии Эдуард Молинаро снял фильм о том, как респектабельное общество выталкивает гомосексуалистов. «Клетка» не мрачный клуб на обочине – перед нами юг Франции, Лазурный берег, Сен-Тропе, одно из самых престижных в Европе мест отдыха.
«Клетка для чудаков» не фильм с тенденцией, не фильм за или против, это просто комедия, комедия положений, она не обращается к каким-то специфическим зрителям, она понятна и равно доступна любому. Сюжет прост. У Ренато есть сын, который практически не знает своей матери, для него Альбин и Ренато и есть родители. Юноша влюблён и хочет жениться, но проблема в том, что отец его возлюбленной – один из руководителей партии, проповедующей строгие моральные нормы, и девушка не может сказать ему, что отец её избранника – гомосексуалист и владелец гомосексуалистского клуба.
Понятно, что такой расклад даёт возможность построить множество комедийных ситуаций с переодеванием и разоблачением и, естественно, привести зрителя к счастливой развязке.
Мастерская режиссура Эдуарда Молинари и замечательные актёрские работы Уго Тоньяцци (Ренато) и Мишеля Серро (Альбин) обеспечили этому фильму огромный успех в Европе и в Америке.
И, по-моему, говоря о борьбе против дискриминации гомосексуалистов, этот смешной фильм сделал для этой борьбы гораздо больше, чем пафосные или слезливые киноповествования вроде «Филадельфии» или «Милка».
В США «Клетка» получила приз «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм 1980-го года и была номинирована в трёх категориях на «Оскара». Она также послужила основой для одноимённого бродвейского мюзикла, а в 1996 году режиссёр Майк Никольс сделал её американский римейк, который назывался «Клетка для пташек» (The Birdcage).
***
Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.
Le Joli Mai. A film by Chris Marker and Pierre Lhomme. 1963. Icarus Film. DVD. («Прекрасный май» – режиссёры Крис Маркер и Пьер Ломм). На французском языке с английскими субтитрами. 2 диска.
Крис Маркер (1921-2012) изучал в университете философию, участвовал во французском Сопротивлении, был американским десантником, журналистом, фотографом, кинорежиссёром. Он прожил большую жизнь день в день 91 год, но рассуждать о прошлом не любил. До сих пор неизвестно даже, где он родился – в парижском районе Беллвиль или в столице Монголии городе Улан Батор (и то, и другое биографы называют с его слов). Он просил не фотографировать его, поэтому существует лишь считанное количество его изображений.
Работы Маркера радикально изменили облик документального кино, создав жанр, который получил название фильм-эссе.
«Прекрасный май» – один из самых знаменитых фильмов Маркера. Это рассказ о Париже или, можно сказать, портрет Парижа. Снятые оператором Пьером Ломмом великолепные городские пейзажи и новостройки, парижские трущобы и респектабельные кварталы. Улицы Парижа, воздух Парижа, дети Парижа, автомобили Парижа. Мы встречаем парижан, которые рассказывают нам о своей жизни, работе, о тесной квартире, о жизненных планах, рассуждают о политике.
Маркер и Ломм сняли 55 часов таких разговоров. Наверное, из этих материалов мог бы получиться традиционный документальный фильм, например, о настроении парижан в мае 1962 года или о том, что парижане думают о войне в Алжире или о социальном расслоении, о богатых и бедных, или об архитектуре Парижа, об истории Парижа. Да мало ли о чём.
Крису Маркеру удалось сделать фильм обо всём этом и о многом другом, фильм, где множество голосов, сталкиваясь и дополняя друг друга, скреплённые закадровым дикторским текстом, превращаются в монолог. Монолог автора – Криса Маркера.
Far From Vietnam. A film by Jean-Luc Godard, Joris Ivens, William Klein, Claude Lelouch, Chris Marker, Alan Resnais. 1967. Icarus Film. DVD. («Далеко от Вьетнама». Режиссёры Жан-Люк Годар, Йорис Ивенс, Вильям Клейн, Клод Лелюш, Крис Маркер, Ален Рене). На французском и английском языках с английскими субтитрами.
Нам, бывшим советским гражданам, трудно говорить с европейцами и американцами о вьетнамской войне. Наверное, не все они готовы поддерживать «ханойскую Джейн» – актрису Джейн Фонду, – фотографировавшуюся на фоне зенитной установки, сбивающей американские самолёты, но практически каждый более или менее развитый западный человек скажет вам что-нибудь про американский империализм, американскую агрессию, напалм, лейтенанта Уильяма Келли и так далее.
А если вы согласитесь, что напалм это ужасно, что лейтенант Келли действительно убийца, то ваши собеседники будут уверены: вы с ними. И они выкатят от удивления глаза, когда вы станете объяснять, что и во Вьетнаме, и на Синайском полуострове, и в Анголе, и в Конго война шла не между американцами и вьетнамцами, не между израильтянами и арабами, а между коммунизмом и демократическим миром.
Окидывая взглядом семьдесят четыре года советской истории, понимаешь, что у демократического мира не было никаких шансов, он должен был проиграть – и в каждом отдельном случае проигрывал – тоталитаризму.
С одной стороны, только тоталитарное государство могло заставить своих граждан воевать бесконечно долго, с другой стороны, так называемая «борьба за мир», инспирируемая и финансированная Советским Союзом, вынуждала демократические правительства отступать, отступать и отступать.
И, если бы не нашёлся такой человек, как Рональд Рейган, с твёрдым характером и интуицией, может быть, никто и не узнал бы, что коммунистическая империя стоит на глиняных ногах. А может быть, тут сработал защитный механизм цивилизации – и коммунистический хищник просто околел, сожрав больше того, что он был в состоянии переварить.
К чему я все это говорю? Когда вы смотрите такой фильм, как «Далеко от Вьетнама», вас охватывает и ненависть, и злость. Война ужасна. И воюют, и убивают друг друга не ангелы и не звери, а обыкновенные люди. И вам кажется естественным и гуманным выкрикнуть в полный голос: «Нет войне!» Выкрикнуть и не думать о том, что этим вы приближаете победу тоталитаризма в ещё одной стране.
Сегодня мы не можем не думать о результатах этой победы: о «лодочных людях», сотнями тысяч покидавших Вьетнам (примерно миллион с четвертью человек, из которых 250 тысяч погибли в море), о казнях, о «лагерях перевоспитания». О том, что произошло в Камбодже, где выпускники Сорбонны угробили то ли миллион, то ли три миллиона своих сограждан, заклеймлённых как «пособники американцев», и о последовавшей затем войне между Камбоджей и Вьетнамом.
Marketa Lazarova. A film by Frantisek Vlacil. 1967. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Маркета Лазарова». Режиссёр Франтишек Власил). На чешском и немецком языках с английскими субтитрами.
«Маркета Лазарова» – свободная экранизация модернистского романа Владислава Ванчуры (1891-1942). Ванчура, романист, рассказчик и драматург, был одним из самых значительных чешских писателей 20-30 годов прошлого века. Состоял в Компартии, но в 1929 году был исключен за «оппортунизм». Во время Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления и в 1942 году после убийства гауляйтера Гейдриха был схвачен гестапо и казнён.
Роман Ванчуры, действие которого разворачивается в абстрактном средневековье, рассказывает историю двух враждующих кланов. Перед нами мир, где любовь соседствует с насилием, грязью, кровью. Где христианство смешано с язычеством, где на дорогах грабят и убивают ради скромной добычи и где отец провинившемуся сыну отрубает топором руку.
В отличие от неопределённого средневековья Ванчуры, Франтишек Власил помещает историю Маркекты Лазаровой в 13 век. Это обеспечивает некоторый исторический фундамент, но почти не ограничивает свободу фантазии режиссёра ни в изображении быта, ни в создании психологических портретов, поскольку об этом времени мы не знаем практически ничего.
С первых же кадров картина захватывает нас, затягивая в свой мир – странный, но поразительно выпуклый, вещный, живой. Драматургия этого фильма проста, однако простота эта кажущаяся – вы можете рассказать сюжет «Маркеты Лазаровой» буквально в нескольких словах. Но, рассказав, поймёте, что вы не рассказали о фильме ничего, поскольку основной сюжет картины – зрительный, и он развивается от кадра к кадру. Это визуальная поэма или даже визуальная опера. И если вы доверитесь режиссёру, история Маркеты Лазаровой надолго останется с вами.
***
Фильм превосходно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.
Михаил ЛЕМХИН