Обзор DVD выпуск 195
How Sherlock Change the World. A film by Paul Bernays. 2013. PBS. DVD. («Как Шерлок изменил мир» – режиссёр Поль Бернэйс). Попросите кого угодно назвать самого знаменитого в мире сыщика, и ответ будет один: Шерлок Холмс. Придуманный Артуром Конан Дойлем герой давным-давно перешагнул границу, отделяющую вымысел от реальности. Мы как бы и знаем, что такого […]
How Sherlock Change the World. A film by Paul Bernays. 2013. PBS. DVD. («Как Шерлок изменил мир» – режиссёр Поль Бернэйс).
Попросите кого угодно назвать самого знаменитого в мире сыщика, и ответ будет один: Шерлок Холмс. Придуманный Артуром Конан Дойлем герой давным-давно перешагнул границу, отделяющую вымысел от реальности. Мы как бы и знаем, что такого человека никогда не существовало, но одновременно думаем и говорим о нём, как о реальном жителе Лондона, обитавшем в доме 221b на Бейкер-стрит. Для нас – в том числе и для тех, кто никогда не читал рассказов Конан Дойля – Шерлок Холмс так же реален, как, например, Д’Артаньян реален даже для тех, кто не читал «Трёх мушкетёров».
Первый рассказ о Шерлоке Холмсе – «Этюд в багровых тонах» – Конан Дойль написал в 1887 году. Говорят, что прототипом Холмса был доктор Джозеф Белл, с которым Конан Дойль работал вместе в Эдинбургском госпитале. Доктор Белл по мельчайшим деталям мог охарактеризовать любого незнакомца: его возраст, специальность, наклонности.
В 1892 году Конан Дойль выпустил книгу «Приключения Шерлока Холмса», состоящую из 12 рассказов, два года спустя – ещё одну книгу из 11 рассказов «Воспоминания Шерлока Холмса». Но после этого писатель решил поставить точку. Конан Дойль полагал свои рассказы о Шерлоке Холмсе лёгкой развлекательной литературой, и его раздражало, что в глазах публики они заслоняли написанные им серьёзные исторические романы.
Сборник «Воспоминания Шерлока Холмса» заканчивался рассказом «Последнее дело Шерлока Холмса», в котором, как известно, знаменитый сыщик погибает в финальной схватке с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
К удивлению Конан Дойля, на него обрушился поток писем – умоляющих, растерянных, возмущённых – требовавших вернуть любимого героя. За Холмса ходатайствовали члены королевского дома и даже – как гласит легенда – сама королева Виктория.
Писатель вынужден был уступить. В 1905 году появляется новая книга «Возвращение Шерлока Холмса», в 1917 ещё одна – «Его прощальный поклон» и в 1927 году – последняя книга о сыщике «Архив Шерлока Холмса».
В общей сложности приключениям Шерлока Холмса посвящено 4 повести и 56 рассказов.
Рассказы о Шерлоке Холмсе неоднократно экранизировались. (Кстати, пять телефильмов режиссёра Игоря Масленникова с Василием Ливановым в роли Холмса и Виталием Соломиным в роли доктора Ватсона входят в число лучших экранизаций. А за свою работу над образом Холмса Василий Ливанов был в 2006 году награждён Орденом Британской Империи).
***
Режиссёр Поль Бернэйс тоже использует в своём фильме разыгранные фрагменты рассказов о Шерлоке Холмсе, но при этом он видит свою задачу в другом. Он хочет рассказать нам о том, как Шерлок Холмс радикально изменил методы работы тех, кто выбрал криминалистику своей специальностью.
В дохолмсовские времена следователи полагались, главным образом, на показания свидетелей. Никто не заботился о тщательном исследовании места преступления. Никто не пытался построить логически непротиворечивую картину происшедшего. Всем этим криминалистика – которой, впрочем, тогда не существовало – обязана Шерлоку Холмсу.
Один за другим ведущие современные криминологи рассказывают нам с экрана о том, как Шерлок Холмс повлиял не только на их выбор специальности, но и на сами методы их работы.
Всё это могло бы быть очень интересно, если бы режиссёр в своём фильме не повторял по пять-шесть раз один и тот же тезис и если бы картина не буксовала, беспрерывно возвращаясь к одним и тем же визуальным образам.
The Stranger. A film by Orson Welles. 1946. Kino Lorber. Blu-Ray. («Чужестранец» – режиссёр Орсон Уэллс).
Картину «Чужестранец» большинство историков кино полагает проходной и самой слабой работой великого режиссёра.
Военный преступник, один из создателей нацистской машины уничтожения, Франц Киндлер обосновался в США, в маленьком городке Харпер в Коннектикуте. Под именем Чарльза Раэкина он получил работу в местном университете и женился на Мэри Лонгстрит, дочери члена Верховного суда Адама Лонгстрита. Франц Киндлер чувствует себя в безопасности, однако, когда в городе появляется Конрад Мейнике, единственный человек, который знает Киндлера в лицо, ситуация меняется.
Драматургия фильма действительно довольно элементарна, и первые минуты вы смотрите его, так сказать, взглядом издалека. Но, к своему удивлению, очень скоро вы замечаете, что фильм захватывает вас, вовлекая в историю, рассказанную не столько сюжетом, сколько психологическим конфликтом, столкновением психологий.
В 1982 году интервьюер Лесли Мегайи напомнила Уэллсу:
«Вы говорили, что это был неудачный фильм».
«Скорее всего, я ошибался, – ответил Уэллс. – Недавно я пересмотрел его по телевидению, не весь, правда, всего пять частей, и он мне понравился. Стыдиться, кажется, нечего». («Уэллс об Уэллсе», и-во Радуга, М., 1990, стр. 87).
***
Реставрация фильма, выполненная Библиотекой конгресса, оставляет желать лучшего.
В качестве дополнительных материалов вы найдёте на диске четыре радиоэссе, записанные Уэллсом во время войны, и документальную ленту «Мельницы смерти», рассказывающую о нацистских лагерях уничтожения. По заданию Военного министерства эта двадцатиминутная лента была смонтирована в 1945 году режиссёром Билли Уайлдером. В фильме Уэллса использован фрагмент этой ленты.
Кроме того, у вас есть возможность посмотреть «Чужестранца» с закадровым комментарием историка кино Брета Вуда
I Married a Witch. A film by Rene Clair. 1942. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Я женился на ведьме» – режиссёр Рене Клер).
Рене Клер, один из классиков французского кино, с 1936 по 1945 год работал в Америке. «Я женился на ведьме» – одна из голливудских комедий Клера.
В прологе мы встречаемся с пуританским священником Джонатаном Вули, приговорившем к сожжению на костре колдуна Даниэля и его дочку Дженнифер. Пепел сожженных зарывают и сверху сажают дуб, чтобы он удерживал нечистую силу под землёй. Но однажды в огромный двухсотпятидесятилетний дуб ударяет молния и дух колдуна и его дочери-ведьмы вырываются на свободу. Это случается одновременно с помолвкой Уоллеса Вули, который баллотируется в губернаторы и собирается жениться на дочери одного из своих политических покровителей. Легко догадаться, что Уоллес – один из потомков того самого священника Джонатана Вули, проклятого приговорённой им ведьмой.
Что происходит дальше, я рассказывать не стану. Я уверен, что вы посмотрите эту по-французски изящную комедию с большим удовольствием.
Я бы назвал картину «Я женился на ведьме» изящной и лёгкой комедией, если бы не знал, что сам Рене Клер всегда возражал против подобных комплиментов.
«Лёгкий, тонкий или тончайший» – вот слова, которые чаще всего употребляются, когда критикуют, пусть даже с целью похвалить, комический фильм. Какой же должна быть комедия? У критика, употребляющего эти прилагательные и доказывающего этим легковесность своих суждений, есть оправдание, что он точно передаёт мнение рядового зрителя, в котором чувство прекрасного пробуждает только трагическое. Слёзы, пусть они вызваны вульгарными уловками, всегда кажутся благороднее смеха, даже если он вызван приёмами подлинного искусства. Зритель, который никогда не воскликнет «Как это прекрасно!» по окончании лучшего фильма Чаплина, сделает это не задумываясь, просмотрев заснятую на плёнку мелодраму. Не кажется ли вам, что публика гордится слезами, которые она проливает в кино, и стесняется смеха, который у неё иногда вырывается?» (Рене Клер, «Размышления о киноискусстве», изд-во «Искусство», М., 1958, стр. 189).
***
Фильм великолепно отреставрирован. В приложении вы найдёте два архивных интервью с Рене Клером.
Михаил ЛЕМХИН