Обзор DVD выпуск 194
Quadrophenia. A film by Franc Roddam. 1979. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Квадрофения» – режиссёр Франк Роддам). Столкновение подростка с миром взрослых – тема, старая, как мир. Казалось бы, к моменту появления кинематографа она была исследована литературой вдоль и поперёк, но именно кинематограф (по самой своей природе более демократический, чем литература, вид искусства), превратил эту тему […]
Quadrophenia. A film by Franc Roddam. 1979. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Квадрофения» – режиссёр Франк Роддам).
Столкновение подростка с миром взрослых – тема, старая, как мир. Казалось бы, к моменту появления кинематографа она была исследована литературой вдоль и поперёк, но именно кинематограф (по самой своей природе более демократический, чем литература, вид искусства), превратил эту тему в почти обязательный испытательный экзамен для каждого художника.
Примеров сотни. Перечисляю то, что сразу приходит на ум: «Ноль по поведению» (1933) Виго, «Иваново детство» (1962) Тарковского, «Листопад» (1966) Отара Иоселиани, «Харольд и Мод» (1971) Хала Эшби, «Кулаки в кармане» (1965) Беллоккио, «Порок сердца» (1971) Луи Маля, «Одинокий голос человека» (1987) Сокурова, «400 ударов» (1959) Трюффо, «Пустоши» (1973) Теренса Малика, «Если…» (1969) и «О, счастливчик!» (1973) Линдсея Андерсена.
«Квадрофения» – ещё одни фильм о взрослении. Фильм довольно вторичный, сконструированный из элементов, созданных кинематографистами-предшественниками за десять, пятнадцать, двадцать лет до него. Однако определённое место в истории и нынешнее переиздание обеспечили ему не кинематографические его достоинства, а то, что фильм был создан по инициативе и при участии «The Who», одной из самых знаменитых рок-групп 60-70-х годов. Фильм Франка Роддема не просто заимствует название двойного альбома группы The Who, но и построен как визуальная этого альбома интерпретация.
«Квадрофения» рассказывает историю юноши Джимми, который живёт с родителями, работает курьером, а по вечерам в компании приятелей глотает амфетамины, танцует в клубе и вместе с другими «модами» разъезжает по лондонским улицам на своём мотороллере «Лабретта» в поисках одетых в кожаные куртки мотоциклистов- «рокеров», с которыми у «модов» смертельная вражда.
Действие разворачивается в 1964 году и приурочено к знаменитой массовой драке между «модами» и «рокерами», которая произошла в приморском Брайтоне. В результате этой драки Джимми попадает в полицию, на следующий день родители выгоняют его из дома, девушка, за которой Джимми ухаживает, выбирает другого, попав под почтовый автомобиль, Джимми разбивает свой скутер, а предводитель «модов», по прозвищу Ace Face, «Козырное лицо», невозмутимый красавец (которого играет Стинг), оказывается бас-боем, вышколенным лакеем брайтонской гостиницы. Короче, полное разочарование во всём.
Фоном звучат ставшие ныне хрестоматийными композиции группы The Who.
***
Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.
The Hitch-Hiker. A film by Ida Lupio. 1953. Kino Lorber. Blu-Ray. («Хичкайкер» – режиссёр Ида Лупино).
«Хичхайкер» – одна из редких лент в жанре «нуар», действие которой разворачивается не в ночном городе, освещённом редкими фонарями, а на фоне выжженных солнцем мексиканских холмов и гор, пыльных дорог, не залитых асфальтом, и время от времени попадающихся на пути героев фильма жалких лачуг.
Это история двух приятелей, отправившихся на рыбалку и захваченных вооруженным психопатом и убийцей.
«Это правдивая история про человека, пистолет и автомобиль, – сообщают вступительные титры. – Пистолет принадлежит мужчине. Автомобиль мог бы быть твоим или вон той молодой пары напротив. То, что ты увидишь в этом фильме, могло бы произойти с тобой».
Снявшая эту ленту Ида Лупино (1918-1995) – одна из немногих в те годы женщин в режиссёрском кресле. Она родилась в Англии, закончила Королевскую академию драматических искусств, и в 1931 году снялась в своём первом фильме. С тех пор Лупино активно снималась в английских и американских лентах и, в конце концов, перебралась в США. За 48 лет работы в кино Ида Лупино снялась в 59 фильмах и поставила 7 фильмов в качестве режиссёра.
«Хичкайкер» – первый в истории «фильм-нуар», поставленный женщиной.
***
Картина очень прилично отреставрирована. Никаких дополнительных материалов на диске нет.
Inspector Lewis. Pilot through series 6. PBS. DVD. («Инспектор Люис. От пилотного фильма до 6-й серии»). 14 дисков, 27 фильмов.
Телесериал «Инспектор Люис» – своеобразное продолжение сериала «Инспектор Морс», основанного на романах Колина Декстера. У Декстера Роберт Люис – детектив-сержант, помощник инспектора Морс. В серии телефильмов «Инспектор Люис» Робби Люис получает повышение и становится инспектором.
Совсем недавно я писал об издании 6-й серии «Инспектора Люиса» (состоящей из трёх фильмов). Теперь, на радость поклонникам, которых у этого сериала много, PBS выпустило комплект из четырнадцати дисков, включающий в себя всё – от первого пробного (пилотного) фильма до шестой серии включительно.
Дело происходит в Оксфорде. Практически в каждом фильме – а этих полуторачасовых фильмов снято уже 30, сейчас в эфире седьмая серия – случается убийство, а то и два, и три. Надо думать, что, если бы в реальном Оксфорде поубивали столько народа, сколько создатели сериала положили в своих 30 сериях, в университете уже некому было бы ни преподавать, ни учиться.
Но не будем придираться – телесериал вряд ли может быть источником такого рода информации. Он предлагает нам другое: возможность соприкоснуться с разными характерами. И в этом смысле «Инспектор Люис» убеждает.
Замедленное действие, никаких погонь и драк. Английский быт, совершенно иные, не такие, как в Америке, отношения между людьми и очень английский (не всегда понятный) юмор.
На фоне средневековых знаний, стрельчатых окон, мощёных булыжником университетских площадей – студенты с рюкзаками за спиной, с «лэптопами» подмышкой, с айподами в кармане, «ягуары», «тойоты» и «пежо», разъезжающие по улицам. Можно не сомневаться, что во всех этих «лэптопах» и ягуарах присутствует частица тысячелетней истории Оксфордского университета. Поэтому цитаты из Шекспира, Шелли, Джона Дона, Ницше, постоянно комментирующие те или иные перипетии сюжета, выглядят здесь совершенно естественно и не становятся кокетливой игрой в интеллектуальность.
Behind the Candelabra. A film by Steven Soderberg. 2013. HBO. Blu-Ray. («За канделябрами» – режиссёр Стивен Содерберг).
Гомосексуализм давно уже не табуированная тема. Я бы сказал, даже наоборот – привлекательная, выигрышная. Вспомните принятый на ура фильм Энга Ли о любви двух ковбоев «Горбатая гора» или фильм Ганса Ван Санта «Милк».
Стивен Содерберг, один из самых уважаемых (и самых прибыльных) режиссёров Голливуда, снял фильм о самом знаменитом шоумене 60-70 годов прошлого века Владзи Валентино Либераче. В роли Либераче – звезда первой величины Майкл Даглас, в роли его молодого любовника ещё одна звезда – Матт Дэймон. Казалось бы – круче некуда, однако лента Содерберга «За канделябрами» не нашла киопрокатчика и была продана телевидению, каналу HBO.
Что-то прокатчиков в картине Содерберга смутило. И уже поэтому синефилы ждали выхода этой картины с большим интересом.
Теперь лента Содерберга показана по телевидению, вышла на диске, и, по-моему, она совершенно не оправдала ожиданий.
История отношений Либераче и юноши Скота Торсона рассказана внятно и скучно, и, хотя время от времени по ходу фильма произносится слово «любовь», то, что нам показывают, называется другим словом – «похоть».
Содерберг скрупулёзно воспроизводит интерьеры и костюмы, Майкл Даглас, копируя сохранившиеся записи, великолепно изображает манеры и жестикуляцию Либераче, но его игра, как и игра Мэтта Дэймона, выглядит шаржированной – Даглас и Дэймон играют Либераче и его любовника примерно с тем же чувством, с каким они играли бы марсиан. Видно, что ни тот, ни другой совершенно не в состоянии обнаружить в себе черты своих героев. Оба неукоснительно следуют рисунку роли, но этот рисунок сделан на картоне. Перед нами не люди, а муляжи.
Содерберг умело и бесстрастно пересказывает мемуарную книжку Скота Торсона, но что режиссёра привлекло в этой истории, что хочет он сказать своим фильмом – для нас остаётся совершенно непонятным.
Портрет Стивена Содерберга работы Михаила Лемхина
Михаил ЛЕМХИН