Обзор DVD выпуск 186

Share this post

Обзор DVD выпуск 186

Things to Come. A film by William Cameron Menzies. 1936. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Облик грядущего» – режиссёр Вильям Камерон Мензис). «Облик грядущего» – одна из первых, если не первая «киноутопия». Герберт Уэллс, написавший сценарий этого фильма, был весьма озабочен пропагандой дорогих ему идей разумного общества, руководимого технократами. Человечество в этом фильме проходит через период […]

Share This Article

Things to Come. A film by William Cameron Menzies. 1936. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Облик грядущего» – режиссёр Вильям Камерон Мензис).

«Облик грядущего» – одна из первых, если не первая «киноутопия». Герберт Уэллс, написавший сценарий этого фильма, был весьма озабочен пропагандой дорогих ему идей разумного общества, руководимого технократами.

Человечество в этом фильме проходит через период разрушительных войн, которые ставят цивилизацию на грань уничтожения, и только технократы, поборники прогресса, оказываются в состоянии организовать жизнеспособное общество.

Для сегодняшних читателей и зрителей Герберn Уэллс (1866-1946) – автор фантастических романов «Машина времени» (1895), «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), которые он написал за первые три года своей литературной карьеры. Для современников же Уэллс в значительно большей степени был историком и публицистом. Он сочинил без малого сотню книг, обладал огромным авторитетом, и, заключая договор с продюсером Александром Кордой на сценарий фильма «Облик грядущего», Уэллс выговорил себя чрезвычайные права, которыми он не преминул воспользоваться.

Уэллс не только участвовал в подборе актёров, разработке декораций, выборе музыки (которую он лично заказал композитору Артуру Блиссу), но и присутствовал на съёмках, чувствуя себя как бы сорежиссёром этой картины.

Действие фильма разворачивается в городе «Эвритаун». 1940 год. Начинается война. Кто с кем воюет – неважно. Это не война Англии, скажем, с Германией. Это – Война. На экране мелькают даты. 1945, 1955, 1960, 1966. От «Эвритауна» остались лишь руины. Люди живут в подвалах, ходят в лохмотьях, болеют невероятными болезнями, вооружены берданками и дубьём – но война идёт. «Эвритауном» управляет некий Вождь, облачённый в пародийную форму – шлем с перьями и какую-то шкуру. Авторы фильма показывают нам, что конца этой войне не будет, если власть не окажется в руках инженеров и учёных. Технократы ухитрились создать какое-то независимое государство, и вот они-то и приходят на помощь регрессирующим жителям «Эвритауна».

В этом новом государстве, созданном разумными людьми, высокие дома, бесшумные лифты, диковинные умные машины. Жители страны-утопии обуты в сандали и одеты в туники с подложенными плечами в стиле арт-деко. Но и здесь, в этом мире 2036-го года, в мире из плексигласа, оказывается, не всё гладко. Здесь, словно иллюстрируя   рецептурный справочник соцреализма, происходит борьба хорошего с ещё лучшим.  Начальник всей этой фантастической жизни поддерживает идею полёта на Луну, для какового полёта построена огромная пушка. Скульптор-ретроград Теотокопулос агитирует народ против – в том смысле, что хватит нам прогресса. Но молодые энтузиасты – дочка начальника и её кавалер – всё равно улетают. Прогресс не остановить.

Почему Уэллс дал своему агитатору-ретрограду имя художника Эль Греко (которого звали Доменикос Теотокопулос) – я сказать не могу.

 

Inspector Lewis. Series 6. 2013. PBS. Blu-Ray. («Инспектор Люис»). Два диска (три полуторачасовых фильма).

Телесериал «Инспектор Люис» – своеобразное продолжение сериала «Инспектор Морси», основанного на романах Колина Декстера. У Декстера  Роберт Люис – детектив-сержант, помощник инспектора Морси. В серии телефильмов «Инспектор Люис» Робби Люис получает повышение и становится инспектором. Дело происходит в Оксфорде. Практически в каждом фильме – а этих полуторачасовых фильмов снято уже 30, – случается убийство, а то и два, и три. Надо думать, что, если бы в реальном Оксфорде поубивали столько народа, сколько создатели сериала положили в своих 30 сериях, в университете уже некому было бы ни преподавать, ни учиться.

Но не будем придираться – телесериал вряд ли может быть источником такого рода информации. Он предлагает нам другое – возможность соприкоснуться с разными  характерами. И в этом смысле «Инспектор Люис» убеждает.

Замедленное действие, никаких погонь и драк. Английский быт, совершенно иные, не похожие на Америку, отношения между людьми и очень английский (не всегда понятный) юмор.

 

Fear and Desire. A film by Stanley Kubrick. 1953. Kino Classics. Blu-Ray. («Страх и желание» – режиссёр Стэнли Кубрик).

Получив свой первый фотоаппарат в подарок на бармицву, Стэнли Кубрик увлёкся фотографией, и вскоре его работы стали появляться в иллюстрированных журналах, в том числе в одном из лучших изданий тех лет, Look Magazine. В 17 лет Кубрик становится штатным фотографом этого журнала. Из журнальной работы вырастает и первый фильм Кубрика – документальная лента об ирландском боксёре Боби Джеймсе.

Начав с фоторепортажа для журнала, Кубрик решил попробовать себя в кино. Шестнадцатиминутная короткометражка «День боя» (1950 г.) о Бобе Джеймсе была приобретена у начинающего режиссёра компанией RKO за 100 долларов. После этого Кубрик снял ещё несколько заказных документальных фильмов, а  в 1953 году, заняв у друзей и знакомых и вложив свои деньги (выигранные им в шахматы в Центральном парке), он поставил свою первую игровую ленту «Страх и желание». Картина, в которой Стэнли Кубрик был и режиссёром, и оператором, и звукооператором, и монтажёром, обошлась в 33 тысячи долларов.

В этой ленте присутствуют многие мотивы его последующих работ. В результате крушения самолёта офицер и трое солдат оказываются во вражеском тылу. Прячась в лесу, они выжидают удобного момента, чтобы соорудить плот и по реке добраться до своих. В символическое это построение вмешиваются ещё два лица – соблазнительная девушка, с которой они случайно сталкиваются в лесу, и вражеский генерал.

Молодой режиссёр максимально серьёзен в этом фильме. Он хочет говорить о больших вещах – о долге и смысле жизни. Да, вероятно, атмосфера, в которую он хочет погрузить своих зрителей, получилась чрезмерно насыщенной. Впоследствии Кубрик научился оставлять для зрителей – но не для героев – побольше свободного воздуха.

Как оператор Кубрик попробовал здесь и свои фактурные крупные планы, и панорамирование, и съёмку широкоугольником с нижней точки (причём подвижной камерой, совершенно непохожей на знаменитый статичный нижний ракурс Грега Толанда в «Гражданине Кейне»).

Кубрик впоследствии называл эту ленту любительской работой и всячески препятствовал её демонстрации. Теперь она, отреставрированная Библиотекой Конгресса, доступна всем интересующимся.

 

***

Роль одного из четырёх солдат сыграл будущий известный актёр и очень интересный режиссёр Поль Мазурский.

 

***

На диске вы также найдёте получасовой фильм Кубрика «Моряки» (1953). Это рекламный фильм, снятый по заказу Seafarers International Union, первая работа режиссёра в цвете.

 

Chronicle Of a Summer. A film by Jean Rouch and Edgar Morin. 1961. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Хроника одного лета» – режиссёры Жан Руш и Эдгар Морен). На французском языке с английскими субтитрами.

«Хроника одного лета» – документальный фильм, снятый выдающимся французским философом и социологом Эдгаром Мореном и знаменитым французским антропологом и кинодокументалистом Жаном Рушем.

Герои этого фильма – рабочий завода «Рено», студент-африканец, итальянка из Кремоны, переселившаяся в Париж, молодая женщина с татуированным номером Освенцима на левой руке, средних лет французская пара – все они дали своё согласие на участие в съемках. Но то, что они делают и говорят, не написано сценаристом. Они отвечают на вопросы Жана Руша и Эдгара Морена, они рассказывают о себе, спорят друг с другом, они рассуждают о счастье, одиночестве и любви, о ситуации в Конго и о войне в Алжире, загорают на пляже в Сан-Тропезе, все вместе смотрят материалы будущего фильма и обсуждают их.

Фильм начинается и заканчивается рассуждениями соавторов о том, как им снимать этот фильм. Но не надо думать, что авторы потеряны – как фелиниевский Гвидо Ансельми – и не знают, о чём они хотят рассказать.

Авторы фильма ничего не придумывают, но из того, что увидела и запомнила камера, им удаётся создать яркие рельефные портреты, а из мозаики этих портретов – образ времени. Франция. 1960 год.

 

***

Фильм великолепно отреставрирован.

На диске вы найдёте множество дополнительных материалов

Михаил Лемхин

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »