Обзор DVD выпуск 184

Share this post

Обзор DVD выпуск 184

Argo. A film by Ben Affleck. 2012. Warner Home Video. Blu-Ray. («Арго» – режиссёр Бен Аффлек). Zero Dark Thirty. A film by Kathrin Bigelow. 2012. Sony Pictures Home Entertainment. Blu-Ray. («Цель номер один» – режиссёр Кэтрин Бигелоу). «Арго» и «Цель номер один» были главными претендентами в борьбе за оскаровскую статуэтку 2012 года. Первый рассказывает о […]

Share This Article

Argo. A film by Ben Affleck. 2012. Warner Home Video. Blu-Ray. («Арго» – режиссёр Бен Аффлек).

Zero Dark Thirty. A film by Kathrin Bigelow. 2012. Sony Pictures Home Entertainment. Blu-Ray. («Цель номер один» – режиссёр Кэтрин Бигелоу).

«Арго» и «Цель номер один» были главными претендентами в борьбе за оскаровскую статуэтку 2012 года. Первый рассказывает о том, как в 1979 году сотрудник ЦРУ Тони Мендез при помощи канадских дипломатов и голливудских продюсеров смог вывезти из Ирана шестерых американских заложников. Второй – как удалось найти и уничтожить бин Ладена.

Статуэтка за лучший фильм года досталась картине «Арго». И это лишний раз демонстрирует, что разнообразные привходящие обстоятельства играют в присуждении премий роль не меньшую, а зачастую гораздо большую, чем кинематографические качества конкурирующих фильмов.

Ленту Бена Аффлека нельзя назвать иначе, как совершенно бездарной. Сцены, сменяющие друг друга, не имеют между собой ни ритмической, ни пластической связи. Сюжет «Арго» развивается не драматургией фильма, а последовательностью событий, произошедших четверть века назад. Сомнительно, что при таком сценарии, такой режиссуре и таком монтаже что-нибудь могло бы спасти этот фильм. Но всё же, окажись в роли Тени Мендеза актёр, способный заставить зрителей поверить в этот характер, картина могла бы стать, по крайней мере, смотрибельной. Однако весь актёрский инструментарий Бена Аффлека – лично взявшегося за эту роль – сводился к тому, чтобы, насупившись и наморщив лоб, посмотреть исподлобья.

Как же, спросите вы, как же так получилось? Почему этот заурядно-бездарный фильм захватил главную премию?

Что тут можно сказать. Так легла карта. Наверное, имеет значение и то, что Бена Аффлека и Джорджа Клуни (они оба – продюсеры фильма) любит голливудская публика. Наверное, важную роль сыграло и то, что именно помощь голливудских продюсеров обеспечила, по фильму, успех миссии Тони Мендеза. Но, по-моему, главным аргументом в пользу «Арго» было то, что противостоял ему фильм «Цель номер один» (были и другие претенденты, главные из которых – «Линкольн» Спилберга и «Любовь» Ханеке, но оба эти фильма были как бы заранее безоговорочно награждены общественным мнением – за лучшую мужскую роль Даниэлю Дэй-Льюису, за лучший зарубежный фильм Майклу Ханеке; это были стопроцентные «Оскары» – так и получилось).

Дело в том, что картина Кэтрин Бигелоу ещё до того, как был снят её самый первый кадр, оказалась в центре общественного внимания. Выяснилось, что Бигелоу получила доступ к секретной информации, связанной с поисками и уничтожением бин Ладена, и определённая часть публики, журналистов и политиков, рассудила так: демократическая администрация рассчитывает использовать будущую картину в предвыборной компании, убеждая публику, что уничтожение бин Ладена – исключительно заслуга Обамы. Тем более, что выпуск картины был запланирован на октябрь 2012 года, то есть перед самыми выборами. В это поверили и либералы-энтузиасты (то есть, большинство Голливуда) и консерваторы-республиканцы.

Но в реальности всё оказалось не так однозначно. Сначала «Сони Пикчерс», чтобы избежать упрёков, перенесла дату выпуска картины с ноября 2012 года на январь 2013. Дальше выяснилось, что в фильме «Цель номер один» не просто показаны усиленные методы допроса, в том числе и «пытка водой», но, по логике сюжета, эти методы хоть и неприятны, но вполне оправданны, поскольку полученная информация приводит в конце концов к обнаружению бин Ладена. Таким образом, выходило, что Кэтрин Бигелоу оправдывала «проклятого Джорджа Буша и его камарилью». Иначе сказать, оказывалась почти предательницей. Теперь уже не республиканцы, а демократы Дайана Файнстайн и Карл Левин (вместе с присоединившимся к ним Джоном Маккейном) увидели в фильме Кэтрин Бигелоу политическую пропаганду.

Однако, отвечая на письмо сенаторов, исполняющий обязанности директора ЦРУ Майкл Морелл вынужден был признать, что некоторая часть информации, приведшей к уничтожению бин Ладена, «была получена в результате применения усиленных методов ведения допроса». То же самое сказал директор ЦРУ Леон Пинетта: «Усиленные методы ведения допроса помогли получить информацию, благодаря которой миссия  (по уничтожению бин Ладена – М.Л.)  оказалась успешной».

Но эти признания не помогли Кэтрин Бегилоу. Она оправдывает пытки! – кричали Джейн Мэйер («Нью-Йоркер»), Глен Гринвальд («Гардиан») и множество других «прогрессивных» борзописцев. Феминистка Найоми Вольф назвала Кэтрин Бигелоу «пропагандисткой пыток» и сравнила её со знаменитой фашистской кино-пропагандисткой Лени Рифеншталь. Бывший президент Гильдии киноактёров Эд Эйзнер, актёры Мартин Шин и Дэви Кленнон рассылали членам Академии письма с призывом не голосовать за картину Бигелоу.

Таким образом решилась судьба «Оскара» за лучший фильм. А заодно и «Оскара» за лучшую женскую роль, который при другом раскладе могла бы унести домой Джессика Честейн, великолепно сыгравшая в картине «Цель номер один».

Не подумайте, что речь идёт о каком-то шедевре. Лента Кэтрин Бигелоу – просто хорошая профессиональная работа со своими достоинствами и недостатками, но то, что именно ей, при прочих равных, должен был бы достаться «Оскар» 2012 года, не вызывает сомнений.

Jubal. A film by Delmer Daves. 1956. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Джубал» – режиссёр Дельмер Дэвис). 

3:10 to Yuma. A film by Delmer Daves. 1957. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Три десять на Юму»» – режиссёр Дельмер Дэвис). 

Дельмер Дэвис (1904-1977) родился в Сан-Франциско, получил юридическое образование в Стенфорде, но, увлёкшись кино, перебрался в Лос-Анджелес, принялся писать сценарии и, в конце концов, перешёл к режиссуре.

Картины Дэвиса – добротные работы, выразительно снятые, пользовались успехом у зрителя, но как-то так получилось, что они оказались на периферии внимания критики, в особенности той европейской, главным образом французской критики, которая возвела целую группу американских режиссёров – Сэма Фуллера, Николаса Рэя, Энтони Манна, Ховарда Хавкса – в ранг киногениев. Дельмеру Дэвису нашлось место только во втором ряду, поэтому нынешним зрителям он почти не известен.

Выпущенные Criterion Collection два вестерна Дельмера Дэвиса не только восстановят некоторую справедливость, но и, несомненно, доставят удовольствие любителям этого жанра.

 

***

Оба фильма отлично отреставрированы. На диске «Три десять на Юму», кроме фильма, вы найдёте интервью с Элмором Леонардом, автором повести, экранизированной Дэвисом, а также интервью с Питером Фордом, сыном и биографом Глена Форда, сыгравшим в этой картине главную роль.

Secrets of Highclere Castle. A film by Vicky Matthews. 2012. PBS. DVD. («Секреты замка Хайклер» – режиссёр Вики Мэсьюз).

Замок Хайклер, с 1679 года принадлежащий лордам Карнаврон, получил международную известность в 2011 году, когда продюсер и сценарист Джулиан Феллоуз выбрал его для съёмок сериала «Даунтонское аббатство». Эта программа рассказывает об истории замка Хайклер и нынешних его обитателях, лорде и леди Карнарвон, которым – в точности так же, как и героям сериала «Даунтонское аббатство» – нелегко содержать замок и поместье в достойном состоянии.
Джулиан Феллоуз был знаком с лордом Карнавроном ещё до начала работы над «Даунтонским аббатством», но, вероятно, не только дружеские чувства обеспечили возможность киногруппе использовать замок Хайклер. По состоянию на 2009 год замок нуждался в ремонте, стоимость которого оценивалась в 12 миллионов фунтов. Надо полагать, это сыграло не последнюю роль в том, что для миллионов зрителей во всём мире Хайклер превратился в дом семейства Грэнтэм.

Philip Roth Unmasked. A film by William Karel and Livia Manera. 2012. PBS. DVD. («Филип Рот без маски». Режиссёры Вильям Карел и Ливия Манера).

Филип Рот – один из самых знаменитых современных американских писателей, автор без малого тридцати романов (кстати, в последние годы почти все они были переведены на русский язык).

В этом полуторачасовом фильме-интервью Филип Рот с удивительной откровенностью рассказывает о своей жизни, о своём творческом процессе, о друзьях и близких, о прототипах своих героев.

Михаил Лемхин

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »