Обзор DVD
Issue #732 «Milk». A film by Gas Van Sant. 2008. Universal. («Милк». Режиссер Гас ван Сант). Этот фильм был обречен на успех. Гас ван Сант — известный режиссер-гомосексуалист (то есть режиссер, постоянно подчеркивающий особенности своей сексуальной ориентации). Шон Пенн, сыгравший главную роль, популярный актер и активист, человек действительно талантливый и весьма интенсивный. И Харви Милк, […]
Issue #732
«Milk». A film by Gas Van Sant. 2008. Universal. («Милк». Режиссер Гас ван Сант).
Этот фильм был обречен на успех. Гас ван Сант — известный режиссер-гомосексуалист (то есть режиссер, постоянно подчеркивающий особенности своей сексуальной ориентации). Шон Пенн, сыгравший главную роль, популярный актер и активист, человек действительно талантливый и весьма интенсивный. И Харви Милк, превратившийся за прошедшие тридцать лет в икону, член сан-францисского горсовета, еврей из Нью-Йорка, первый открытый гомосексуалист, занявший выборную должность, застреленный в 1978 году другим членом горсовета Дэном Вайтом.
Фильм награжден двумя «Оскарами»: за лучшую актерскую работу и за лучший сценарий. Что весьма характерно. Шон Пенн действительно великолепен и, как иронизировал де Ниро, вручая Пенну статуэтку, убедителен в роли Милка. Сценарий же — самая слабая часть фильма. Он примитивен, поверхностен и поверхностен даже не по материалу, а по драматургии. Так же примитивна и режиссура Гаса ван Санта, соединяющего хронику с разыгранными сценами так лобово, что фильм выглядит сплошной риторикой. Если бы не Шон Пенн, актер, работающий по системе Станиславского, который играет в рамках образа, а не сценария, фильм этот невозможно было бы смотреть.
Разумеется, публицистический пафос фильма можно понять: борьба гомосексуалистов за равные гражданские права — факт совсем недавней истории. Сегодня каждый понимает, что это абсурдно — наделять людей разными правами в зависимости от того, к кому они испытывают влечение и с кем спят. Другое дело, что картина ван Санта оказалась знаменем не менее абсурдного движения за разрешение гомосексуальных браков. Кажется, любому нормальному человеку ясно, что пары, живущие вместе — хоть гетеросексуальные, хоть гомосексуальные — должны иметь возможность заключить гражданский союз и таким образом получить все без исключения легальные права, какими пользуется пара, вступившая в брак. Но так же любому нормальному человеку должно быть ясно, что вступить в брак могут только гетеросексуальные пары. Таков смысл этого союза. Такова культурная традиция, история, таков смысл слова «брак». Агитировать и голосовать за то, чтобы изменить смысл слова — затея, словно взятая из книги Оруэлла.
* * *
Надо отметить, что настроенные на публицистический лад авторы фильма изображают Милка «страдальцем за веру», словно он был убит именно за то, что был гомосексуалистом. Однако свидетели событий рассказывают нам совершенно иное. Дэн Вайт решил уйти в отставку из горсовета по финансовым причинам — в то время члены совета получали мизерную зарплату. Он написал заявление, отдал его мэру Москони, но через несколько дней, передумав, попросил мэра восстановить его в должности. И мэр сначала согласился, но потом его принялись отговаривать разные люди и среди них — активнее всех — Харви Милк. Вилли Браун, в то время член штатного сената, а позже мэр Сан-Франциско, недавно вспоминал, что Вайт, проходя мимо кабинета Милка, услышал через полуоткрытую дверь разговор Милка с Москони, в котором Милк агитировал мэра против Вайта.
То же самое рассказывает и сенатор Даяна Файнстайн, в то время председатель горсовета, ставшая мэром города после убийства Москони. «Она сказала, что Вайт застрелил Милка не потому, что ненавидел гомосексуалистов, а потому, что считал Милка своим другом, который предал его…» (San Francisco Cronicle, November 26, 2008).
Москони отказался восстановить Дэна Вайта, тот, прихватив из дома пистолет, явился в Сити-холл, застрелил сначала мэра, а затем и Милка, отсидел пять лет, вышел на свободу и покончил с собой.
Такова реальная история.
* * *
Трансформация фильма выполнена прилично. В дополнение к фильму вы найдете на этом диске разнообразные материалы о борьбе гомосексуалистов за гражданские права, а также сцены, выпавшие из картины при окончательном монтаже.
«The Steamroller and The Violin». The film by Andrei Tarkovsky. 1960. Facets Video. («Каток и скрипка». Режиссер Андрей Тарковский.)
«Voyage in Time». The film by Andrei Tarkovsky. 1982. Facets Video. («Время путешествий». Режиссер Андрей Тарковский.)
Facets уже выпускал оба эти фильма на DVD. Сейчас они объединили их в комплект, не изменив оформления, а просто обандеролив диски в пару.
«Каток и скрипка» — 46-минутная дипломная работа Тарковского. Это милый, еще очень наивный, но уже примечательный фильм. Разумеется, он сделан под влиянием Альбера Ламориса — все бредили тогда ламорисовским «Красным шаром». Но сегодняшним глазом мы замечаем в этой ленте и зачатки пластических идей, и множество мотивов, нашедших свое развитие в последующих картинах Андрея Тарковского.
«Время путешествий» — документальная лента, снятая Тарковским для итальянского телевидения. Крестным отцом, сценаристом и одним из персонажей картины был знаменитый сценарист, поэт и эссеист Тонино Гуэрра. Приезжая в Москву (жена Гуэрры москвичка), он не раз обсуждал с Тарковским возможности совместной работы в Италии. Благодаря Гуэрре с Тарковским был заключен договор на «Ностальгию», во время работы над которой возник фильм «Время путешествия». Фильм сложился из впечатлений Тарковского от поездки по Италии в поисках натуры для «Ностальгии», из размышлений о кино, о месте и роли художника. Фильм снимался и монтировался во время довольно кратковременных визитов Тарковского в Италию. Структура картины несколько раз менялась. Вот одна из записей в дневнике Тарковского: «Время путешествий» стало значительно лучше. Но придется снова просить денег у RAI (Radiotelevisone Italian. — М.Л.) для перезаписи. Неудобно. Сначала мы просили для 30 мин., затем для 1 часа, потом для 1 Ѕ. Теперь просим для 1 ч. 05 мин. Довольно странно. В любом случае я доволен проделанной работой» (запись от 18 апреля 1980 г.).
9 июля 1980 года Тарковский записывает в дневнике, что фильм закончен и окончательный вариант показан RAI.
«Casino «Royale». A film by Martin Campbell. 2006. Columbia Pictures. Blu-ray Disc. («Казино «Ройял». Режиссер Мартин Кемпбелл.)
«Quantum of Solace». A film by Marc Forster. 2008. Columbia Pictures. Blu-ray Disc. («Квант милосердия». Режиссер Марк Форстер.)
Жаль, что Пирс Броснан закончил свою карьеру Бонда неудачным, похожим на электронную игру фильмом «Умри, но не сегодня» («Die Another Day»). После этой картины продюсеры решили омолодить агента 007, и на его роль был выбран хороший английский актер Даниэль Крэг. Первый фильм с новым Бондом, «Казино «Ройял», получился хотя и мелтешащий — в расчете на молодого зрителя, который не может надолго сосредоточиться на одном кадре, — но внутренне убедительный. Следующий, «Квант милосердия», вышел и пресным, и, при всей своей монтажной суетливости, там и сям провисающим. «Квант милосердия» стал первым фильмом за всю историю бондианы, впрямую продолжающим сюжет предыдущего. Но опыт оказался неудачным. Отзвуков романтической истории, закончившейся гибелью героини «Казино «Ройял», оказалось маловато, чтобы по-настоящему оживить картину.
Два слова о дисках. Те, кто интересуется техникой, надо полагать, знают, что мы вступили в новую эру видеозаписи. На наших глазах появились видеомагнитофоны, стали неотъемлемой частью нашей жизни, и на наших же глазах они исчезли совершенно, уступив место дискам DVD. Сейчас мы становимся свидетелями другой видеореволюции — отмирания дисков DVD и замены их дисками Blu-Ray. Пока еще, как было первое время с видеокассетами и DVD, студии выпускают параллельно оба формата. Но это продлится, конечно, не очень долго, наверное, еще год-два. Проигрыватели Blu-Ray стремительно дешевеют. Начали они продаваться, как обычно бывает, с тысяч, а сейчас, сочиняя эту статью, я сделал маленький поиск: самый дешевый стоит уже 69 долларов.
Количество информации, которое может вместиться на Blu-Ray-диск, значительно больше, следовательно, качество изображения значительно выше. Это заметно даже на экранах старых телевизоров, о больших плазменных экранах и говорить нечего — там разница в качестве просто гигантская. Плюс второстепенное, но приятное обстоятельство: если по каким-то причинам студия раньше вынуждена была выпустить двойной диск, то нынче вся та же информация спокойно вмещается на один Blu-Ray-диск. То есть получается и компактнее, и дешевле.
Одна существенная проблема для любителей кино. Раньше за очень небольшие деньги вы могли купить DVD-проигрыватель, который не зависел от региональных ограничений (DVD выпускаются с кодировкой на шесть регионов) и смотреть фильмы, выпущенные хоть в Англии, хоть в России. Blu-Ray мультизоновые проигрыватели пока еще довольно дороги — вот сейчас я проверил, самый дешевый стоит 600 долларов. Кодировка Blu-Ray делит мир на три зоны: A, B, C; сделанные для Америки проигрыватели рассчитаны на зону А.
Разумеется, новый проигрыватель Blu-Ray может читать и старые DVD-диски. Диски же Blu-Ray старыми DVD-проигрывателями, понятно, не читаются.