Обзор DVD 178
Pina. A film by Wim Wenders. 2011. The Criterion Collection. Blu-ray. («Пина». Режиссёр – Вим Вендерс.) 2 диска. Вим Вендерс рассказывает, что задумал фильм с танцовщицей и балетмейстером Пиной Бауш много лет назад, но не знал, как его снять. И только появление трёхмерной кинотехники 3D, наконец, подсказало ему правильный путь. Впрочем, когда они с Пиной […]
Pina. A film by Wim Wenders. 2011. The Criterion Collection. Blu-ray. («Пина». Режиссёр – Вим Вендерс.) 2 диска.
Вим Вендерс рассказывает, что задумал фильм с танцовщицей и балетмейстером Пиной Бауш много лет назад, но не знал, как его снять. И только появление трёхмерной кинотехники 3D, наконец, подсказало ему правильный путь. Впрочем, когда они с Пиной стали обсуждать будущую картину, обнаружилось, что техника ещё далеко не совершенна. Начало съёмок откладывалось, откладывалось, и вдруг оказалось, что вместо фильма с Пиной Вендерс должен снимать фильм о Пине: в июне 2009 года Филипина Бауш умерла.
Я никогда не видел Пину Бауш на сцене, никогда не видел её постановок в знаменитом «Танцтеатре» – картина Вима Вендерса для меня была первым знакомством с этим выдающимся балетмейстером. Знакомством через отражение в фильме. Но и в отражении действо оказалось настолько пронзительным, что через всю эту систему зеркал, объективов и пикселей оно сумело протянуть руку и сжать моё сердце, как может только странная смесь отчаяния театра абсурда и духовного напряжения музыки Генри Перселла (музыки, звучащей в одной из постановок Пины «Кафе «Мулет»).
Пересказывать этот фильм невозможно, да и не имеет смысла. Его нужно смотреть.
Мне повезло, я смотрел его в кинотеатре со стереоизображением, и, признаюсь, для меня «Пина» оказалась первым фильмом, в котором технология 3D действительно имела смысл, где иллюзия трёхмерности была не техническим трюком, а инструментом художника.
В нынешнем издании Criterion Collection предлагает нам два диска: один – простой Blu-ray, а другой – 3D Blu-ray. Но для того чтобы смотреть диск в системе 3D, нужно иметь соответствующие и проигрыватель, и телевизор. Мой проигрыватель понимает 3D, а телевизор нет, поэтому я смотрел фильм в двухмерном варианте, и должен сказать, что и в таком виде он производит огромное впечатление.
***
На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.
The Sex Thief. A film by Martin Campbell. 1974. Kino Lorber. Blu-ray. («Сексуальный вор». Режиссёр – Мартин Кэмпбелл.)
Лента «Сексуальный вор» – продукт своего времени, семидесятых годов прошлого века. По сегодняшним представлениям такая лента – из категории «мягкого порно» – не могла бы даже попасть на глаза респектабельной публике. Но вот, переизданная и пристроенная в рубрику «Пародии на Джеймса Бонда», она подаётся как своего рода классика жанра.
Перед нами – умеренно остроумная история модного писателя, который ночами превращается в вора, специализирующегося на драгоценностях. Случайно ли, специально ли, но своей вознёй он будит хозяек этих драгоценностей, которые все как одна не могут устоять перед обаянием привлекательного мужчины, а тот, со своей стороны, всегда готов удовлетворить их сексуальные аппетиты.
Поутру дамы сообщают полиции и страховой компании, что они были ограблены, и дают вымышленный – и все разный – портрет этого страшного грабителя.
Чем всё заканчивается, я не стану рассказывать – на случай, если вы вдруг захотите посмотреть фильм, – скажу только, что заканчивается «Сексуальный вор» вполне в духе своего времени, но довольно неожиданным поворотом.
Как и почему эта картина была отнесена к разряду пародий на Джеймса Бонда – этого я не знаю и понять не могу. Только потому, что герой – привлекательный и немного загадочный мужчина, встречаясь с которым, любая женщина тут же готова ему отдаться? Тогда в эту категорию можно записать десятки фильмов 60–70-х годов. Например, телевизионный сериал про частного детектива Майка Хаммера.
Может быть, таким образом – как пародию на фильмы о Бонде – продавал тогда свой первый фильм режиссёр Мартин Кэмпбелл?
Кэмпбелл родился в 1943 году в Новой Зеландии, карьеру режиссёра начал фильмом «Сексуальный вор» в Англии. Потом перебрался в США, где стал успешным коммерческим режиссёром.
Имеет «Сексуальный вор» какое-нибудь отношение к бондиане или не имеет – для сегодняшнего резюме Мартина Кэмпбелла не так уж важно. В 1995 году Кэмпбелл снял настоящий бондовский фильм «Золотой глаз». На тот момент очень важный фильм, поскольку он представлял зрителям нового исполнителя роли Бонда – Пирса Броснана. А десятью годами позже, в 2006-м, Мартин Кэмпбелл снял ещё один фильм бондианы – «Казино «Рояль», уже со следующим Бондом – Даниэлем Крэйгом.
To Rome With Love. A film by Woody Allen. 2012. Sony Pictures. Blu-ray. («Риму с любовью». Режиссёр – Вуди Аллен.)
С Вуди Алленом бывало не раз такое – замечательный успех, а за ним оглушительный провал. После одной из лучших своих работ – фильма «Энни Холл» – Вуди Аллен снял подражательную – а-ля Бергман – и скучную ленту «Интерьеры». После самой знаменитой своей картины «Манхэттен», привлекшей к Аллену максимально широкую аудиторию, – снова подражательная – а-ля Феллини – и совершенно беспомощная лента «Воспоминания о звёздной пыли».
Вот и теперь, после глубокой и в то же время остроумной и изящной картины «Полночь в Париже», Вуди Аллен снял профессионально скроенную, но пустопорожнюю и – опять! – подражательную ленту «Риму с любовью». На этот раз источники «вдохновения» лежат просто на поверхности – это не стиль и не интонация Феллини (как было раньше), а просто структура феллиниевского шедевра «Амаркорд». Однако Вуди Аллен, не стесняясь, заимствует и из собственного творчества – из сорокалетней давности фильма «Сыграй это снова, Сэм» (Play it Again, Sam), поставленного Гербертом Россом по сценарию Вуди Аллена.
В принципе, «Риму с любовью» – вполне смотрибельная картина, и, не исключено, вы даже улыбнётесь каким-то шуткам. Но хочется надеяться, что следующая работа Вуди Аллена – кстати, частично снятая в Сан-Франциско – окажется не проходной лентой, а настоящим фильмом, сделанным не просто умелым мастером, а художником.
***
Трансформирован фильм очень прилично.
При панорамировании камеры в самой первой римской сцене вы, вероятно, заметите «призраков» (часть изображения предыдущего кадра ещё не исчезла с экрана, а новое изображение уже появляется), но эту проблему можно было заметить и раньше, при демонстрации фильма в кинотеатрах. Я не инженер и не знаю, где была допущена ошибка, ясно только, что это следствие нынешнего состояния кино (и фотографии), когда цифровое изображение, ещё очень и очень далёкое от совершенства, уже практически вытеснило аналоговое.
***
На диске вы найдёте документальный фильм, рассказывающий о работе Вуди Аллена над этой картиной.
The Woman in the Fifth. A Film by Pawel Pawlikowski. 2011. DVD. New Video Group. («Женщина из Пятого округа». Режиссёр – Павел Павликовский.)
Павел Павликовский начал свою кинематографическую карьеру на Би-би-си превосходными документальными фильмами, среди которых были «Москва – Петушки» (1991, о Венедикте Ерофееве), «Путешествия Достоевского» (1992, о правнуке Фёдора Михайловича Достоевского), «Путешествуя с Жириновским» (1994, понятно, о Жириновском).
В конце 90-х Павликовский перешёл в игровое кино. «Женщина из Пятого округа» – четвёртая игровая работа режиссёра (прошу прощения за невольный корявый каламбур).
Молодой американский писатель и университетский профессор Том Рикс приезжает в Париж в надежде примириться со своей бывшей женой и увидеться с маленькой дочерью. Примирения не получается – бывшая жена прогоняет Тома, а заснув в автобусе, незадачливый герой оказывается без вещей и денег. Он оседает в трущобного вида арабской ночлежке и заводит роман с импозантной немолодой женщиной – полурумынкой и полуфранцуженкой. Она называет себя переводчицей и рассказывает, что переводила с венгерского романы покойного мужа. Затем – одновременно с первым – у Тома возникает роман с белокурой польской девушкой, которая работает в этой самой ночлежке и читает Тому по-польски стихи Збигнева Херберта и польский перевод первого романа самого Тома.
В это же время:
– убивают соседа по ночлежке;
– полицейский сообщает Тому, что дама-переводчица, которую Том посещает в её квартире в Пятом округе Парижа, 15 лет назад покончила с собой, после того, как её муж и ребёнок погибли под машиной;
– арестовывают владельца ночлежки;
– пропадает – но потом находится – дочка Тома.
Что происходит на самом деле – понять, в принципе, невозможно: то ли перед нами материализовавшиеся фантазии Тома, то ли куски нового романа, который Том сочиняет. Разумеется, какое-то объяснение всегда придумать можно – вообще, всему на свете можно придумать десяток объяснений, но это объяснение будет привнесено извне.
***
Трансформация выполнена вполне прилично. Среди дополнительных материалов вы найдёте документальную программу о работе Павликовского над фильмом «Женщина из Пятого округа».
Портрет Павла Павликовского работы Михаила Лемхина
Михаил Лемхин