Обэриуты
В каком-то фантастическом рассказе был описан сад, где люди через некоторое время постепенно превращались во фруктовые деревья на радость вновь прибывающим, не подозревающим о такой же участи. Этот сюжет напомнил поэму Николая Заболоцкого «Безумный волк». Герою поэмы удалось вырастить из комнатного растения собачку: Благодаря моей душевной силе Я из растенья воспитал собачку – Она […]
В каком-то фантастическом рассказе был описан сад, где люди через некоторое время постепенно превращались во фруктовые деревья на радость вновь прибывающим, не подозревающим о такой же участи. Этот сюжет напомнил поэму Николая Заболоцкого «Безумный волк».
Герою поэмы удалось вырастить из комнатного растения собачку:
Благодаря моей душевной силе
Я из растенья воспитал собачку –
Она теперь, как матушка, поет.
Обратный же процесс у него не получился:
Однажды ямочку я выкопал в земле,
Засунул ногу в дырку по колено
И так двенадцать суток простоял.
Весь отощал, не пивши и не евши,
Но корнем все-таки не сделалась нога
И я, увы, не сделался растеньем.
Николай Заболоцкий (1903–1958), отсидевший в лагерях пять лет, был единственным из обэриутов, доживших до 50-х. Остальные – Д. Хармс (1905–1942), Н. Олейников (1898–1937), А. Введенский (1904–1941) – были расстреляны или умерли в тюрьме. Исключение – Дайвбер Левин, погибший в 1941 году на фронте, единственный из обэриутов, не писавший стихи. Он написал сценарий к фильму «Федька» (1936) про гражданскую войну, фильм называли иногда детским «Чапаевым».
Обэриуты – писатели, объединившиеся в 1927 году в Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). Они пытались отказаться от традиционных форм, тяготели к гротеску и абсурду. Объединение распалось в 1931 году в связи с арестом Хармса и Введенского. Предшественниками обэриутов можно считать малоизвестное объединение ничевоков (1920–1921) и группу «Серапионовы братья» (1921–1926), куда входили такие известные литераторы, как Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и Николай Тихонов, а также Владимир Познер (двоюродный дядя журналиста В.В. Познера).
В заключение разрешите напомнить стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» (1957):
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл