О «Травиате» и не только

Share this post

О «Травиате» и не только

Есть на свете оперы, пользующиеся заслуженной  сверхпопулярностью на всех материках (за исключением, по непроверенным данным,  лишь Антарктиды). Вы можете расхваливать постановки этих опер или находить в них уйму недостатков, но с появлением афиши с дорогим сердцу названием вы непременно побежите на объявленный спектакль. И никакие попытки дирижёров и постановщиков придать классической опере «современный вид» (т.е. […]

Share This Article

Есть на свете оперы, пользующиеся заслуженной  сверхпопулярностью на всех материках (за исключением, по непроверенным данным,  лишь Антарктиды). Вы можете расхваливать постановки этих опер или находить в них уйму недостатков, но с появлением афиши с дорогим сердцу названием вы непременно побежите на объявленный спектакль. И никакие попытки дирижёров и постановщиков придать классической опере «современный вид» (т.е. ухудшить её до неузнаваемости) чаще всего не меняют отношение публики к любимому произведению.

К таким операм относятся «Свадьба Фигаро», «Норма», «Риголетто», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Князь Игорь», при том, что постановки некоторых из них в Сан-Франциско были постыдно скверными. К перечисленным выше произведениям относится и «Травиата», шедшая с двумя составами исполнителей почти полтора месяца в Сан-Францисской Опере.

Я побывал на двух спектаклях «Травиаты» с разным составом исполнителей, в том числе на спектакле 5 июля, который транслировался на бейсбольный стадион АТ@T, где собралось 26 тысяч любителей оперного искусства.

В июньском спектакле «Травиаты» партию куртизанки Виолетты Валери исполняла сопрано Николь Кабел, с которой сан-францисская публика познакомилась в 2012 году в опере Беллини «Капулетти и Монтекки». И сценически, и вокально её исполнение тогда было выше всех похвал, а уж как безукоризненно справлялась она со всеми трудностями!  Партию Альфреда Жермона в «Травиате» исполнял тенор Стивен Костелло, с которым мы познакомились в постановке оперы «Моби-Дик», где он исполнял партию Гринхорна. Красивая внешность, красивый голос. Однако в июньской «Травиате» мы не почувствовали накала страстей: всё было разложено по полочкам, всё предусмотрено, и всё было как бы по-ученически. Похоже, эта осторожность проистекала оттого, что певец не успел ещё вжиться в образ Альфреда.

Партию Жоржа Жермона, отца Альфреда, исполнил болгарский баритон Владимир Стоянов. Всё очень правильно, всё профессионально, но не вызывает волнения. В ряде спектаклей партию Альфреда исполнял албанский тенор Сэймир Пиргу, с которым мы познакомились всё в той же постановке «Капулетти и Монтекки». Априори можно утверждать, что его исполнение партии Альфреда не могло быть достаточно успешным, так как характер его голоса явно не соответствует персонажу: Верди наделил этого персонажа мягким лирическим тенором, что не соответствует голосу Пиргу. Здесь ошибка была допущена руководителями постановки. В рецензии на нее музыкальный критик Косман оценил  выступление Пиргу, как и многих других исполнителей, достаточно отрицательно. Следует отметить, что небольшие партии куртизанок и их покровителей были исполнены живо и с чувством юмора, где это было уместно. Необычно невыразительно играл оркестр под управлением Николы Луизотти.

Сцена из «Травиаты». Виолетта (Эйлин Перез) и Альфред (Стивен Кастелло)

Совсем иные впечатления оставила  мелодрама «Травиата», исполненная  5-го июля. На сей раз оперой дирижировал итальянец  Джузеппе Финзи, который в последние годы часто сотрудничал с Оперой Сан-Франциско и одновременно успешно дирижировал спектаклями многих других театров, включая и Ла Скала. Вступление в «Травиату» оркестр под его руководством исполнил идеально, затем последовало несколько небольших «клякс», после которых музыкальный коллектив вновь вернулся к своим высоким стандартам исполнительства.

Мы увидели на сцене всё тех же знакомых исполнителей, что и в предыдущем спектакле, за «небольшим» исключением: партию Виолетты пела сопрано Эйлин Перез, а партию Жоржа Жермона – гавайский баритон Квин Келси, оба в прошлом – участники Мерола Опера Програм. У обоих вокальная карьера складывается весьма успешно. Достаточно упомянуть, что Эйлин уже успела выступить в Венской Государственной опере, в Ковент Гарден, в Театре Ла Скала, в Большом театре и т.д. Почти столь же красочна карьера Келси (Метрополитен Опера, Чикагская Лирическая Опера и т.д.). И один небольшой секрет: Эйлин Перез и Стивен Костелло вне сцены являются женой и мужем. Прошлым летом они выступали в Стерн Гроув Парке в составе участников  Мерола Опера Програм, исполнив львиную часть программы и завоевав львиную часть успеха у публики.

Молодые талантливые исполнители, красивые, с тонкими талиями и свежими, красивыми голосами мгновенно завладели симпатиями зала и двадцатью шестью тысячами сердец на стадионе. Трагическая судьба Виолетты, болеющей туберкулёзом, впервые в жизни самоотверженно полюбившей молодого благородного мужчину, Альфреда Жермона, и вынужденная расстаться с ним, чтобы воссоединиться в последние минуты своей хрупкой жизни, исполнена Эйлин с подлинным мастерством и самоотдачей. Ты веришь каждому порыву её души и искренности и глубине её чувств. Все исполненные ею фразы мотивированны и вызывают сопереживание публики.Она демонстрирует идеальное дыхание, позволяющее на одном выдохе петь длинные фразы, очень точное попадание во все ноты в любых пассажах и различную окраску звучания в зависимости от различных ситуаций. Пожалуй, я не ошибусь, если назову Эйлин Перез одной из выдающихся современных певиц.

Стивен Костелло обладает меньшим артистическим опытом, чем Эйлин, но успешно овладевает искусством пения и сценическим мастерством. Он высок, красив, подтянут, обладает красивым по тембру голосом (лирическим тенором) и стремлением к самосовершенствованию. В первом акте  он хорошо поёт, но ещё не знает, куда девать руки и ноги. Однако уже со второго акта он всё глубже проникает в суть характера своего персонажа, его постижение образа Альфреда становится всё глубже и основательней.

Баритон Квин Келси в роли Жоржа Жермона обладает красивым голосом и значительным сценическим опытом и продемонстрировал глубокое понимание создаваемого им образа во всём его развитии. Он осознаёт допущенные им ошибки и пытается снова соединить судьбы Альфреда и Виолетты. Увы, слишком поздно.

Не стану перечислять заслуги многочисленных лиц в создании этого замечательного спектакля. Часть работы была продемонстрирована в перерыве между первым и вторым актами, когда один из директоров отвечал на вопросы публики при открытом занавесе, меж тем как рабочие сцены на глазах публики меняли декорации (что-то вроде обычаев Метрополитен Опера) .

На следующий день мне удалось побывать на оперном спектакле «Мадам Баттерфляй». Выскажу несколько соображений, связанных с  этой постановкой, рискуя  навлечь на себя возмущение читателей. В спектакле были задействованы хорошие певцы, но отсутствие декораций не было обусловлено какими-либо художественными соображениями и не улучшало восприятие спектакля. Главный действующий персонаж оперы, шестнадцатилетняя Чио-Чио-Сан, обманута бессовестным американцем Пинкертоном и вовлечена в фиктивный брак с ним.  Этому обману способствует и американский консул. Через некоторое время «супруг» возвращается в Америку, а Чио-Чио-Сан и её и Пинкертона сын годами ждут возвращения «супруга» и отца.

Всё случившееся с Чио-Чио-Сан было обусловлено её молодостью, неопытностью, чистотой её души и наивностью: ведь ей было только 16 лет! В спектакле роль Чио-Чио-Сан исполняла очень хорошая певица и актриса на пороге своего пятидесятилетия. Её одежды были скроены таким образом, чтобы скрыть её полноту, округлое лицо подверглось интенсивной «художественной обработке», наивность то и дело обыгрывалась, но воспринималась чисто условно. Замечу ещё, что временами её голос «качался».

Я думаю, что мы ещё не раз, к всеобщему удовольствию,  услышим и увидим эту талантливую певицу и актрису, но зачем ей нужно было браться за роль, в которой главным фактором являются молодость и наивность?  И вообще, как решается в оперном искусстве проблема «переходного возраста»?

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая  музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел.567-3223) 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »