О чем свидетельствует история?
В Европе трудно назвать хотя бы еще одну страну, в которой бы судьба народа была такой трагичной, как судьба жителей Республики Беларусь, о чем свидетельствуют и нынешние события.
(К годовщине Белорусской Народной Республики)
Белорусская народность возникла в результате смешения пришедших на эту территорию славянских племен с проживавшими в этих местах балцкими племенами и формировалась в основном в Полоцком и Туровско-Пинском княжествах, а потом постепенно превращалась в нацию – в Великом княжестве Литовском, ставшем со временем одним из крупнейших и развитых государств Европы. При этом примечательной чертой названного княжества было то, что здесь уже во время Средневековья стали утверждатья демократические формы гражданской и политической жизни: вечевой порядок управления, а также гуманные и передовые для того времени нормы права, закрепленные в Статутах Великого княжества Литовского 1529-го, 1566-го и 1588 годов.
Правда, в 1589 году Великое княжество Литовское вошло в состав образовавшегося федеративного государства – Речи Посполитой, другой составной частью которой была Польша.
В XVI веке в Великом княжестве Литовском была осуществлена аграрная реформа, в результате которой при определении обязательств перед государством стало учитываться не только количество земли, но и ее качество. Развивались и ремесла, в том числе металлургические, сырьем для которых была болотная руда. Интенсивно шел процесс роста городов: в 1600 году их было уже более 500, причем многие из них были по тем временам хорошо благоустроены. Скажем, в Гродно уже в 1541 году существовал водопровод.
Большой потенциал накопили белорусы и в духовной жизни. Они имели, по свидетельству известного польского поэта, родившегося и воспитавшегося в Беларуси, Адама Мицкевича, самый богатый и самый чистый говор, который к тому времени был хорошо разработан. В 1570 году в Вильне (ныне Вильнюс) был открыт колледж, который через 8 лет был преобразован в академию, имевшую свои фабрики и типографию. Студенты всех факультетов изучали здесь белорусский язык, бывший в Великом княжестве Литовском государственным. Несколько позже академия была преобразована в Виленский (Вильнюсский) университет.
Белорусский народ дал в те времена таких видных представителей христианства, как Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский; государственных деятелей Всеслава Брочиславовича и великого князя Витовта; канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапегу и военного полководца Константина Острожского, просветителей-гуманистов Николая Гусовского, Франтишка Скарину, Сымона Будного и Василия Тяпинского.
А в состав Российской империи Белоруссия вошла только после трех разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) Речи Посполитой, причем вошла в названную империю отнюдь не по своей воле, о чем свидетельствует активное участие ее жителей в восстаниях под руководством Тадеуша Костюшко в 1794 году, 1830–1831 годов и 1863–1864 годов под водительством Кастуся Калиновского. Поэтому говорить, что русские и белорусы (как и украинцы) – это один народ, значит или не знать историю, причем не только Белоруссии, но и России, или заведомо оправдывать свои имперские амбиции.
* * *
Логичным завершением борьбы многих поколений жителей Белоруссии за свободу и установление своего государства стало провозглашение в 1918 году Белорусской Народной Республики (БНР), чему, конечно, во многом поспособствовала Февральская (1917 г.) революция в Российской империи, разрушившая в том числе и механизм насильственного удержания окраинных национальных меньшинств в названной империи.
При этом отметим, что демократические революции, какой, несомненно, была и Февральская (1917 г.) революция в Российской империи, предполагают предоставление свободы и политического и юридического равноправия всем народам, населяющим данные страны, то есть предоставляют право самим определять свою судьбу – вплоть до создания своего государства.
Так что, воспользовавшись такой свободой и предоставленным правом, тем более что и большевики, готовясь к Октябрьскому (1917 г.) перевороту и захвату власти, тоже обещали такую же свободу, Первый Всебелорусский съезд в составе представлявших разные партии 1872 делегатов, собравшийся 14 декабря 1917 года в Минске, среди других пунктов принятого постановления поручил образованной из своего состава Раде:
– принять необходимые меры к скорейшему созыву Белорусского Учредительного собрания, долженствующего решить судьбу белорусского народа;
– принять решительные меры в согласии с центральной властью (т. е. к тому времени уже с ленинским Совнаркомом – С. Ш.) о выводе польских легионов… за пределы Белоруссии и их расформирования;
– с целью создания гарантий, обеспечивающих выполнение решений Съезда, приступить к немедленной организации территориальных белорусских войск на широких демократических началах, не принося ущерба фронту;
– немедленно передать всю землю с живым и мертвым инвентарем в руки трудового крестьянства, оставив леса в ведении местных Советов;
– принять самые решительные меры к приостановлению расхищения отдельными лицами и группами народных богатств (лесов, имений и пр.) и установлению народного контроля над промышленностью и торговлей.
Естественно, что никто из делегатов данного Съезда, как свидетельствует один из активных политических деятелей тех дней Александр Цвикевич, «и в мыслях не допускал, что могли найтись преступные насильники, осмелившиеся посягнуть на высокое Национальное cобрание в самый ответственный момент его деятельности» (А. Цвикевич. «Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики». Киев, 1918).
Но, к сожалению, такие «преступные насильники» нашлись: их подписи стоят на документах, которые, как и сами подписанты, являются преступными. Вот один из них: «Телеграмма Западофронт. Полукорову. Сообщите товарищам, чтобы на съезде белорусов рады они произвели переворот умов, раскол и выяснили буржуазность ея. Это требуется. Главкозап Мясников».
А вот второй документ: «Комиссариат Внутренних дел Западной области. 17 декабря 1917 г. № 1425. Товарищу Разаусскому. Предписывается, имея в своем распоряжении достаточно вооруженную силу, оцепить здание, где происходит заседание Белорусского съезда, а равно избранный им орган краевой власти; отозвать со Съезда т. н. большевиков и стоящих на точке зрения Советской власти, а самый Съезд объявить распущенным. Комиссар К. Ландер».
В дополнение к процитированным документам напомним, что Александр Мясников (Мясникян), большевик с 1905 г., в то время являлся председателем Северо-Западного обкома РСДРП(б), главнокомандующим Западным фронтом, а Карл Ландер, большевик с 1906 г., занимал пост председателя Совнаркома Западной области. Оба они представляли власть, которая установилась на территории Белоруссии в начале ноября 1917 г. при помощи бронепоезда имени Ленина и 60-го Стрелкового Сибирского полка, но вовсе не при поддержке большинства местного населения, как это утверждала большевистская пропаганда.
Выполнение преступного задания по разгону 1-го Всебелорусского съезда возглавил сам начальник Минского гарнизона Кривошеин, причем, как свидетельствовали участники Съезда, в пьяном виде.
Несколько позже, 3 января 1818 года, ВЦИК принял подписанное В. Лениным постановление о признании контрреволюционными любые попытки со стороны кого бы то ни было присвоить себе функции государственной власти. Такие действия должны были подавляться, гласило постановление, «всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы».
И это не противоречило тому, как большевики собирались решать национальный вопрос после прихода их к власти. Так, в одном из своих писем (6. XII. 1913) Степану Шаумяну В. Ленин писал: «Мы за автономию всех частей, мы за право отделения (а не за отделение всех!). Автономия есть наш план устройства демократического государства. Отделение вовсе не наш план. Отделение мы вовсе не проповедуем. В общем мы против отделения…
Ничего, абсолютно ничего, кроме права на отделение, здесь нет и быть не должно» (В.И. Ленин. ПСС, т. 48. М.: Госполитиздат, 1975, с. 235).
Таким образом, все ставилось с ног на голову: власть, установившаяся путем совершения в октябре 1917 г. государственного переворота и продолжавшая утверждаться при помощи бронепоездов и штыков, называла себя законной, хотя по своей сути являлась контрреволюционной, так как прервала начавшиеся после Февраля 1917 г. революционные преобразования. В то же время всякие попытки реализовать лозунги, причем и провозглашаемые ранее теми же большевиками, стали квалифицироваться как контрреволюционные.
* * *
Однако, несмотря на козни, чинимые органами Советской власти, и пребывая из-за них по сути на нелегальном положении, Исполнительный комитет рады 1-го Всебелорусского съезда продолжал, в меру своих возможностей, вмешиваться в происходящие в Белоруссии и вокруг нее события. Например, он даже посылал (хотя и безрезультатно) своих представителей в Брест-Литовск на мирные переговоры между Германией и Советской Россией.
Более того, с целью расширения своей деятельности внутри Белоруссии по выполнению постановлений Съезда, исполком включил в свой состав несколько представителей национальных меньшинств (украинцев, евреев, русских), установил связь со многими местами, стал выпускать воззвания к белорусскому народу. А когда в ночь на 19 февраля 1918 года Совет комиссаров Западной области под угрозой наступления немецких войск после сорванных Брест-Литовских переговоров покинул Минск, Исполнительный комитет рады 1-го Всебелорусского совета объявил себя верховной властью в крае до созыва на «демократических началах Учредительного собрания Белоруссии» и создал к 21 февраля Народный секретариат (первое правительство) Республики Беларусь.
Говоря об этой страничке истории Белоруссии, народный секретарь военных дел тогдашнего правительства Константин Езовитов отмечал: «Белорусский народ может смело вписать в свою многовековую историю прекраснейшую идиллию о белорусском правительстве, существовавшем пять дней. Этого нельзя не воспринять с жаром в сердце, ибо это была действительность, явившаяся из мечты, это был апогей белорусского национально-политического возрождения» (Ф. Турук. «Белорусское движение». М., 1921).
Правда, начиная с 25 февраля 1918 года созданным белорусским государственным органам пришлось работать в условиях немецкого оккупационного режима, который, кроме себя, не признавал на территории Белоруссии никакой другой власти, хотя и не применял репрессивных мер для ликвидации ее органов.
* * *
Однако и в таких условиях была принята 9 марта 1918 года II Уставная грамота, имевшая тоже важное значение. А окончательное решение о провозглашении независимости белорусского государства было принято ночью с 24 на 25 марта на заседании рады БНР в III Уставной грамоте, в которой констатировалось, что год тому назад народы Российской империи свергли ярмо царизма, который тяжело душил и Белоруссию; например, не спрашивая ее народа, вверг этот край в пожар войны, уничтожавшей города и деревни. «Сейчас мы, рада Белорусской Народной Республики, – говорилось далее в названной Уставной грамоте, – сбрасываем из родного края последнее ярмо государственной зависимости, которое насильственно набросили российские цари на наш свободный и независимый край. С этого времени Белорусская Народная Республика провозглашается независимым и свободным государством. Сами народы Беларуси, в лице своего Учредительного сейма, определят будущие государственные связи Беларуси».
На этом же заседании рады Белоруссия отказалась признать Брестский договор. Одновременно говорилось и о том, что Белорусская Народная Республика должна охватить все белорусские губернии и приграничные части Великороссии, где проживают белорусы. Рада подтвердила все права и свободы граждан, провозглашенные II-й Уставной грамотой от 9 марта: слова, печати, собраний, забастовок, совести, неприкосновенность личности и жилища, право на автономию всех национальностей Белоруссии. Был установлен 8-часовой рабочий день. Леса, воды и недра земли объявлялись собственностью БНР; земля должна была передаваться бесплатно тем, кто ее обрабатывает.
Утверждалась государственная символика, которая является достоянием нации, а не политического строя, что А. Лукашенко как историку следовало бы знать. Поэтому государственным гербом была утверждена «Погоня», которая берет свои истоки в глубокой древности. Так, в великокняжеском письме жителям от 20 февраля 1387 года говорилось: «Согласно древним обычаям, военный поход является обязанностью, которая совершается за счет частных возможностей и средств, в том случае, когда появляется необходимость преследования врагов, противников наших… В преследовании врагов, которое по-народному зовется погоней, должны участвовать не только рыцари, но и каждый мужчина, который может носить оружие, какого бы он ни был происхождения и состояния».
Государственным знаменем белорусов было утверждено белое полотнище с красной горизонтальной полосой в центре. Белый цвет является символом чистоты, радости, добродетельности и добросовестности, присущих характеру белорусов. Красный цвет – это символ жизни, мужества и решительности, отваги, верности Родине – опять-таки, характерных черт белорусов. Белый цвет с красными лентами – это цвета Иисуса Христа, а значит, символ святости.
За короткое время существования БНР ее руководству удалось сделать относительно многое, особенно в области просвещения: была расширена сеть начальных и средних школ; создано бюро по написанию учебников и для их издания – товарищество «Просвещение»; организованы курсы для учителей и школьные инспекции; в Минске открыт пединститут; стали издаваться несколько газет и журналов; работали белорусский театр и ряд других учреждений и организаций культуры; образована комиссия по созданию Белорусского университета.
Создание БНР было с особой теплотой поддержано многотысячными собраниями во многих местах за пределами Белоруссии, где проживают наши соплеменники. Так что провозглашение создания БНР стало первой реальной попыткой после более чем столетнего пребывания Белоруссии в «тюрьме народов», как называл В. Ленин Российскую империю, осуществить ее народом национальное самоопределение на буржуазно-демократической основе. И исторически это было закономерно, ибо в результате победы в Российской империи Февральской (1917 г.) буржуазно-демократической революции государство должно было развиваться, если бы не контрреволюционный переворот, совершенный большевиками в октябре того же 1917 года, по буржуазно-демократическому пути.
Так что если отбросить классовую зашоренность и положить в основу анализа исторических событий их логичность и закономерность, то, безусловно, Днем независимости и суверенитета Республики Беларусь является 25 марта.
* * *
Однако, к сожалению, сегодня, как и в 1918 году, Республика Беларусь опять оказалась под угрозой потери своей независимости. После осуществления в ноябре 1996 года под видом так называемого референдума государственного переворота А. Лукашенко (кстати, окончательно потерявший на выборах 9 августа 2020 года доверие абсолютного большинства народа страны) взял курс на смену государственного строя и возвращение Белоруссии, по существу, в полную зависимость от России. При этом надо иметь в виду, что созданный Лукашенко и его сподвижниками режим не только поставил под угрозу независимость Республики Беларусь и растоптал демократические завоевания ее народа, но в союзе с обладающим ядерным вооружением режимом Российской Федерации, как в свое время и предшествовавшие им диктаторские режимы (германский фашизм и сталинщина), становится все более опасным для всей Европы. Поэтому все, независимо от национальности, места проживания и даже политических взглядов на будущее развитие республики, должны объединиться и не позволить уничтожить выстраданную многими поколениями наших соотечественников независимость белорусского государства.
Пусть опять звучит и придает нам оптимизма пришедший к нам из глубины веков утверждающий лозунг, в котором слились в одно и языческие заклинания, и христианская молитва, и сегодняшние призывы к борьбе за отстаивание независимости Республики Беларусь и возвращение ее на демократический путь развития: «Жыве Беларусь!».
Семен ШАРЕЦКИЙ