Ноябрьская афиша

Share this post

Ноябрьская афиша

«Запрещенная и не подлежащая исполнению музыка Бартока и Шостаковича» – программа концерта посвящена сочинениям Белы Бартока и Дмитрия Шостаковича, подвергшимся цензуре и запрещенным к исполнению.

Share This Article

Стихия музыки.
Концерты
в филармонии

Одно из самых новаторских произведений Бартока, одноактный балет «Чудесный мандарин» (1919 г.), было поставлено в Кельне в 1926 г. Это своего рода синтез греческой, персо-арабской, византийской мелодик, что вызвало шок у слушателей. Скандал и долгие годы почти запрета вызвал сюжет балета.

Действие происходит в европейском городе. Трое бродяг заставляют девушку заманивать одиноких мужчин, чтобы их грабить. В череде ее жертв оказывается экзотический ни на кого не похожий мандарин. Бродяги отбирают у него деньги и пытаются убить. Трижды он вырывается и снова начинает преследовать девушку. Любовная страсть непреодолима. И лишь когда она отвечает на его страсть, он умирает.

Шостакович подвергался нападкам сталинской цензуры на протяжении трех десятилетий – с тридцатых по пятидесятые годы. Великолепный Первый скрипичный концерт композитора был написан в 1947–1948 гг., тут же подвергся ждановскому разносу, обвинению в формализме и отрыве от народа. Композитор убрал концерт в дальний ящик, и произведение увидело свет лишь в 1955 г. Шостакович подчеркивал год написания концерта, чтобы не напрямую указать на сложную судьбу произведения. В нем четыре части: захватывающий красотой ноктюрн, темпераментное скерцо, задумчивая пассакалья и ироничная четвертая часть – бурлеска, видимо, и вызвавшая особые нападки цензоров и партийных музыковедов.

Banned and Boycotted: Music of Bartók and Shostakovich

10 ноября, 8 pm

Молодежный оркестр Сан-Францисской филармонии исполняет Седьмую симфонию Дворжака

Фото Тодда Леви

Симфония была завершена в 1885 г., занимает особое место в ряду девяти симфоний автора. Ее мрачная атмосфера резко контрастирует с большинством произведений Дворжака. Симфонию отличают драматическая выразительность и отсутствие славянской мелодичности, свойственной предыдущему периоду творчества композитора. Это глубоко личное произведение Дворжака, полное чувств и раздумий о человеческих судьбах и изгибах души.

Более ста участников молодежного оркестра принимают участие в концерте.

SF Symphony Youth Orchestra Plays Dvorak’s Symphony No 7

11 ноября, 2 pm

Чешский филармонический оркестр исполняет Дворжака

Сто двадцать лет назад был основан Чешский филармонический оркестр, когда Антонин Дворжак дирижировал собственными произведениями перед восторженной пражской публикой в переполненном зале. В гастрольную программу включены Седьмая симфония и виолончельный концерт с нью-йоркской виолончелисткой-виртуозом Алисой Вайлерштайн. Среди ярких моментов ее творческого пути – исполнение концерта Элгара с Берлинским филармоническим оркестром и Даниэлем Баренбоймом в Оксфорде, а также выступление в Белом доме.

Дирижирует Чешским филармоническим оркестром Семен Бычков, с 1980 г. возглавлявший Филармонический оркестр Буффало и выступающий с лучшими оркестрами мира.

Czech Philharmonic Plays Dvorak

11 ноября, 7:30 pm

В честь семидесятой годовщины декларации прав человека ООН

 «Из дневника Анны Франк» и Симфония № 3 («Героическая») Бетховена

Декларация была провозглашена в Париже 10 декабря 1948 г. Согласно ее положениям, права человека должны были соблюдаться во всех странах мира.

Две программы будут предложены вниманию публики, чтобы напомнить о событии.

В Сан-Франциско впервые будет исполнено сочинение Майкла Тилсона Томаса «Из дневника Анны Франк», заказанное ЮНИСЕФ, когда актриса Одри Хепберн была почетным послом ЮНИСЕФ. Юношеские годы Хепберн выпали на нацистскую оккупацию Голландии, она родилась в 1929-м, в один год с Анной Франк, и ассоциировала себя с ней.

МТТ и Одри Хепбёрн на репетиции, начало 1980-х.

В 1990 г., во время первого исполнения сочинения, МТТ дирижировал, а Одри Хепберн читала из дневника Анны Франк. Это сочинение для оркестра и рассказчика (женского голоса), оно исполнялось во многих странах на разных языках. Звучало оно и в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Майкл Тилсон Томас: «Я теперь понимаю, что многое в моем произведении идет не только от Анны Франк, но и от Одри Хепберн, от ее простоты, ее теплой человеческой натуры и распевного голоса, мелодичность которого отразилась у меня в инструментовке. Без нее ничего бы не было, поэтому ей сочинение и посвящается». 15–18 ноября партию рассказчика исполняет меццо-сопрано Изабель Леонард, выступавшая в Метрополитен-опере, Лирик-опере в Чикаго и на сцене многих ведущих оперных театров мира.

Бетховенская Симфония № 3 («Героическая»), исполненная прославления свободы, дополняет программу.

MTT’s From The Diary of Anne Frank & Beethoven’s Eroica

15 ноября, 2 pm

16–17 ноября, 8 pm

18 ноября, 2 pm

 

Бетховенская Симфония №9 и «Семь ранних песен для голоса и фортепиано» Алана Берга

Монументальная бетховенская Симфония № 9, с участием хора Сан-Францисской филармонии под руководством Рагнара Боулина, сопрано Сюзанны Филлипс, меццо-сопрано Келли О’Коннор и тенора Николаса Фана, входит во вторую программу МТТ. В программе концерта также «Семь ранних песен для голоса и фортепиано» Алана Берга, австрийского композитора, представителя музыкального экспрессионизма и нововенской композиторской школы.

Красивые, романтические по настроению песни исполнит сопрано Сюзанна Филлипс, обладающая прекрасной вокальной техникой и выступающая с ведущими оперными театрами в США и Европе.

Концерты 15–18 и 23–25 ноября посвящены памяти погибших в Питтсбурге 27 октября.

MTT Conducts Beethoven’s Ninth

23–24 ноября, 8 pm

25 ноября, 2 pm

Блистательный дуэт французских музыкантов

Готье Капюсон, известный виолончелист и пианист-виртуоз Жан-Ив Тибоде, «один из лучших пианистов в мире сейчас» (Opus Colorado), исполнят сонаты Дебюсси, Брамса и Рахманинова.

Gautier Capucon and Jean-Yves Thibaudet in Recital

2 декабря, 8 pm

SF Symphony Davies Symphony Hall,201 Van Ness Ave.

415-864-6000

sfsymphony.org

 

Под куполом
цирка

Cirque du Soleil

Volta

История ведущей цирковой компании мира Cirque du Soleil («Цирк солнца») восходит к 1984 году, когда двадцать уличных исполнителей цирковых номеров и актеров объединились во франкоязычной канадской провинции Квебек и начали давать представления сначала на городских площадях и в скверах, а позже под переносным шатром.

На сегодняшний день Cirque du Soleil – самая большая и самая успешная цирковая компания в мире с четырьмя тысячами человек, из которых 1400 – артисты из более чем пятидесяти стран.

На счету компании – десятки представлений, которые посмотрело 180 миллионов зрителей в 450 городах планеты.

Название компании было придумано Ги Лалиберте, одним из ее основателей, в 1984 году.

В нынешнем 2018 году в разных городах на разных континентах идут одновременно 19 различных шоу компании. Некоторые, как O или Mystere, можно посмотреть только в Лас-Вегасе в специально под них построенных театрах. Лас-Вегас не покидают также The Beatles Love, KA, Michael Jackson One и некоторые другие.

Шесть других, Volta в их числе, относятся к touring shows under the big top, т. е. их можно возить на гастроли и показывать под громадным тентом, устанавливаемым на определенное время в данном городе.

Cirque du Soleil начал приезжать в Штаты и в Калифорнию со второй половины 80-х. Это были не шоу, а спектакли – лиричные, трогательные, пронизанные поэзией и грустью.

Элементы уличного театра, балагана, пантомима и цирковые номера искусно переплетались.

С приходом коммерческого успеха спектакли превратились в шоу. Да, Mystere или O невозможно было бы создать теми силами, но сила искусства и театра иногда измеряется не только колонками цифр и экономической рентабельностью. Утратив наивность и магию, шоу обрели размах, техническую мощь и блеск.

Volta

Стоит заметить, что с самого начала в Дю Солей был сделан выбор: только акробаты, жонглеры, клоунада и пантомима, отказ от дрессированных животных. Музыка, свет, костюмы работают на создание атмосферы ожидания какого-то чуда. По мере роста компании шоу становились все технологичнее – с использованием лазеров и другой сложной техники.

Названия большинства шоу напоминают эсперанто, какие-то ассоциации угадываются, но точно перевести невозможно. Volare с итальянского – «летать», возможно, volta означает что-то летучее, приближенное к полету.

По замыслу создателей, Volta – история путешествия в поисках собственного «я» и освобождения внутренних сил, заложенных в человеке. Герой по имени Waz принимает участие в некоем полуфантастическом конкурсе. Ему предстоит узнать, чего стоят слава, успех и собственная свобода. Сюжет не совсем поддается пересказу, почти как и сюжеты опер и балетов, но это не делает зрелище менее захватывающим. Из синевато- фиолетового затемненного пространства возникают фигуры странных таинственных существ, исполняющих невероятные трюки.

Один из главных участников Volta – цирковой артист из России Андрей Кислицын, исполняющий роль персонажа по имени Mr. Wow. Легко и беззаботно выполняет он головоломные трюки, бросая вызов законам земного притяжения.

В истории Дю Солей – целый ряд имен российских артистов: Виктор Ки, Олег Изосимов, Татьяна Гусарова, Михаил Моторин. Работали с компанией Валентин Гнеушев и Павел Брюн.

Cirque du Soleil Volta

Big Top at AT&T Park in San Francisco

15 ноября – 3 февраля 2019

cirquedusoleil.com/volta

Фарсовая комедия «Мужики
на суденышках»
в театре ACT

Комедия с элементами фарса об освоении Дикого Запада с позиций сегодняшнего дня с успехом идет в театре Strand, относящемся к ACT. Все роли исполняют женщины, подкрепляя свою решимость в выяснении отношений с американской историей времен Гражданской войны крепкими выражениями и пальбой. Изобретательная трансформация сцены и неожиданные повороты сюжета придают пьесе занимательность.

Men on Boats

До 16 декабря

ACT’s Strand Theater, 1127 Market Street

415-749-2228

act-sf.org

Рождественско-новогоднее безумие на сцене Curran

На прославленную историческую сцену театра Curran, над которой раскачивалась гигантская люстра, угрожая сорваться в «Призраке Оперы», грядет новый ураган-торнадо: Taylor Mac Holiday Sauce. Тэйлора Мэка хорошо знают в Нью-Йорке, Сан-Франциско по его экстравагантным театральным и театрализованным эскападам. То, что он делает на сцене, можно описать как получение главной роли Веркой Сердючкой в мюзикле Rocky Horror Show.

Это невероятные костюмы, рок и свет, помноженные на толпу поклонников, многие из которых одеты под стать сценическим персонажам этого даже не спектакля или шоу, а чего-то выламывающегося за рамки привычных жанровых определений.

Тэйлор Мэк в главной роли шумного и веселого спектакля

Мэк смеется и над Рождеством с его джентльменским набором из индейки, соуса-подливы, порой бессмысленных и повторяемых из года в год поздравлений и подарков, поскольку и сам праздник, и Новый год превратились в бесконечную распродажу. Отсюда и название Holiday Sauce. Нетрудно догадаться, что соус не останется в соуснице, а разлетится по всей поверхности сцены.

В шоу блестяще соединяются элементы карнавала, бурлеска и сатирического театра миниатюр, по сравнению с которым «Камеди Клаб» кажется сдержанно-консервативным.

Taylor Mac Hiliday Sauce

21 ноября – 1 декабря

Curran, 445 Geary Street

415-358-1220

sfcurran.com

Оперная премьера

It’s a Wonderful Life («Эта замечательная жизнь»), новая опера сан-францисского композитора Джека Хейги, написанная по заказу SF Opera, продолжает сезон. Это четвертая опера композитора. Первая, Dead Man Walking («Шаги приговоренного к смерти»), была написана в 2000 г. на либретто известного драматурга Терренса Макнелли, перу которого принадлежит много пьес и киносценариев, созданных за полвека. Одна из его самых известных работ – пьеса «Мастер-класс» о Марии Каллас.

«Шаги приговоренного к смерти» были поставлены в шестидесяти оперных компаниях в США и других странах.

За основу новой оперы взят известный голливудский фильм Фрэнка Капры 1946 г. В канун Рождества отчаявшийся герой фильма собирается свести счеты с жизнью. Является ангел, который заставляет героя поверить, что он нужен разным окружающим его людям. Фильм Капры, пронизанный надеждой, вдохновил Хейги. «В то время как фильм сделан в реалистическом ключе, я писал оперу скорее в ключе некоей мечты», – говорит он.

Голда Шульц исполняет партию ангела в опере « Эта замечательная жизнь»

Главную партию исполняет тенор Уильям Борден, много и успешно выступавший на сцене Сан-Францисской оперы. Партию ангела поет южноафриканское сопрано Голда Шульц, недавно дебютировавшая в Метрополитен-опере.

Род Гилфи и Адриана Шушман также известны любителям оперы.

It’s a Wonderful Life

17 ноября – 9 декабря

San Francisco Opera, 301 Van Ness Avenue

415-864-3333

sfopera.com

Cal Performances: все флаги в гости на сцене Zellerbach Hall

Чарльз Ллойд на сцене Зеллербах-холла

Известный израильский музыкант и дирижер и его оркестр покажут программу из двух сочинений: опуса к «Дон Кихоту» Рихарда Штрауса и Симфонии №5 Чайковского.

Daniel Barenboim and the West-Eastern Divan Orchestra

10 ноября, 3 pm

Zellerbach Hall

«Пиксель»: хай-тек
и танец

Одиннадцать танцовщиков Compagnie Kafig используют элементы бразильской капоэйры, соединяющей в своеобразном танце религиозный культ, элементы самообороны и боевых искусств, трехмерное пространство, создаваемое лазерами для головоломных трюков. Танец и цирк соединяются в красочном экзотическом зрелище, созданном бразильцами и французским хореографом Мурадом Мерзоуки.

Companies Kafig; Pixel

16–17 ноября, 8 pm

Zellerbach Hall

Израильский пианист Шай Воснер

Выросший в Израиле и получивший образование в Джульярде Шай Воснер сыграет концерт из трех сонат Шуберта. Концерт пройдет в зале камерной музыки на территории берклийского кампуса рядом с Зеллербах-холлом.

Shai Wosner, piano

2 декабря, 3 pm

Hertz Hall, 101 Cross-Sproul Path, Berkeley

Вечер американского джаза

Саксофонист-новатор Чарльз Ллойд и фолк-певица Люсинда Уильямс подготовили музыкальную программу из знаменитых джазовых и фолк-композиций.

Charles Lloyd & The Marvels with special guest Lucinda Williams

6 декабря, 8 pm

Zellerbach Hall, 101 Zellerbach Hall # 4800

510-642-9988

calperformances.org

На сцене Herbst
Theatre

Струнный квартет Brooklyn Rider

Две скрипки, виола и виолончель – все четверо классических музыкантов изменили стиль и звучание традиционного струнного квартета после того, как объединились в Нью-Йорке.

Программу концерта открывает знаменитый бетховенский Квартет № 15, задавая тональность.

Далее в программе – современная музыка, специально написанная для струнного квартета.

Brooklyn Rider много и успешно гастролирует, а альбомы квартета неоднократно удостаивались музыкальных наград.

Brooklyn Rider

16 ноября, 7:30 pm

Herbst Theatre

Джазовая вокалистка Лючиана Суза, лауреат «Грэмми», выросла в семье музыкантов, исполнителей босановы, смеси традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза. Концерт под названием Book of Longing («Книга романтических желаний») посвящен теме взаимоотношений поэзии и музыки.

Luciana Souza, vocal with Chico Pinheiro and Scott Colley

30 ноября, 7:30 pm


Ана Видович, концерт гитарной музыки

Гитарист-виртуоз Ана Видович известна своей блестящей техникой. В программе концерта – Бах, Скарлатти, Пьяццолла.

8 декабря, 7:30 pm

St. Mark’s Lutheran Church, 1111 O’ Farrell St.

 

San Francisco Performances

Herbst Theatre, 401 Van Ness Avenue

415-677-0326

Sfperformances.org

Георгий ВЛАСЕНКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »