Новый хореографический успех Юрия Посохова
Балет Юрия Посохова под названием «Raku» стал двенадцатым, созданным хореографом на сан-францисской сцене. Сюжет балета отталкивается от подлинного события – поджога выдающегося памятника истории и архитектуры, храма «Золотой павильон» в городе Киото (Япония) в 1950 году одним из монахов. Храм сгорел дотла. Событие это обросло легендами. Либретто было создано Гари Вангом по заказу Балета Сан-Франциско […]
Балет Юрия Посохова под названием «Raku» стал двенадцатым, созданным хореографом на сан-францисской сцене. Сюжет балета отталкивается от подлинного события – поджога выдающегося памятника истории и архитектуры, храма «Золотой павильон» в городе Киото (Япония) в 1950 году одним из монахов. Храм сгорел дотла. Событие это обросло легендами. Либретто было создано Гари Вангом по заказу Балета Сан-Франциско и фактически добавило к существующим легендам ещё одну. Название балета переводится как «глиняная посуда, подвергающаяся обжигу и предназначенная для чайной церемонии».
Музыку сочинил сан-францисский композитор, японец Шинджи Ишима, который около тридцати лет работал одновременно контрабасистом оркестров нашей Оперы и нашего Балета, а в настоящее время преподаёт в Университете штата в Сан-Франциско и в Сан-Францисской консерватории. Партитура создана для полного оркестра и не использует традиционные японские инструменты и японский мелос, но музыка в какой-то степени носит ориентальный характер. В процессе создания балета хореографу часто приходилось менять свои решения и переделывать сцены. Естественно, композитору приходилось вслед за этим также менять какие-то части партитуры, что было делом нелёгким, однако оба, и балетмейстер, и композитор, работали в полном взаимном согласии и с большим увлечением. Результат превзошел все ожидания. Музыка балета нетривиальна, достаточно интересна, выразительна, порой лирична, порой драматична и достигает временами трагедийной силы воздействия.
Это балет о любви и разлуке, неистовой страсти и ревности, насилии и горе. Возлюбленные Принц и Принцесса. Он, мужественный воин, по велению долга отправляется на войну и не возвращается. Его друзья доставляют Принцессе всё, что осталось от него: ларец с пеплом и меч. Появляется третье лицо, лысый Монах. Он с первого взгляда влюбляется в Принцессу, но безответно. В бешенстве Монах прибегает к насилию и, осознав бесполезность всех своих действий, в ярости поджигает храм. Пламя пожирает всё. Важный компонент происходящего -четыре воина, которые комментируют события и время от времени вовлекаются в их течение. Они тоже склонны к насилию.
Пересказ сюжета может занять не более полстраницы текста, и тогда зачем же нужны музыка и балет? Но у музыки и балетного искусства – свои, специфические средства выразительности, которые недоступны никаким словам. Соединение музыки и хореографии могутт создать у людей, сидящих в зале, такой эмоциональный отклик, с которым ничто не может сравниться. И Посохов принял решение не следовать шаг за шагом за перипетиями сюжета, а создать действо, выражающее череду эмоций, переживаемых участниками событий, в которые они оказываются вовлечёнными. И это было очень верное решение, что подтверждают бурная реакция зрителей и шквал откликов в прессе.
В нескольких первых спектаклях партии возлюбленных танцевали Юан Юан Тэн и Демин Смит, партию Монаха исполнял Паскаль Моля. Одно лишь участие таких звёзд гарантировало успех премьеры, особенно если учесть, что хореограф создавал женскую партию для Юан Юан, ориентируясь на возможности этой выдающейся балерины. Все три исполнителя сумели совладать с лексикой этого балета, чрезвычайно трудной и новаторской, выполняя движения, которые кажутся иногда совершенно невыполнимыми. При этом все трое оказываются ещё эмоциональными и чрезвычайно выразительными исполнителями. Например, Юан Юан даже в статичных позициях излучает целый заряд эмоций, порой достаточно сложных и неоднозначных.
Один из сильнейщих танцовщиков труппы, очень техничный и стабильный Демин Смит, идеально справился со сложной партией Возлюбленного. Он был мужествен, благороден, достаточно эмоционален и верен в любви. Па-де-де влюблённых, переживающих предстоящую разлуку, – один из сильнейших и наиболее впечатляющих номеров спектакля, – выражает очень сложную и тонкую гамму настроений – от незащищённости до эротичности и торжества любви. Здесь танцовщик и балерина показали себя во всём блеске.
Принца уже нет. Появляется Монах. Радикально меняется настроение спектакля. Ярко освещённая сцена погружается в полумрак. Монах привносит с собой неистовость и грубую силу. Его любовь к Принцессе устрашающа. Паскаль Моля здесь масштабен, решителен и отталкивающе силён. Это одна из лучших партий замечательного танцовщика. Квартет воинов (Гаэтано Амико, Сиин Орза, Джереми Раккер, Квин Вартон), действуя преимущественно синхронно, изобретательно реагировал на возникающие ситуации, давая им эмоциональные оценки, а иногда и подключаясь к действу. Их участие существенно обогатило эмоциональную картину трагедии. Однако хотелось бы увидеть ещё более точную синхронность их движений.
Костюмы не стесняют движения, хорошо, без всякой аляповатости, выглядят (художник по костюмам Марк Заппон). Оформление спектакля достаточно аскетично, но и изобретательно: вращающиеся башни, японские ширмы и т.п. (сценический дизайнер – Александер В. Николс). Но постановщик , наверное, впервые в балетном театре, поставил задачу использовать все возможности современной техники, и особенно – электронной, для создания сценических эффектов. И они буквально заворожили публику. Например, Прицесса – в кимоно. Внезапно кимоно покидает её фигуру и вздымается к небесам, а она остаётся в одном лишь трико. Немало было и других трюков. Весь храм объят бушующим пламенем – и только за счёт электроники. Здесь руку приложил и художник по свету Кристофер Деннис. Спектаклем дирижировал Мартин Уэст, отличный мастер своего дела, которого не нужно представлять читателям.
Премьера балета прошла с триумфальным успехом. Зал, как по команде, поднялся и устроил продолжительную овацию балетмейстеру, балету и исполнителям. Публика оценила по достоинству необычность, новаторство балета, его глубокую эмоциональность и пронизывающую силу воздействия. Эта постановка ещё раз продемонстрировала разносторонность хореографического таланта Юрия Посохова: среди сочинённых им балетов нет ни одного, который был бы, хоть в каком-то плане, похож на предудущие или на произведения других хореографов.
Спектакль вызвал волну откликов в прессе. В качестве примера приведу один из них: «Raku was the most exciting piece I have seen ever!! The audience was out of their minds with applause and cheer when it was finished!! It was so incredibly original…”
Raku был показан в рамках Программы 2. Ему предшествовал в программе балет «Симфонические вариации» выдающегося хореографа сэра Фредерика Эштона на музыку Цезаря Франка. Третьим балетом стал «Симфония в до мажор» Джорджа Баланчина на музыку Жоржа Бизе. Наличие в программе двух признанных балетных шедевров не помешало успеху нового произведения Ю.Посохова. В балете Эштона участвовали три пары. Особенно стоит выделить пару Кочеткова – Недвигин. Они – в прекрасной физической форме, и танцевали великолепно. «Симфония в до мажор» шла в нашем театре несколько раз, но никогда прежде она не выглядела такой совершенной, как сейчас.
В труппе появился новый ведущий солист из России, Артём Ячменников. Очень высокий красавец с хорошей школой. Его выступление в «Жизели» – весьма многообещающе. В кордебалет принята русская балерина Елена Казакова.