Новый балет Юрия Посохова
Issue #790 Как коротки балетные сезоны! Не успеваешь оглянуться, как они уже подходят к концу. Вспоминая нынешний сезон, особенно хочется выделить Седьмую программу, одну из самых удачных в этом году. Я побывал на премьере этой программы. Началась она с балета под названием Rush английского балетмейстера Кристофера Уилдона на музыку Богуслава Мартину Sinfonietta de Jolla. В […]
Issue #790
Как коротки балетные сезоны! Не успеваешь оглянуться, как они уже подходят к концу. Вспоминая нынешний сезон, особенно хочется выделить Седьмую программу, одну из самых удачных в этом году. Я побывал на премьере этой программы. Началась она с балета под названием Rush английского балетмейстера Кристофера Уилдона на музыку Богуслава Мартину Sinfonietta de Jolla. В балете были задействованы три пары ведущих танцоров и артисты кордебалета. Все танцевали очень чисто, легко преодолевая технические трудности.
Завершил программу 7 «Концерт» Джерома Роббинса на музыку Шопена. Это – уморительный балет с очень узнаваемыми, но достаточно шаржированными персонажами и ситуациями. Конечно, главным действующим лицом «Концерта» стал пианист Michael McGraw: вальяжный, самодовольный, знающий себе цену и…действительно прекрасный пианист. Очень хороша была сверхпоглощённая музыкой балерина – Ванесса Захорян. А уж как знакомы были супруги – Паскаль Моля, с неизменной сигарой в зубах, и Илана Олтмен, вечно третирующая его! Музыку Шопена сопровождал нестихающий хохот зала.
Однако центральным событием вечера стала премьера нового балета Юрия Посохова «Классическая симфония». Музыка этой симфонии создана двадцатишестилетним Сергеем Прокофьевым как галантный поклон великому И.Гайдну. Будучи классической по стилю, она зачастую прибегает к достаточно современной лексике. Третья часть, «Гавот», была впоследствии использована композитором в балете «Ромео и Джульетта». Музыка симфонии очень красива и согрета доброй иронией. Это девятая постановка Юрия Посохова в нашем театре. Он посвятил её своему знаменитому педагогу в Московском хореографическом училище, Петру Пестову, ученики которого называют его «Пётр Великий». Пестов выпустил плеяду замечательных танцовщиков, среди которых, помимо Посохова, Алексей Ратманский, Владимир Малахов, Николай Цискаридзе и многие другие.
В новой постановке Посохова не нашлось места юмору, но хореограф расширил возможности классического танца. Как и в прошлом, балетмейстер насыщает каждое движение иногда малозаметными, но существенно новыми деталями, которые очень усложняют текст. Очень интересны и часто необычны комбинации движений. Некоторые па частично используют элементы русского танца и значительно обогащают хореографию «Классической симфонии». Словом, по стилю это неоклассика. Это балет о молодости , об избытке чувств и юной неудержимости. Он покоряет своей энергией, кажущейся спонтанностью и непредсказуемостью.
В балете участвовали три пары солистов и восемь артистов кордебалета. Главной парой были Мария Кочеткова и Хансуке Ямамото. Ямамото полностью вернулся к прежней физической форме. Он элегантен и мужествен, очень внимательный партнёр, технически безупречен, а его па-де-де с Кочетковой было сказочно красивым и эмоциональным. Кочеткова сумела быть одновременно атлетичной, решительной – и мягкой и вкрадчивой, как кошечка. Смотреть её танец было большим удовольствием. Что касается Ямамото, то, думаю, это было лучшее его выступление за последние годы. Кристин Лонг и Френсис Чанг были очаровательно женственны и отлично взаимодействовали как друг с другом, так и со своими партнёрами, гибким и мягким Джеймом Гарсиа Кастилла и артистом кордебалета Дениэлом Дейвисоном, который ни в чём не уступал солистам труппы. Попутно стоит отметить, что у нас очень сильный мужской состав кордебалета.
Третья часть «Симфонии», «Гавот», была отдана юношам из кордебалета. Одетые в одинаковые костюмы, они, по трое, в прыжках взлетали над сценой и перелетали её. Это была стая ласточек, поднятая по тревоге, и все они, при своей похожести, были своеобразны и интересны. Сцена понравилась неординарностью; она потребовала от исполнителей повышенной физической отдачи. Очень изобретательной была хореография четвёртой части, где два сепаратных кольца, образованные мужчинами и женщинами, причудливо переплетались в танце.
Конечно, в живом исполнении случаются какие-то помарки. В тот вечер, например, «птицы», приземляясь, нарушили однажды рисунок танца, но это частности. Участники балета танцевали с большим вдохновением и удовольствием. Хороши были костюмы Сандры Вудол. Оркестр под руководством главного дирижёра, Мартина Веста, звучал прекрасно. Наградой был восторженный приём публикой нового балета. На моей памяти, ни одна балетная премьера не вызывала ещё таких громовых и продолжительных оваций, как эта.
Удалось мне побывать ещё на одном спектакле Программы 7. Здесь главной парой в «Классической симфонии» оказались Ванесса Захорян и Геннадий Недвигин. Захорян в последние годы стала одной из лучших ведущих танцовщиц. Она легка, изящна, свободна. Танец Недвигина кажется совершенным. Геннадий необычайно мягок, раскрепощён. Каждое его движение очень пластично и носит законченный характер, особенно – ранообразные прыжки и вращения, которые могут служить наглядным пособием для молодых танцовщиков. Он является подлинным украшением труппы. Хорошее впечатление произвели и солисты Джеймс Софранко и Виктор Луиз. Их партнёршами были артистки кордебалета Дорес Андре и Клара Бланко, которые успешно выдержали этот экзамен.
Постановки двух балетов Посохова в России (одна в Большом театре, другая – в Пермском) были в разное время номинированы на премию «Золотая маска», одну из самых престижных театральных премий РФ. Хочется отметить также, что в прошедшем сезоне все русскоговорящие солисты Сан-Францисского Балета (Давит Карапетян, Тийт Хелимец, Маша Кочеткова, Геннадий Недвигин) были в прекрасной физической и артистической форме. Дана Геншафт не принимала участие в сезоне.