Новый балет Посохова
Недавно состоялась премьера «Франчески да Римини», уже двенадцатого по счету балета, поставленного Юрием Посоховым в Сан-Франциско. Какой бы замысел ни вдохновлял хореографа, музыкальная составляющая балетов Посохова, как правило, позволяет наилучшим образом воплощать его идеи: он – человек, любящий и знающий классическую музыку и обладающий безупречным вкусом. Его новый балет вдохновлен симфонической поэмой П.И.Чайковского с тем […]
Недавно состоялась премьера «Франчески да Римини», уже двенадцатого по счету балета, поставленного Юрием Посоховым в Сан-Франциско.
Какой бы замысел ни вдохновлял хореографа, музыкальная составляющая балетов Посохова, как правило, позволяет наилучшим образом воплощать его идеи: он – человек, любящий и знающий классическую музыку и обладающий безупречным вкусом. Его новый балет вдохновлен симфонической поэмой П.И.Чайковского с тем же названием, побудительным импульсом к созданию которой стал один из эпизодов «Божественной комедии» Данте, основанный на реальных событиях. Лучшее сочетание пенящейся музыки и столь же бурного сюжета трудно найти.
События балета уносят нас в ХIII век. Сановный отец, преследуя политические и финансовые цели, выдал свою красавицу-дочь Франческу замуж за правителя Римини, Джанчотто Малатеста, уродливого горбуна. В этом браке родилось двое детей. Но случилось то, что не могло не случиться: Франческа и младший брат её мужа, красавец Паоло, полюбили друг друга. Джанчотто, уверившись в измене жены, убивает её и своего брата, которые, по словам современников, попадают затем во второй круг ада, предназначенный для похотливых грешников. Но и убийца тоже оказывается в преисподней.
Большинство читателей наверняка помнят скульптуру Родена «Три Тени», выставленную в Сан-Францисском Музее изобразительных искусств (во Дворце Почётного Легиона) и в Стэнфорде, где она венчает роденовские «Врата ада». По воле балетмейстера, эти три фигуры, затянутые в трико с холодной расцветкой «под мрамор», ожили и были наделены некоторыми важными функциями: они реагируют на происходящие события, охраняют Врата ада, сопровождают грешников в назначенные круги и т.п., а после каждой такой акции застывают в позах, запечатлённых Роденом. Прекрасная идея хореографа! В ролях Теней успешно выступили Джереми Ракер, Квин Вортон и Льюк Уиллис. Можно отметить ещё, что знаменитая скульптура Родена «Поцелуй», выставленная, например, в Санкт-Петербургском Эрмитаже, также была навеяна персонажами Данте, – Франческой и Паоло.
В дополнение к Теням, Посохов ввёл ещё своеобразный античный «хор», состоящий из пяти женщин в красных одеждах, вездесущих и исполняющих разнообразные обязанности: они явно симпатизируют Франческе, «комментируют» происходящие события и переживания главных персонажей и поддерживают эмоциональную атмосферу, возникшую вокруг влюблённых, и всё это – только посредством танца! Насколько важно пребывание «хора» на сцене, свидетельствует и тот факт, что, наряду с участницами кордебалета Кристиной Линд, Мерилен Олсон и Дженифер Стал, в нем участвуют и солистки балета Илана Олтмен и Дорес Андре. Выделить кого-либо из них невозможно, все танцуют безупречно и в унисон.
Однако главными действующими лицами были Мария Кочеткова в роли Франчески и кубинцы Джон Боада ( Паоло) и Тарас Домитро (муж Франчески, Джованни (по версии Данте). Пластичность Кочетковой, невесомость, мягкость («тело и руки без костей») и законченность каждого движения давно стали её «визитной карточкой» и снискали ей любовь публики (по моим наблюдениям, значительная часть балетоманов приходит на спектакли специально «на Кочеткову» или (и) «на Недвигина»). Мы хорошо знаем и Боаду. Мужественность его танца, высокие прыжки и разнообразные и чёткие вращения, многообразная и красивая техника подъёмов партнёрши, – всё работает на создание живого образа любовника Франчески. Четвёртый сезон в нашем театре успешно выступает ведущий солист Тарас Домитро, выходец из кубинской балетной семьи. Техничный танцовщик, в роли Джованни он не вызывает симпатии, а, напротив, выглядит хищником, ждущим своего часа. Его резкие движения тяжелы и антипатичны. Он жестоко расправляется с обаятельными любовниками, как и предусмотрено сюжетом.
Действие балета не выглядит линейной хронологической последовательностью событий, а, скорее, собранием эмоциональных и колористических картин, выстроенных в соответствии с воображением хореографа. Эта особенность постановки вызывает некоторое недовольство одной части публики и полное одобрение – другой. Главным смысловым и эмоциональным центром спектакля стало десятиминутное па-де-де в исполнении Франчески и Паоло. Такого па-де-де нам ещё не приходилось видеть, как и такой коцентрации любви и страсти. Значительную часть движений мы узнавали и не узнавали. Как усложнились рисунок танца и его смысловая и эмоциональная наполненность! Как увеличились трудности!
Сюжет «Франческа да Римини» привлекал внимание многих хореографов задолго до Посохова. Например, Михаил Фокин ещё в 1915 году поставил в Мариинском театре балет на этот сюжет, и тоже на музыку Чайковского. Было и много других балетов такого же сюжета как на музыку Чайковского, так и на музыку других композиторов. Шёл этот балет и в театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. К счастью, Посохов не был знаком ни с одной из этих постановок, что позволило ему создать совершенно оригинальный спектакль.
Практически все балеты Посохова интересны своим новаторством (притом на прочной основе классического танца), оригинальностью сюжетов и разрешений главных конфликтов. То же можно сказать и о его последнем по времени детище.
Посохов долго не мог приступить к постановке этого балета, так как она требовала значительных расходов, которые театр не мог себе позволить. Наконец, деньги нашлись, и замысел удалось осуществить. Сценический дизайн принадлежит изобретательному Александру В. Никколсу, замечательные костюмы были выполнены по проекту талантливой Сандры Вудол, художник по свету – Христофер Деннис. Оркестр театра с каждым годом звучит всё лучше. Вот и сейчас, под руководством Мартина Веста , он звучал прекрасно и очень эмоционально. Балет Посохова представлял собой одну из трёх частей Третьей программы, и все его спектакли заканчивались бурными и продолжительными овациями.
Началась Третья программа с балета «Трио», поставленного в прошлом сезоне артистическим директором и главным хореографом нашего балетного театра Хелги Томассоном. Это произведение – тоже на музыку Чайковского, «Сувенир из Флоренции», и создано в чисто классических традициях. Первая часть мне показалась перенаселённой, вторая выглядела замечательно в исполнении трёх ведущих солистов, Сары ван Паттен, Тийта Хелимеца и Вито Маццео, а в третьей и четвёртой частях царствовали Фрэнсис Чанг и Геннадий Недвигин, которых поддерживала большая группа танцовщиков, в том числе солисты Даниел Делвисон и Исаак Хернандез. Эти две последние части выглядели особенно выигрышно.
А завершал Третью программу балет, поставленный в 2003 году Алексеем Ратманским на музыку Камилла Сен-Санса, «Карнавал животных». Очень милый и полный юмора спектакль вызвал одобрение публики, но выглядел скорее студенческим капустником, нежели солидным балетным спектаклем. В целом, Третья программа оказалась намного интересней Второй.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско