Новая звезда на дирижерском небосводе
В Дэвис Симфони Холл состоялись концерты оркестра Сан-Франциско Симфони с участием первоклассного американского скрипача Джошуа Белла. Первое отделение было посвящено русской музыке, во втором исполннялась Первая симфония Эдуарда Элгара. Дирижировал Василий Петренко, с которым сан-францисская публика познакомилась в прошлом сезоне. В зале были и незаполненные места, публика не ожидала сенсаций, но концерт стал праздником для […]
В Дэвис Симфони Холл состоялись концерты оркестра Сан-Франциско Симфони с участием первоклассного американского скрипача Джошуа Белла. Первое отделение было посвящено русской музыке, во втором исполннялась Первая симфония Эдуарда Элгара. Дирижировал Василий Петренко, с которым сан-францисская публика познакомилась в прошлом сезоне. В зале были и незаполненные места, публика не ожидала сенсаций, но концерт стал праздником для меломанов.
Программа открылась исполнением Праздничной увертюры Дмитрия Шостаковича. Написанная в 1954 году, вскоре после смерти «отца народов», увертюра отразила радость ожидания перемен к лучшему. Это, наверное, самое жизнерадостное сочинение Шостаковича, созданное зрелым мастером. Следующим номером стало исполнение чудесной миниатюры П.И.Чайковского «Размышление», предполагаемой медленной части Скрипичного концерта, которую автор решил заменить другой музыкой. Впоследствии Глазунов тактично и талантливо оркестровал эту пьесу, и это было её первым исполнением в Сан-Франциско.
Эту пьесу, как и скрипичный концерт в ля минор А.Глазунова, сыграл Джошуа Белл в сопровождении оркестра. Как обычно, исполнение Белла достаточно традиционно, но безукоризненная техника и красивый звук его скрипки, а также замечательная фразировка позволили ему воссоздать волнующую красоту меланхолической пьесы «Размышление». Концерт Глазунова звучит довольно редко, но и здесь музыканты выразительно подали лирические первую и вторую части (без перерыва) и с блеском сыграли технически сложную и блистательную третью часть, Allegro, продемонстрировав логическую и эмоциональную выстроенность произведения. Остаётся только пожалеть, что этот концерт привлекает недостаточное внимание исполнителей.
Второе отделение концерта было посвящено Первой симфонии Элгара, премьера которой состоялась в 1908 году. Исполнение симфония порадовало своей красочностью и разнообразием оттенков первой части, неудержимой энергией второй, очаровательной мелодичной третьей частью, Адажио. Начало четвёртой части прозвучало несколько механично, но завершение её было ярким и динамичным. В целом, исполнение оркестром симфонии было достаточно убедительным и эмоциональным. Однако создалось впечатление, что симфония «излишне многословна». Но это замечание адресовано скорее автору, чем исполнителям.
И всё же главной фигурой этого вечера стал российский дирижёр Василий Эдуардович Петренко. Ему есть что сказать. У него необыкновенно выразительная техника дирижирования, каждый жест пластичен и красноречив, выбор темпов (а это одно из самых существенных качеств исполнения) безукоризнен, так же, как и ритмическая строгость, тесно увязанная порой с необходимой ритмической свободой. При этом дирижёр добивается необходимого эмоционального отклика оркестрантов. Впечатляет его внимание к деталям и умение продемонстрировать их. Мы знаем некоторых мастеров с очень красивой техникой дирижирования (не стану перечислять их имена), которые при этом не находят взаимопонимания с оркестром. А вот наш оркестр и В.Петренко достигли полного взаимопонимания, составляя как бы единый организм, а каждый жест дирижёра был настолько точен и своевременен, что, кажется, и человек, никогда не державший в руках музыкальный инструмент, мог бы сыграть требуемый пассаж. Успех концерта был во многом обусловлен вдохновенным мастерством дирижёра.
После концерта состоялась встреча публики с дирижёром и скрипачом, которую вёл представитель радио. Музыканты отвечали на вопросы меломанов. Василий Петренко делал это особенно удачно и содержательно, а часто – весьма остроумно. Его британский английский был великолепен, и отвечал он на вопросы откровенно и исчерпывающе. В одном из предыдущих интервью на вопрос, почему он чуть ли не в каждую программу включает современную музыку, Петренко ответил: «Нельзя кушать только сладкое».
Светловолосый, высокий, подтянутый и обаятельный, тридцатипятилетний Василий Петренко родился в Санкт-Петербурге, закончил Хоровое училище им. Глинки, а затем поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился у знаменитых асов дирижёрского искусства Ильи Мусина, Мариса Янсонса, Юрия Темирканова, Еса-Пека Салонена. В 1994-97 годах возглавлял Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр (бывший Оркестр старинной и современной музыки) и работал с другими коллективами. Успешно выступил в нескольких международных конкурсах и в 2002 году в Барселоне получил гран-при 6-го Международного конкурса дирижёров «Кадакес».
В 2006 году Петренко возглавил Королевский филармонический оркестр Ливерпуля. Заметное улучшение звучания оркестра, существенное расширение его репертуара, резкий рост посещаемости концертов и разительное улучшение финансового положения были настолько убедительны, что власти поторопились продлить контракт с маэстро ещё на пять лет. В декабре 2008 года Петренко стал ещё и главным дирижёром Национального юношеского оркестра Великобритании. Его успехи были отмечены в 2009 году премией Classical Brit Awards, главной премией Великобритании в классическом музыкальном искусстве, которая присуждается только одному человеку, а компания Gramophone назвала его музыкантом года. Университет Ливерпуля наградил Петренко степенью Почётного доктора (Doctor of Letters), а городские власти присвоили ему звание почётного гражданина Ливерпуля.
Петренко с удовольствием исполняет симфонический репертуар и с не меньшим удовольствием обращается к оперному дирижированию. В оперном репертуаре Василия Петренко – более 30 сочинений. В Нидерландской опере, например, он поставил несколько опер, включая Верди и Мусоргского (труднейшего «Бориса Годунова»), в Гамбурге – «Пиковую даму» Чайковского, в Парижской опере – «Евгения Онегина» и т.д. Собирается продирижировать «Кармен» в Цюрихской опере. На его счету – выступления с оркестрами Сент-Луиса, Бостона, Филадельфии, Миннесоты, Филармоническими оркестрами Лондона и Лос –Анджелеса, Национальным оркестром Франции, одним из лучших оркестров Токио. Подписаны головокружительные контракты со многими выдающимися коллективами.
Недавно Василий Петренко стал музыкальным руководителем Филармонического оркестра Осло. Он займёт этот пост в августе 2013 года и собирается совмещать новые обязанности с руководством Ливерпульским оркестром. Благо, Ливерпуль и Осло расположены недалеко друг от друга. Стоит напомнить, что Филармонический оркестр Осло – один из лучших в Европе после того, как в течение более двадцати лет им руководил Марис Янсонс.
Василий женат. Его жену зовут Евгения, а сына – Саша.
Василий Петренко – яркий представитель молодого поколения дирижёров. В отличие от многих дирижёров-диктаторов старшего поколения, молодые мастера, включая и Петренко, является дирижёрами – участниками одной команды, которая ищет и находит совместные решения. Атмосфера сотрудничества и взаимной доброжелательности эффективно способствует успеху программы, над которой сейчас работают музыканты.
Выступления Василия Петренко в Сан-Франциско внушают уверенность в том, что он уже сейчас является одним из ведущих дирижёров мира и вскоре, надеюсь, будет повсеместно признан в качестве законодателя-интерпретатора..
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско