Новая встреча с выдающимся пианистом
Помню как сейчас: народная артистка СССР пианистка Татьяна Николаева привезла в мой город в Украине целый выводок маленьких вундеркиндов, один талантливей другого. Наибольшее впечатление на меня произвёл самый высокий и худенький из них, десятилетний пианист по имени Николай Луганский. С тех пор слежу за успехами этого вундеркинда. И мне удалось встретиться пару раз с теперь уже народным артистом России и замечательным […]
Помню как сейчас: народная артистка СССР пианистка Татьяна Николаева привезла в мой город в Украине целый выводок маленьких вундеркиндов, один талантливей другого. Наибольшее впечатление на меня произвёл самый высокий и худенький из них, десятилетний пианист по имени Николай Луганский.
С тех пор слежу за успехами этого вундеркинда. И мне удалось встретиться пару раз с теперь уже народным артистом России и замечательным собеседником, Николаем Луганским, в Сан-Франциско. С Татьяной Николаевой увидеться не довелось: она умерла в нашем городе во время своего концерта в Дэвис-Холле.
В последниие десятилетия техническая сторона оркестрового исполнительства достигла огромных успехов. В особенности возросла фортепианная техника. Многие пианисты, главным образом, среднего и младшего поколения, демонстрируют фантастические достижения в этой области, увеличивая скорости во много раз, что неизменно сопровождается овациями залов. Добавлю: не всегда во благо того или другого сочинения. Отмечу, что Николай Луганский обладает такой же фантастической техникой, с одним лишь «небольшим» отличием: каждая фраза того или другого исполняемого им произведения органична, а пианист использует все необходимые средства выразительности, включая и темпы, для наибольшего воздействия первоначальной идеи композитора.
России грешно жаловаться на отсутствие выдающихся музыкантов, в том числе и пианистов. Назову хотя бы часть легендарных имен, одно лишь упоминание которых вызывает волнение души: Александр Гольденвейзер, Владимир Крайнев, Владимир Горовец, Святослав Рихтер, Сергей Рахманинов, Эмиль Гилельс, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв… Имена их упомянуты вразброс, многие выдающиеся мастера не упомянуты. Но хочется отметить, что Николай Луганский по праву занимает своё место в этом списке: ему присущи одухотворённость, творческий поиск, безукоризненная техника, тонкая интеллигентность и глубокое проникновение в характер исполняемого произведения.
В недавней серии концертов Сан-Франциско Симфони под руководством одного из самых ведущих современных дирижёров, Чарльза Дютуа, была предложена чрезвычайно интересная и разнообразная программа из произведений Равеля, Форе, Стравинского. Однако наибольший восторг публики вызвала рахманиновская «Рапсодия на тему Паганини», опус 43, созданная композитором в 1934 году. Солировал Николай Луганский.
Несколько строк о Рахманинове во времена создания им своих последних сочинений. Его реакция на «Великую» Октябрьскую революцию в России была однозначной: уже в конце декабря 1917 года он вместе с семьёй покинул страну, чтобы никогда туда не возвращаться. Он много выступал, изредка сочинял новые произведения, возвращался к некоторым прежним, успешно совершенствуя их. Некоторое время вместе с семьёй провёл в США, затем, в 1929 году, вернулся с нею в Европу.
Значительную часть своего пребывания в Европе Рахманинов уделял выступлениям в качестве пианиста-виртуоза. Однако в это же время и позже он создал ряд выдающихся произведений, требовавших напряженных раздумий и серьёзных технических средств для их воплощения. Не все новые сочинения Рахманинова-композитора нашли понимание околомузыкальной общественности. Потребовалось время для принятия этих сочинений и их восторженных оценок музыкальной публикой. Однако «Рапсодия на тему Паганини» стала приятным исключением. Первое же исполнение этого сочинения 7-го ноября 1934 года, когда солировал сам Рахманинов, а дирижировал Филадельфийским оркестром Леопольд Стоковский, стало сенсацией. Первое исполнение «Рапсодии» в Сан-Франциско состоялось 7-го февраля 1941 года. И опять солировал Рахманинов. Дирижировал Пьер Монтей.
В своей «Рапсодии…» Рахманинов начинает не с одной из тем Паганини, а с некоторого вступления, за которым следует Вариация 1, которая, по существу, является темой для последующих вариаций, начиная со второй и кончая 24-й, а за ней следует кода (завершение). Каждая из вариаций фактически является самостоятельным произведением, красочным и причудливым, некоторые из них можно объединять в группы по настроениям или по другим признакам. Всё вместе взятое представляет яркое полотно, меняющее настроение и характер музыки.
В завершение зал взорвался продолжительной овацией, спровоцированной не только интересным и талантливым «материалом», но и совершенным и многогранным исполнением солиста, Николая Луганского. Мне доводилось неоднократно слушать эту «Рапсодию…» как живьём, так и в записях. Такого глубокого и мастерского прочтения рахманинского шедевра, как на этом концерте, мне слышать не приходилось. И особенно приятно, что «сообщником» этого огромного успеха оказался наш замечательный оркестр, который значительно поднял своё мастерство за годы сотрудничества с Майклом Тилсон Томасом.
Родился Николай Луганский в Москве в 1972 году в семье научных сотрудников. Отец, Лев Борисович, – физик, мать, Анна Николаевна, – химик. Родители рано обнаружили абсолютый слух у сына, и в пятилетнем возрасте мальчик начал учиться игре на фортепиано. Затем занимался в Московской Центральной музыкальной школе, где его учителем была знаменитый педагог Т. Е. Кестнер, а позже – в Московской консерватории, где его учителями были Т. П. Николаева и С. Л. Доренский. С 1998 года преподаёт в Московской консерватории по классу специального фортепиано совместно с профессором С. Л. Доренским. Николай Луганский является солистом Московской филармонии.
Самоотверженная работоспособность юноши, помноженная на безграничную любовь к музыке, принесли первые результаты. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Николай стал выступать с огромным успехом в знаменитых залах за рубежом (во Франции, Германии, Италии), а со временем – принимать участие в различного рода конкурсах. В двадцатидвухлетнем возрасте он стал победителем конкурса Чайковского в Москве. Будучи очень разносторонним музыкантом с громадным, постоянно расширяющимся репертуаром, Луганский, тем не менее, слывёт ещё и одним из самых «романтических» героев современной фортепианной игры.
Он часто выступает в ансамблях с выдающимися музыкантами, – например, с Вадимом Репиным, Александром Князевым, Анной Нетребко, Джошуа Беллом, Мишей Майским и т. д., и с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Неэми Ярви, Курт Мазур, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Эдо де Ваарт…Ничто человеческое ему не чуждо: любит плавать (порой, правда, не без происшествий), очень увлекается шахматами. Свободно владеет французским, немецким и итальянским языками, а также разговорным испанским.
Николай Луганский – народный артист России. Его отец, крупный учёный, продолжает работать. Мать вышла на пенсию и помогает невестке заниматься внуками. Жена, фармацевт, тоже занята детьми. Их у Луганских трое. Прекрасные ребята. Правда, к музыке не тянутся, но ведь есть чем в жизни заняться и помимо нее. Отец больше полугода находится на гастролях. Не беда: можно навестить его на гастрольных остановках.
Рассказ о Николае Луганском не исчерпал содержание этого прекрасного концерта. Мы услышали музыку к балету Мориса Равеля «Моя матушка Гусыня». Второе отделение концерта началось с исполнения сюиты из музыки Метерлинка к «Пеллеас и Мелисанде», а закончилось исполнением сюиты Стравинского к балету «Жар-Птица». Эти интересные музыкальные сюиты заслуживают специального рассмотрения.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско