Ни шага больше
Только за прошлую неделю в Израиле произошли два теракта. 16 марта в Самарии при наезде автомобиля на группу военных погибли капитан и сержант, двое солдат получили ранения. Террориста задержали. 18 марта в Иерусалиме ударом ножа был убит 32-летний охранник. Террорист застрелен. В Рамалле объясняют новую вспышку насилия со стороны палестинских арабов, наблюдаемую в нынешнем году, твердой позицией Трампа по Иерусалиму. Но это не так.
Террор страшен. Войны, казалось бы, нет, но он уносит жизни людей. Формальное отсутствие вооруженной борьбы обманчиво. Камни и бутылки – тоже оружие. И ножи. И автомобили. Но самое отвратительное оружие – ненависть. Семьдесят лет международного ухода за «палестинской лужайкой» не могли не дать результатов. И результаты налицо.
Принято считать, что так называемое современное палестинское сопротивление ведет борьбу за создание «Палестины» в рамках формулы двух государств для двух народов. Что было, мол, время, когда действительно речь шла о полной ликвидации Израиля, но потом, вы же помните, объятия Нобелевских лауреатов, Ословский процесс и тому подобное. Но это объяснение – для мирового сообщества. Того, которое удобряет лужайку в обмен на правдоподобные рассуждения. Но даже в математике так называют рассуждения, которые не гарантируют истинности заключения при условии истинности посылок. Что уж говорить про политику.
На данный момент международное сообщество считает, что альтернативы двум государствам, предназначенным для мирного соседства евреев и арабов, не существует. Причем сообщество не принимает во внимание, что и еврейское, и арабское государства уже давно созданы и функционируют. Это Израиль и Иордания.
Но вот на территорию Иудеи и Самарии был под фанфары миролюбивой общественности привезен из Туниса и посажен княжить Арафат. Если уж его признали в качестве предводителя так называемого палестинского народа, логично было бы вернуть его в Иорданию, где больше половины населения – как раз палестинские арабы. Но, как было сказано в другом месте и по другому поводу, двум пернатым не ужиться в одной берлоге, тем более что Арафата из Иордании уже один раз выгоняли.
В Аммане решили избавиться от не обеспеченного векселя и отказались от претензий на уже и так отвоеванные в Шестидневную войну евреями Иудею и Самарию в пользу «палестинцев». Таким образом, вместо предложенных Бальфуром двух государств на месте подмандатной Палестины появились два государства и одно квазигосударственное образование. За стремление которого получить статус государства и ведутся якобы интифады.
Но давайте вспомним, что в те моменты, когда мировое сообщество близко было к тому, чтобы склонить евреев к болезненным уступкам, и Рамалла провозгласила бы государство, всякий раз что-то происходило. Урегулирование срывалось, начинали раздаваться речи о том, что палестинский народ в отчаянии, что надо что-то делать. И сообщалось в заключение, что вот, дескать, мы плюнем на все, то есть, пардон, махнем рукой, и откажемся от автономии. Демонтируем ее. Пусть тогда евреи правят как хотят, а мы будем в Израиле угнетаемым меньшинством и пойдем по пути Манделы и Туту.
Для Израиля хуже этой перспективы быть не может. Еще Арафат пугал евреев палестинскими женщинами, которые готовы ступить на тропу демографической войны и сделать меньшинством евреев. Но даже еще до того момента, когда это свершилось бы, единое еврейско-арабское государство было бы потрясено всякого рода эксцессами в духе сатьяграхи, опробованной Мохандасом Ганди еще против британской администрации. Как на это реагировало бы международное сообщество, нетрудно себе представить.
Но почему-то ни Арафат, ни нынешнее руководство автономии не рискнули пойти по пути Ганди. Наверное, потому, что это решение лишило бы Рамаллу возможности выжидать. Начав движение, его требовалось бы продолжать, и неизвестно еще, куда бы это движение привело. Похоже, что вольно или невольно был выбран вариант так называемого управляемого конфликта, когда частично реализуются заранее анонсированные угрозы, но в то же время демонстрируются возможность и пути выхода. Так, нынешняя «интифада ножей» выводится из постулатов борьбы с сионистской оккупацией, из которых же выводится и рецепт окончания борьбы: ликвидация последней.
Такую борьбу легко приостанавливать, делать даже длительные перерывы, а по необходимости вновь раздувать ее пламя.
Могут спросить, как способны жить в такой атмосфере сами «борцы». Очень просто. Взгляните на фотографии и видео, где изображены всякого рода палестинские протесты. Мы видим толпы молодых людей, выглядящих так же, как и молодые люди во многих странах мира. Они носят те же прически и бороды, что и юные жители Америки и Европы. Их джинсы так же порваны на коленях и так же спущены сзади. Они не производят впечатления нищих и голодных. За это, конечно, большое спасибо ООН и другим организациям: вряд ли молодые борцы с трудом добывают свой хлеб насущный. После пятничной проповеди и обязательного участия в протестах, то есть метании камней и сжигании автомобильных покрышек, они расходятся по домам и, скорее всего, становятся обыкновенными сыновьями и внуками, наверное, послушными и почтительными к старшим, как того требуют обычаи. И религия.
Да, не будем забывать роль ислама в ведении борьбы арабов с Израилем. Несмотря на политкорректные рассуждения по поводу того, что у террора нет религии. Неслучайно большинство акций проводится по пятницам, после проповедей, на которых молодые люди мотивируются и мобилизуются. Вспомните последний по времени автомобильный теракт. Человек утверждает, что он просто ехал по делам, и вдруг почувствовал побуждение направить машину на военных. И направил. Это похоже на классический случай отложенного внушения и, вероятно, таковым и является.
Возникает вопрос: как долго может продолжаться то, что мы описываем? Это зависит от того, как долго еще арабский мир готов терпеть создавшееся положение, абсурдность которого становится очевидной уже и для некоторых его представителей.
Кажется интересным процесс, наблюдаемый в Саудии, где принц-реформатор демонстрирует все новые и новые подвижки в сторону от средневекового уклада, царившего там при его не столь уж и далеких предках. Особенно любопытно, каков будет эффект от совета принца, который он, как утверждают СМИ, дал палестинским арабам. Он настоятельно, мол, рекомендует им последовать предложениям Трампа, какими бы они ни были. Чтобы не жалеть впоследствии о бездарно упущенных возможностях.
Влияние этого не последнего из арабских лидеров накладывается на безнадежные попытки объединить хотя бы в идейном плане территорию, руководимую из Рамаллы, и Газу. Ословский процесс, как его ни рассматривай, не дает даже отдаленной надежды на то, что эти две части Палестинской автономии когда-нибудь сольются, а пытаться из трех частей соорудить пресловутые два государства для двух народов может разве что наивный идеалист или обыкновенный авантюрист.
Так что же, спросит читатель, так ничего и не остается, кроме того чтобы ждать, ждать и ждать? И все терять и терять людей? Нет конечно. В последнее время в Израиле много говорят о том, чтобы ввести для террористов смертную казнь, чтобы изменить ситуацию с комфортабельной отсидкой террористов в израильских тюрьмах, с тем, чтобы семьи убийц не получали от Рамаллы премии за действия их мужчин. Чтобы тела террористов не выдавались семьям автоматически. Пусть это будет та часть пути, которую должна пройти страна перед тем, как конфликт будет урегулирован тем или иным путем. Но ни шага больше.
Сергей ВОСКОВСКИЙ