Нефутбольные страсти
В Северном округе Израиля, в Галилее, в 12 километрах к югу от Кармиэля и в 23 километрах к востоку от Акко находится город Сахнин. Живут в нем арабы. Город известен тем, что в нем находятся два колледжа и футбольная команда «Бней Сахнин», что означает «Сыновья Сахнина». Команда-то есть, но играть было негде. В 2007 году […]
В Северном округе Израиля, в Галилее, в 12 километрах к югу от Кармиэля и в 23 километрах к востоку от Акко находится город Сахнин. Живут в нем арабы. Город известен тем, что в нем находятся два колледжа и футбольная команда «Бней Сахнин», что означает «Сыновья Сахнина». Команда-то есть, но играть было негде. В 2007 году стадион появился – его строителсьтво профинансировало правительство Катара, отчего и название ему дали – Доха.
На днях в Сахнине разгорелся скандал. Перед матчем на стадионе было объявлено о том, что в том же Катаре для «Бней Сахнин» были собраны деньги. Руководство клуба публично выразило благодарность за оказанную помощь, назвав всех спонсоров.
Когда мне было лет десять, родители подарили мне на день рождения книжку. Я ее прочел, запомнил название и, как говорится, содержание на всю жизнь. Называлась она «Столетия и секунды». Ее до сих пор, оказывается, можно купить через интернет, но дело не в этом. Дело в том, что именно из нее я узнал о происхождении спорта.
Объяснено это было на примере так. Мол, послали офицера с донесением. На пути – враги. Гонец и бежал, и прыгал, и стрелял, и дрался на шпагах. Получилось – многоборье. Ну, бокс там, фехтование, стрльба, – в общем, все виды спорта так или иначе моделируют борьбу до победного конца. Войну то есть.
Это понятно. Так же, как понятно и появление видов спорта, апеллирующих к превратно понятой цитате из Достоевского, согласно которой красота спасет мир. Не будем тревожить тень писателя сомнительными рассуждениями, заметим лишь, что замена красоты на красивость позволила создать целую индустрию, давшую опору существования многим из тех, кто подошел под это определение.
И все же, спорт – это брутальность. Это готовность защищать. Защищать семью, землю, страну. И даже воссоздатель олимпийского движения в его современном виде, тот самый Пьер де Фреди, барон де Кубертен, французский спортивный и общественный деятель, историк, педагог, литератор; барон, как представляет его Википедия, обосновывал пользу своего предложения тем, что оно позволит преодолеть слабое физическое состояние французских солдат.
Трудно представить себе, что предложенное устройство Олимиад, основанное на национальной принадлежности участвующих команд, могло бы привести к чему-нибудь другому, как к межнациональному соперничеству. Так оно и вышло. Что уж говорить обо всех других способах выяснения отношений, не отягощенных священными олимпийскими принципами – они на сегодняшний день превратились в один из способов выяснения международных отношений. Не самый радикальный, но нельзя сказать, что и бескровный.
Страшно подумать, как давно это было, но я помню то время, когда на любой советский стадион на игру любых команд можно было ходить семьями. Даже на игры ташкентского «Пахтакора» в лучший его год – 1962-й. Даже на «золотой матч» в 1964-м году, когда в Ташенте тбилисское «Динамо» обыграло московское «Торпедо» и стало чемпионом. Так оно все и было. Это у них там, где-то за границами, в мире чистогана существовали всякие фанаты и тиффози, сообщали нам газеты. Но по мере того, как весь мир двигался к социализму, а в России занялись строительством капиталистического общества, положение стало меняться. На Западе вовремя принятые меры позволили взять под контроль проведение матчей, любые нарушения мало того, что пресекаются, но еще и наказываются, а в России можно пойти на игру и не вернуться домой. И в газетах напишут – погиб футбольный фанат, как будто это такая профессия.
В Израиле посещение спортивных мероприятий – дело безопасное. Зато на стадионе можно стать свидетелем политической акции, вполне мирной по видимости и опасной по сути.
Вроде той, о которой упоминалось выше, произошедшей в городе Сахнин.
Что произошло в Сахнине? Казалось бы, все хорошо. В городе есть стадион. У футбольной команды есть спонсоры. Но есть маленький, как говорится, нюанс – Катар активно поддерживает ХАМАС, поэтому выделение средств на строительство стадиона имело определенный подтекст, а недавний сбор денег для команды организовал Азми Бшара, бывший депутат Кнессета от арабской партии БАЛАД, живущий ныне все в том же Катаре.
Бшара бежал из Израиля несколько лет назад после того, как его контактами с «Хизбаллой» заинтересовалась полиция. Теперь, из безопасного далека, он продолжает не только бороться, как сообщил в социальной сети Facebook функционер ХАМАСа Фаузи Бархум, но и побеждать. В описываемом случае он победил Либермана: «Несмотря на все угрозы преступника Либермана, команда провела церемонию в честь доктора Азми Бешара на стадионе «Доха» в Сахнине».
Действительно, Либерман на своей странице в Facebook так писал о предстоящем мероприятии: «Когда команда из израильской футбольной лиги благодарит Азми Бшару, подозреваемого в шпионаже в пользу «Хизбаллы», бежавшего из страны и подстрекающего против Израиля, против нее следует принять решительные меры. Я думаю, что федерация футбола и руководство лиги рассмотрят вопрос о приостановке участия клуба «Бней Сахнин» в премьер-лиге и примут незамедлительные меры, включая серьезные штрафы и игры без болельщиков в течение длительного периода. Руководству клуба я рекомендую подумать о возможности играть в катарской или палестинской лиге».
Не только министр считает так. Церемония вызвала резкую критику в Управлении высшей лигой по футболу, а также в политической системе. Руководство Управления уже объявило, что «Бней Сахнин» предстанет перед дисциплинарным судом за «недопустимое привнесение политики в спортивное мероприятие».
Ну, а мэр города Мазен Генаим считает, что «речь идет о буре в стакане воды». И вообще – «без материальной помощи Катара и Азми Бшара команда не начала бы сезон».
То, что начало сезона и вообще спорт не имеют никакого отношения к мероприятию, стало ясно после того, когда на матче, состоявшемся после воздания благодарностей Катару и Башару, болельщики местной команды вывесили на трибунах баннер с изображением мусульманина и надписью «Иерусалим наш».
Сергей ВОСКОВСКИЙ