Не спи, не спи, художник

Не спи, не спи, художник

Обращаясь к себе подобным служителям искусства, призывая создателей прекрасного работать, не предаваться сну и не прерывать труда, Борис Пастернак все же выбрал определение «художник», а не просто «артист» или «творец».

Share This Article

Ведь одно изображение стоит тысячи слов, а литературу называют художественной именно за ее способность создавать картины в восприятии читателя.

То же самое можно сказать о музыке и композиторах, но художники остаются как бы основными проводниками в мир искусства, дарителями возвышенных идеалов.

San Francisco Opera: Un Ballo in Maschera

Оперный сезон 2024/25 начался одной из классических опер Джузеппе Верди Un Ballo in Maschera (либретто Antonio Somma, дирижер Eun Sun Kim, режиссер Leo Muscato). Певица из Армении Лианна Арутюнян, чье выразительное вердиевское сопрано любят и ценят во многих театрах мира, привела в восторг и слушателей Сан-Францисской оперы. Ее Amelia, переживающая личную драму в любовном треугольнике между мужем Renato (монгольский баритон Amartuvshin Enkhbat) и его лучшим другом, а ее возлюбленным королем Gustavus III (тенор Michael Fabiano) на фоне политических интриг, предсказаний гадалки и походов ночью на кладбище, кажется правдоподобной, живой женщиной в запутанном сюжете об убийстве короля Швеции на балу в Стокгольме в 1792 г. Убийстве,  вдохновившем Верди на создание этой оперы в 1859 г., в период объединения Италии под предводительством короля Vittorio Emanuele II. Так, зрителям предлагается поверить, что муж может не узнать свою жену, если она просто накинет вуаль, и что никакой измены, ставшей причиной многих терзаний и кровавой мести, на самом деле не было. Участники драмы сохраняли чистоту, но почему-то в этом не признавались… Зато работа художников очень поспособствовала удачному оформлению спектакля. Дебюты дизайнера декораций Federica Parolini, художника по костюмам Silvia Aymonino и художника-осветителя Alessandro Verazzi оказались чрезвычайно успешными, особенно в сцене бала-маскарада с черно-белыми одеяниями гостей и яркими фантазийными костюмами клоунов.

San Francisco Opera: Tristan und Isolde

Средневековая легенда о несчастной любви Тристана, корнуольского рыцаря, племянника короля Марка, и Изольды Ирландской, которую Тристан обязался доставить упомянутому дяде-королю в качестве невесты, но во время долгого морского пути влюбился в нее сам, испив вместе с ней колдовского зелья, существовала в огромном количестве разноречивых источников. Все они были перетолкованы и пересказаны по-своему великим композитором и, по свидетельствам современников, ужасным человеком, не доверившим никому даже создание либретто. Опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», написанная в 1859 г. и дебютировавшая в 1865 г., считается сложной для исполнения, особенно партия Тристана (ее первый исполнитель умер от перегрузки после четырех выступлений!). В Сан-Францисской опере (дирижер Eun Sun Kim, режиссер Paul Curran) с этой ролью прекрасно справился тенор Simon ONeill, так же как Anja Kampe, сопрано из Германии, блистала в роли Изольды. Но что случилось с художниками? Опера длится более четырех с половиной часов. На сцене в основном главные герои и кое-где то король Марк, то слуга Тристана и служанка Изольды, то друг Тристана с саблей, то еще пара вояк – и это всё. Народу совсем немного, а декорации – серая стена из облезлых досок, которые поворачиваются одним боком в первом акте, другим боком во втором акте и первым же боком в третьем акте. Костюмы – одно и то же платье на Изольде все три акта, между которыми проходят годы! Не говоря уже о том, что полноту Тристана хорошо бы скрыла средневековая роба, но он был в брюках и бухгалтерской жилетке. На протяжении четырех часов зрительскому взгляду уткнуться было некуда. Умирающие герои исполняли свои прекрасные и трагические длинные арии где-то на полу, а зритель видел только серую стену. А ведь в сюжете были и корабль в море, и королевский дворец, и английский лужок с овечками в воспоминаниях Тристана. Хоть овечек-то можно было изобразить на зеленом лугу? Не буду упоминать имен этих декораторов и костюмеров, потому что любим мы оперу не за это.

https://www.sfopera.com/.

Legion of Honor: Mary Cassatt at Work

Чудесный подарок преподнесла жителям города организация The Fine Arts Museums of San Francisco в этом музейном сезоне. В Legion of Honor открылась выставка Mary Cassatt at Work, первая североамериканская ретроспектива художницы за 25 лет. Родившаяся в Пенсильвании в состоятельной семье, но решившая самостоятельно зарабатывать на жизнь, Mary Cassatt (1844–1926) стала профессиональной художницей и влиятельной фигурой в среде французских импрессионистов в то время, когда роль женщины в обществе ограничивалась семейным кругом и положением жены и матери. Работая в сложной технике пастели наряду с живописью маслом, графикой и гравюрами в японском стиле, художница добилась больших успехов: ее работы многократно выставлялись в Парижском салоне, и крупные коллекционеры в Европе и Америке охотно приобретали ее картины. Интересно, что основными темами художницы стали женские портреты, жанровые зарисовки женщин, занятых чтением, вязанием, вышиванием или одетых в шелк и бархат в ложе театра. В последние десятилетия своей карьеры Mary Cassatt, которая не вышла замуж и не имела детей, создала множество прекрасных, впечатляющих своей правдивостью работ, посвященных материнству и детству. Еще интереснее то, что для образов любящих матерей на ее картинах позировали служанки художницы, которым она платила за эту работу, а детей изображали отпрыски разных родственниц. Художница постоянно держала в студии горы игрушек и сладостей для своих маленьких моделей.

Выставка продлится до 26 января 2025 г. https://www.famsf.org/visit/legion-of-honor.

de Young: Tamara de Lempicka

Еще более потрясающим подарком любителям искусства стало открытие выставки Tamara de Lempicka в музее de Young. Это первая объемная ретроспектива «королевы ар-деко» в США, состоящая из более 120 работ. Родившаяся в Польше в еврейской семье, принявшей христианство, Tamara Rosa Hurwitz всю жизнь старалась как можно меньше афишировать факты своей биографии. Исследования установили, что год ее рождения был 1894, а не 1898, 1900 или 1902, как считалось ранее. После того как ее семья в 1916 г. переехала в Россию, где будущая художница вышла замуж за польского аристократа Tadeusz Łempicki и родила дочь Marie Christine по прозвищу Kizette, ей пришлось бежать в Париж, где благодаря своему выдающемуся таланту Tamara de Lempicka построила карьеру портретистки и законодательницы мод нового, захватывающего умы и сердца стиля. Ее картины поражают не только красотой идеально стилизованных образов, но и исключительным мастерством технического исполнения – на гладкой, будто светящейся поверхности невозможно разглядеть мазки кисти. Кажется, что ее картины возникли сами по себе, как явления природы. Выставка продлится до 9 февраля 2025 г.

https://www.famsf.org/visit/de-young.

 

Фотографии: press images. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.

Эмма Красов

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »