Не идеи для идей…

Share this post

Не идеи для идей…

«Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, – это преступно». Под таким заголовком в газете «Кстати» №1159, в разделе «Ищите истину», была напечатана статья М. Казиника.

Share This Article

Ссылка на статью М. Казиника

teaching-928637_1920.jpg.pagespeed.ce.nhL7ov7zFpДля чего нам дается детство? Чтобы быть счастливым – это правильно. Только как это понимать? Один ребенок счастлив от безделья, другой – от легкого времяпрепровождения, третий – от сиденья за компьютерными играми, и ничего ему больше не надо. А не встречали ли вы детей, которые любят читать, познавать новое, учиться?

«Жалко детство, – говорит автор, – в котором много ненужной информации». А какую же информацию следует считать ненужной?

Панорамная картина мира, о которой пишет далее Казиник, не появляется просто так, ниоткуда, со вчерашнего вечера на сегодняшнее утро. Это послойный процесс. То, что ребенок услышал раньше, может само по себе и забыться потом, но на нем уже что-то построено. Наш мозг не бездонный и не может (и не должен!) хранить всю полученную информацию. Память – вытеснение менее значительного более значительным. На месте забытого уже появляется что-то другое, а на него наслаивается еще более новое и так далее. Учеба – это процесс, а не результат. Недаром ведь говорят, что знания – это то, что в нас остается, когда все выученное в школе забыто. И ничто не проходит бесследно. Даже если его и не видно или забыто, в том числе и огораживания из курса школьной истории, о которых автор почему-то очень волнуется.

Из статьи: «…все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом». В интернете не знания, а информация. Кроме того, надо напомнить, кто не догадывается, что учителя имеют доступ к интернету не меньше, чем ученики, да и умеют выбирать информацию более качественно. Так что и сейчас есть знающие учителя, а не только в «моей юности». Не надо их посрамлять! Но главное – хороший учитель имеет совсем другие цели, если уж сравнивать с интернетом. «Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», – Плутарх. Интернет только то и делает, что наполняет, а зажигает человек, а главное – учитель со своей индивидуальностью, на которую только и нужно школе полагаться.

Михаил Казиник сам по себе – яркая личность: советский, российский и шведский скрипач, лектор-музыковед, культуролог, писатель-публицист, поэт. И школа «Семь ключей» в Челябинской области очень интересна. Это начальная школа. А что дальше? Он пишет: «Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов». Конечно, не все, но многие, согласимся. Но чтобы сделать открытия на стыке предметов, надо быть отличным специалистом в этих предметах, не так ли? А чтобы им стать, надо серьезно учиться, в том числе и получать информацию, и заучивать, запоминать. Но «учитель физики, который говорит про Баха», или «связь между музыкой и химическими реакциями» – это интересно, но, простите, несерьезно для старшеклассников. Им уже нужно задумываться, кем быть и где учиться дальше. А многие из них никак не могут отойти от того периода безделья, от того легонького отношения к учебе, которое они вынесли из начальных и средних классов. Вот где одна из проблем!

Несколько раз в статье М. Казиник повторяется. И «бедный учитель географии», и опять «бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам». Я – учитель, и приспосабливаться к разным классам, более того, к разным ученикам – моя профессиональная обязанность. Если ученик не понимает, как я объясняю, то я должна придумать, как объяснить так, чтобы ученик понял – это мое кредо. И именно это мне нравится в нашей профессии.

school-2761394_1920-1024x662Автор считает: «Чувство юмора – необходимое качество педагога». Действительно, в нашем трудном деле оно часто выручает. Но зачем же всех, кто его не имеет, посылать в бухгалтеры? Похоже на то, как Шурочку из известного фильма «Служебный роман» отправляют в бухгалтерию. Это уж слишком. Чувство юмора не помешает никому!

В чем Казиник прав, так это в том, что индустриальному обществу действительно не нужно много чистых математиков: 1 % или чуть больше, наверное, достаточно. Хотя как-то очень смело подсчитано, сколько химиков, сколько физиков, производственников – вместе 10 % населения. И здесь возникает несколько проблем. Первая проблема: как определить и в каком возрасте, будет ребенок математиком или нет? И что делать с остальными 99 % детей? Оставим их совсем без математики? В том-то и дело, что один ребенок проявляет себя уже в 7–10 лет, другой, вполне возможно, открывается гораздо позже именно вследствие усердия, прилежания, которые занятия математикой тоже в значительной степени вырабатывают. И что же, если, как говорят в народе, ошибочка вышла? Если не изучал, и открываться нечему будет. Вот яркий пример из жизни. Молодой человек, вышедший из еврейской ортодоксальной школы, решает, не уходя от религии, стать не раввином, как планировалось, а приобрести профессию. А для этого надо учиться в колледже. А он не может даже вступительный тест сдать, так как не изучал математику и другие общеобразовательные предметы, только религиозные: таковы учебные планы в школах этого типа. Ему пришлось догонять самому или обращаться к репетиторам. Он прошел этот трудный путь благодаря своему упорству и сильнeйшей мотивации. Но не всем это удается. Возможно, многие хотят, но не могут уже восполнить то, что упущено в раннем детстве. Вторая проблема: казалось, что он будет математиком, а потом интересы изменились. Он хочет стать художником. И что же ему делать с этой «ненужной» математической информацией? И третья проблема, пожалуй, самая главная: конечно, человек с широким кругозором представляется более интересным, чем сухой математик или химик, тем более какой-то производственник. Но давайте спросим себя: кого мы хотим видеть, когда идем со своей болью к врачу? Хотим ли мы жить в добротно построенном доме? Ответ ясен. Мы идем к специалисту. Вот кого мы хотим видеть на выходе из любой школы, университета. А его и надо готовить, начиная, уж извините, с детских лет. И это не называется «забирать детство». Это лучше назвать воспитанием серьезного отношения к жизни. Именно этого и не хватает многим молодым людям, потому что одна забота: как бы не «забрать детство». Конечно, хорошо, если специалист будет еще и интересным человеком с широким кругозором. Но и это приходит только в процессе многолетней учебы, чтения и общения с образованными людьми. Так что идеи, предлагаемые М. Казиником, очень привлекательны, но нежизнеспособны для общеобразовательной массовой школы, не сбалансированы с практическими жизненными задачами. Школа «Семь ключей» при Русско-британском институте управления выглядит замечательно, но как экспериментальная. Это пока только проба пера. И мы еще не имеем информации об отдаленных результатах ее работы, о том, как проявляют себя ее воспитанники дальше, в средней школе, во взрослой жизни.

Интервью В. Познера с М. Казиником (25 января 2014 года) вызвало много восторженных отзывов об этом действительно незаурядном человеке. Только одно замечание ведущего настораживает: «…был удивлен вашей высокой самооценкой [по популяризации музыки]». Так и хочется продолжить: и в педагогике – тоже!

Беда не в том, что мы «забираем детство», а в том, что многие повзрослевшие молодые люди никак не могут выйти из детства, судя по их инфантильному отношению к жизни. Школа не научила их думать и принимать решения.

«Школа не соответствует требованиям социума», ее нужно менять – это так! Но нужны идеи для реальной школы, а не идеи для идей.

Алла ДВОРКИНА

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »