Нация, религия и раса
Давно, после неудачи со строительством Вавилонской башни, человечество поделилось на отдельные народы. С тех пор их преследует вражда трех видов: национальная, религиозная и расовая.
Народы существуют, пока побеждают. Потом их завоевывают — и они увядают. Ситуация изменилась с возникновением империй более стойких, чем отдельные народы. Вавилонская времен Навуходоносора II переселяла завоеванные народы, чтобы лишить их связи со своей землей. Связь прерывалась. И когда через 23 года после смерти Навуходоносора II войска персидского царя Кира II вторглись в Вавилон, не нашлось в империи граждан, желавших защищать ее библейского царя Валтасара.
Имперский Рим шел по пути приручения покоренных народов. Из них выходили императорские династии, набирались армии с их командованием. Но и эта стратегия обанкротилась. Римские армии, состоявшие из германских племен, со временем захватили и разрушили Рим, уничтожили его культуру и погрузили Рим, по выражению Франческо Петрарки, в «темные века» – примерно с V по X век. Более моногенная Византия, хранимая эллинизмом, просуществовала на тысячелетие дольше. Ее разрушили пришлые завоеватели-тюрки, не собственные граждане, как Рим.
Непроста судьба современных империй. Те, что имели колонии за морями, избавились от своих владений, хотя не без потерь. В Англии, Франции, Бельгии образовались общины из бывших подданных империй, отличных от коренного населения этнически, религиозно и культурно. Эти граждане составляют не ассимилируемые общины, поставляющие преступность и терроризм бывшим метрополиям, создают в городах территории, на которые не смеет ступить полиция.
По-разному решали проблему своей многонациональности две главные империи прошлого века – СССР и США. Первая состояла из 15 национальных республик со значительной их автономией, насколько такая возможна в тоталитарном государстве. Национальность гражданина фиксировалась в паспорте. Главным в империи был назван русский народ («старший брат»). В конце 80-х годов выяснилось, что Союз мог существовать только в условиях тоталитаризма. При наступлении свободы он развалился, оставив в наследие военные конфликты бывших республик: России – с Грузией и Украиной, внутри себя – с Чечней, Армении – с Азербайджаном. Дружбы народов, о которой говорилось и пелось в советские времена, не обнаружилось.
Общественное достояние.
Относительно успешным было решение национальной проблемы в США. Называлось оно «плавильный котел». Эмигранты выходили из него с общим языком – английским, с принятием американских ценностей, с почтением к Конституции страны и к ее традициям. Переселенцы ассимилировались постепенно, часто в процессе смешанных браков.
Случались конфликты вроде драк между группами евреев и немецких поклонников нацизма в период его торжества в Германии. Однако, когда началась реальная война, немцы сражались в американской армии, а командовал ею американец из немцев в третьем поколении Эйзенхауэр.
Тяжелые проблемы несли живущим вместе народам религиозные различия, а религиозные войны были, как правило, более кровавыми, чем межэтнические. В античном Риме первых христиан на арене Колизея травили дикими зверьми. А когда Константин I утвердил в империи христианство, наоборот, христиане разграбили и разрушили языческие храмы.
Издавна существовал парадокс: чем ближе между собой были религии, тем яростнее бушевала ненависть их адептов друг к другу. Православные жестоко преследовали старообрядцев: протопопа Аввакума сожгли, боярыню Морозову, которую обессмертил своей картиной Суриков, уморили голодом. В Варфоломеевскую ночь на 24 августа 1572 года католики во Франции убили около 30 000 гугенотов. Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, продолжавшаяся в Европе с 1618-го по 1648 годы, унесла значительную часть населения континента. А когда в 2012 году за президентство в США боролись Ромни, епископ христианской секты мормонов, опытный и квалифицированный политик, и человек ниоткуда, мусульманин Б. Х. Обама, большинство христиан отвергло «неправильного» христианина и проголосовало за мусульманина.
Протестанты, создававшие Соединенные Штаты, католиков не привечали. Лишь после успешного, хоть и трагичного президентства Джона Кеннеди, единственного до Байдена католика на этом посту, отношения протестантов и католиков в США смягчились.
Сейчас происходит постепенное растворение религиозности у значительной части американцев. Так, самые заметные католики среди них – Байден, лидер палаты представителей Пелоси, бывший сенатор, госсекретарь и кандидат в президенты Керри – выступают за неограниченную свободу абортов.
Неприятие абортов – визитная карточка католичества. Избрание президентом никудышного католика Байдена показало, что его религия ни для протестантов, ни для католиков роли не играет.
Наиболее стойкий фактор, разделяющий людей и не подверженный стиранию, – расовый. Он не существует в азиатских странах, почти сплошь монорасовых. Напряжение возникает в странах со смешанным населением, когда значительная часть его – чернокожие. Белые, поселившиеся в середине XVII века на юге Африки и в конце XIX века на юго-западе ее, создали там экономически успешные государства – ЮАР и Южную Родезию. В ЮАР существовало разделение рас – апартеид, в Родезии его не было. Под давлением левого истеблишмента Западной Европы и США власть в обеих странах перешла к черному большинству. Оно вытеснило белых, и обе страны вскоре превратились в обычные африканские, со свойственными тем насилием, разрухой и нищетой. В ЮАР еще сохраняются небольшие общины белых и азиатов, по поводу чего там время от времени случаются погромы.
Расовая проблема возникла в Новом Свете по мере прибытия туда африканцев, обычно в качестве рабов. Гаити, открытая непосредственно Колумбом, в 1804 году стала второй после США независимой страной континента, и уже через месяц после провозглашения независимости потомки африканцев вырезали в ней все белое население. Сейчас Гаити – беднейшая страна обеих Америк, будни которой полны насилия.
Опасность расовой проблемы для США хорошо осознавали уже их отцы-основатели. 4-й президент США, Мэдисон, и 5-й, Монро, активно работали в Американском колонизационном обществе, возвращавшем отпущенных на свободу рабов в Африку. Недаром вернувшиеся африканцы назвали столицу созданного ими государства Либерии именем второго из них – Монровия. Планировал вернуть освобожденных им рабов на их континент Линкольн. Покушение на него предотвратило исполнение этого плана.
После отмены рабства черная община Америки успешно развивалась. С дискриминацией чернокожих покончило ненасильственное движение за гражданские права, которое возглавлял Мартин Лютер Кинг (МЛК). Но мечте МЛК из его речи, произнесенной 28 августа 1963-го, «что придет день, когда мои четыре ребенка будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами» сбыться не суждено. Цвет кожи в США приобретает все большее значение.
Способствовали тому и белые лидеры, и черные. Левый президент США Линдон Джонсон провозгласил в 1964 году программу «Великого общества», в соответствии с которой чернокожие американцы получили ряд преимуществ над белыми, а одиноких матерей снабдили пособием на каждого рожденного вне брака ребенка.
Последнее разрушило семьи чернокожих, до реформ Джонсона более прочные вследствие их более высокой религиозности, чем семьи белых. Более 80% черных детей стали рождаться вне брака. В условиях безотцовщины преступность среди чернокожих резко выросла.
Одновременно с ненасильственным движением за гражданские права набрала мощь экстремистская организация «Черные пантеры». Лидеры ее были революционными социалистами – маоистами, последователями Че Гевары и Франца Фанона.
В СССР наиболее известной из черных экстремистов была профессор чего-то марксистского Анджела Дэвис, снабдившая оружием убийц двух агентов ФБР. Митинги в ее защиту проходили по всему бескрайнему Союзу.
С годами протесты чернокожих против законов и традиций Америки приняли форму мятежей и бунтов. Важную роль в этой борьбе сыграл мятеж после насильственного ареста в Лос-Анджелесе Родни Кинга, пьяным и под наркотиками улепетывавшего на высокой скорости от полиции и не подчинявшегося той во время ареста. Мятеж бушевал в городе весной 1992 года, за 5 дней привел к гибели 63 человек и причинил ущерб в 1 млрд долларов.
Реальная революция случилась в Америке 26 мая 2020 года, после смерти от передозировки наркотиками задержанного полицией за фальшивомонетничество Джорджа Флойда. В мятежах и бунтах, переквалифицированных после победы восставших в «в основном мирные протесты», участвовало от 15 до 26 миллионов, погибло «по меньшей мере» 19 человек, грабежи и поджоги стоили 2 млрд.
Результатом победы «революции Флойда» стало установление в стране доминирования идеологии неомарксизма, черного расизма с доктриной о «вине белых» в «привилегии белых», фактическая отмена Первой поправки Конституции о свободе слова, отмена традиционной культуры американцев с разрушением памятников знаковым фигурам страны начиная со статуй Колумба, «культура отмены» (людей, законов, морали и понятий традиционного американизма).
Так, грабители и поджигатели, громившие центры американских городов в «революцию Флойда», никак не преследовались, а 600 граждан из пришедших в Капитолий 6 января 2020 года протестовать против подтасовок при последних выборах президента США арестованы и до сих пор находятся в заключении. Правящая администрация все еще ищет, за что бы их судить.
* * *
Евреям в течение 17 веков, со времен военных поражений в Земле Израиля, пришлось жить среди иных народов и религий. За исключением короткого перерыва – золотого века Испании (XVI и половина XVII века), это всегда означало национальное и религиозное притеснение, погромы, иногда геноцид. В ХХ веке возникли два пути разрешения еврейской национальной проблемы: воссоздание еврейского государства в Земле Израиля и эмиграция в США, где евреи пользовались благами свободной страны.
Ситуация изменилась после «революции Флойда».
Основные организации революционеров BLM и антифа, имеющие большое влияние на администрацию Байдена, занимают воинственно антиизраильские и откровенно антисемитские позиции.
Несмотря на то, что, по данным Pew Research Center, меньше половины американских евреев моложе 30 чувствуют связь с Израилем и лишь 34% всех евреев осуждают движение за бойкот Израиля BDS, по недавнему опросу 24% американских евреев в 2020 году испытали на себе усиление антисемитизма, а 3% подвергались нападениям.
Проблема антисемитизма в США может смягчиться за счет ассимиляции евреев. В годы с 2010-го по 2020-й 72% браков евреев заключались с неевреями. И этот процесс продолжается уже значительное время.
Попытки размыть идентификацию своих граждан предпринимают и некоторые лидеры Израиля. В Южном Тель-Авиве уже возник район африканцев. Левые партии «Мерец» и «Авода», а также русская НДИ работают над превращением Израиля из еврейского в государство всех его граждан. Политические интересы коалиционного правительства заставляют их расширять территории, заселяемые арабами.
Беды, приносимые подобной политикой, известны многим народам. Надеюсь, следующее правительство Израиля развернет ее.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015-го по 2019 годы. $30 в США, 100 шекелей в Израиле. Имейл для заказа: gmgulko@gmail.com. По этому же имейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.
Борис ГУЛЬКО