«Награда – не та, что тленна»…
Все циклические процессы красивы и приятны. Они основаны на законах, настолько поражающих воображение своей предопределенностью, что поневоле задаешься вопросом: а разве может быть иначе? Как бы мы жили без, например, Олимпийских игр, которые с чудесной точностью повторяются каждые четыре года? Ну, допустим, Игры были не всегда. Но если уж даже у Вселенной, которая считается вечной, […]
Все циклические процессы красивы и приятны. Они основаны на законах, настолько поражающих воображение своей предопределенностью, что поневоле задаешься вопросом: а разве может быть иначе? Как бы мы жили без, например, Олимпийских игр, которые с чудесной точностью повторяются каждые четыре года?
Ну, допустим, Игры были не всегда. Но если уж даже у Вселенной, которая считается вечной, как говорят, было начало – некий Большой взрыв, то и у олимпийских соревнований оно, конечно же, имелось. И, в отличие от космогонии, где оперируют скорее вероятностями, нежели фактами, с появлением Игр все понятно.
Зарождение Олимпийского движения, когда на него глядишь из наших дней, окутано флером гуманизма. Знаменитая хартия движения напоминает скорее конституцию Утопии, чем спортивный документ.
Сам основатель Игр Пьер де Фреди, барон де Кубертен, своим безупречным поведением демонстрировал высочайший пример общественного деятеля. Во время Первой мировой войны, будучи патриотом своей страны, он, как писали тогда, надел мундир и отправился на фронт, где присоединился к Французской армии. Присущая барону щепетильность не позволила ему руководить движением, основанным на идеалах человеколюбия и в то же время сражаться с оружием в руках. Он оставил пост президента МОК и вновь возглавил Комитет лишь через год после окончания войны.
Мы, конечно, понимаем, что в жизни все не так радужно, но как хочется, чтобы хоть что-то было таким. Или хотя бы казалось.
Вот взять хотя бы нинешние, XXXI Олимпийские Игры. Казалось бы, самим, так сказать, Провидением Бразилии было уготовано стать страной Олимпиады. Перефразируя Маяковского, можно сказать: «Если Рио окинуть мигом – рай-страна, страна что надо». Карнавалы, самба, Копакабана, футбол, Пеле, Гарринча – у кого от этих слов по коже не пробегают мурашки как от прикосновения к чему-то загадочному. Да даже тамошние трущобы, фавелы, и те, как выясняется, названы по имени растения «favela», а заросли его покрывали холм, который так и звался: Morro da Favela! Интересно же! «И я хочу в Бразилию, к далеким берегам»!
Но, кроме самбы и футбола бразильцы и бразильянки занимаются еще множеством других дел. Они, в частности, живут. Избирают правительство и президента. Если те им не нравятся, отстраняют их от власти.
Как раз во время Олимпиады здесь состоится голосование по импичменту президента Дилмы Русеф. Что не нравится в ней гражданам Бразилии? Ее революционное прошлое? Участие в герилье? Вовсе нет. В Латинской Америке этим не удивишь. Не нравится то, что госпожа президент оказалась замешанной в коррупционных делах.
А это совпало с ухудшением экономической ситуации в стране. Что, в свою очередь, наложилось на подготовку к Олимпийским играм, делу весьма затратному и не сулящему особых выгод. Какую память оставит по себе Русеф?
И вот вам, господа, наверное, чисто бразилькое явление. Я, по крайней мере, ни о чем подобном никогда не слышал и не читал. Речь идет о ресторане для малоимущих. Не о столовке с бесплатным супом. Не о выдаче чашки бульона с куском хлеба. А именно о ресторане.
Как выяснилось, ежедневно для питания всех, кто связан с проведением Олимпийских игр, завозится определенное количество продуктов. Часть остаются невостребованными. Нашлись люди, которые договорились с поставщиками олимпийской еды. Получаемые таким образом продукты позволяют накормить свыше ста человек в день совершенно бесплатно. Бесплатно для едоков, естественно. Активисты-рестораторы говорят, что они убивают сразу двух зайцев – обращают внимание общества на расточительность организаторов Игр и борются с голодом, который для определенной части бразильцев никто не отменял. Как и чудо с хлебами и рыбами, о котором напоминает Христос, стоящий над городом..
Считается, что «кредо» Олимпийских игр является формула «Главное – не победа, а участие», взятая из выступления де Кубертена на банкете в Лондоне 24 июля 1908 года по поводу четвертой Олимпиады. Он сказал: «На этих Олимпиадах важно не столько побеждать, сколько участвовать». Но не все так думают.
Если вы, читатель, обратитесь к Олимпийской хартии, то у вас появится стойкое убеждение в том, что занятие спортом является неотъемлемым правом человека, которое он может реализовать на исключительно добровольной, то есть любительской основе, а организацию и руководство спортом надлежит контролировать независимым спортивным организациям. Но уже после Первой мировой войны о любительском статусе «олимпиоников» было забыто навсегда. Как и о независимости спортивных организаций. Спорт стал шоу-бизнесом. И, если отдельные деятели искусств позволяют себе взбадривать свои дух и тело, дабы не обмануть ожиданий ценителей, то уж занятие спортом на пределе человеческих возможностей, а зачастую и за пределом таковых в условиях монетизации очков, голов и секунд потребовали сначала по-человечески оправданного медикаментозного сопровождения спортсменов во время выступлений, а затем, как-то незаметно, не мытьем так катаньем, разумная поддержка восстановительных качеств организма была заменена подстегиванием групп мышц и различных систем тела.
Впервые о применении возбуждающих средств для лошадей перед скачками и о задержании с поличным наездников европейская и российская пресса сообщила в 1903 году. О применении допинга участниками Олимпиад стало известно после необъяснимой гибели спортсменов на Играх 1960 года в Риме. Истинную причину смерти не сообщили. Лишь со временем появились официальные заявления об обнаружении в крови погибших сильнодействующих возбуждающих средств.
Сегодня под принятием допинга понимают «сознательный прием вещества, излишнего для нормального функционирующего организма спортсмена, либо чрезмерной дозы лекарства, с единственной целью – искусственно усилить физическую активность и выносливость на время спортивных соревнований».
Спортсмен, принимающий допинг, таким образом, мало того, что подвергает опасности свою жизнь, но еще и уподобляется карточному шулеру.
А ведь свой Олимпийский принцип де Кубертен сформулировал не просто так, а под впечатлением проповеди, прослушанной им в соборе св. Павла во время богослужения, на которое были приглашены участники и официальные лица Олимпиады. Епископ сказал следующее: «В конце концов, настоящая Олимпиада дает нам только один надежный урок: Игры сами по себе лучше, чем гонка и награда. Св. Павел говорит нам, как мало значит награда. Наша награда – не та, что тленна, но та, что нетленна; и, хотя только один может получить лавровый венец, все могут участвовать в равной радости состязания».
Сергей ВОСКОВСКИЙ