Начало нового сезона в Дэвис Симфони холле
Торжественное открытие нового сезона состоялось 7 сентября. Как обычно, значительная часть женщин одета изысканно и со вкусом, мужчины стараются не отставать, но с гораздо меньшими достижениями. Царит атмосфера радости и праздничности. Концертную программу украшают дорогие гостьи, любимицы публики сопрано Рене Флеминг и меццо-сопрано Сьюзен Грэм. Оркестром дирижирует солнечный МТТ. И, как обычно, часть публики принимает […]
Торжественное открытие нового сезона состоялось 7 сентября.
Как обычно, значительная часть женщин одета изысканно и со вкусом, мужчины стараются не отставать, но с гораздо меньшими достижениями. Царит атмосфера радости и праздничности. Концертную программу украшают дорогие гостьи, любимицы публики сопрано Рене Флеминг и меццо-сопрано Сьюзен Грэм. Оркестром дирижирует солнечный МТТ. И, как обычно, часть публики принимает активное участие в банкете и танцах, тогда как другая, также в хорошем настроении, возвращается домой.
Но для меня настоящее открытие нового сезона началось со следующей программы нашего замечательного оркестра под руководством Майкла Тилсона Томаса. Исполнялись Симфония №69 Гайдна, Симфония №3 Сибелиуса и Симфония №5 Бетховена. Ещё раз убеждаешься в высоком мастерстве нашего оркестра. Кажется, лучшее исполнение этих симфоний невозможно.
Однако подлинные чудеса начались несколько позже, в другой программе, когда на сцене появился струнный ансамбль участников нашего оркестра и солист- гобоист Евгений Изотов. Это было первое исполнение в Сан-Франциско написанного в 1717 году Концерта для гобоя с оркестром, которое вызвало большой интерес публики. После долгих исследований и обсуждений в музыкальных кругах авторство этого прекрасного Концерта было закреплено за Алессандро Марчелло, а не за его младшим братом Бенедетто Марчелло. Оба – из аристократической венецианской семьи. Помимо музыки, Алессандро занимался математикой, юриспруденцией, был знатоком литературы и т.п. Известно, что с течением времени Концерт Марчелло для гобоя с оркестром в си миноре претерпел некоторые изменения. Похоже, в лучшую сторону.
Концерт Марчелло си минор состоит из трёх частей: Allegro moderato, Adagio и Allegro. Он необычайно красив, строен и одновременно компактен. Ничего лишнего. Первая часть – благородство и законченность. Вторая очаровательна и задумчива, может быть, даже грустна. Третья – быстрая, энергичная, яркая, поднимающая настроение. Евгений Изотов считает, что это сочинение фактически носит чисто гуманистический характер. Несмотря на то что оно было создано столетиями раньше, оно очень близко к нашей жизни. Мне кажется, исполнение этого концерта как солистом Евгением Изотовым, так и ансамблем было совершенным.
Гобоиста Евгения Изотова не надо представлять читателям: с 1996 по 2003 годы он успешно занимал в нашем оркестре позицию второго гобоиста, затем в течение нескольких лет покорял США, получив всеобщее признание как лучший гобоист Америки, а ныне, после трагической смерти главного гобоиста нашего оркестра Уильяма Беннета, который был другом и наставником молодого Евгения, вернулся в оркестр Сан-Франциско-Симфони в качестве ведущего гобоиста.
В первом же отделении программы была исполнена Синфония Лучано Берио для восьми солистов, хора и оркестра. В написании не допущена ошибка: то, что услышала публика, никак не соответствует её представлению о симфонии. Это скорее некое подобие музыки с «грехами».
Итальянец Берио (1925–2003) сочинил Синфонию в 1968–1969 гг. к 125-летию Нью-Йоркской филармонии и посвятил её Леонарду Бернстайну. Синфония исполняется нечасто. Так, в Сан-Франциско она была впервые исполнена в 1979 году нашим филармоническим оркестром под руководством тогдашнего музыкального директора Эдо де Ваарда. Второе исполнение, предпринятое Майклом Тилсоном Томасом, состоялось в минувшем месяце и было принято с любопытством.
Исполнение симфонии Берио носило грандиозный характер. В нём принимал участие прекрасный Сан-Францисский симфонический оркестр под руководством Майкла Тилсона Томаса, наш выдающийся хор, которым с 2007 года руководит Рагнар Болин. С его приходом в хоре, рождение которого состоялось в 1973 году, осталось «всего» примерно 120 участников (а до этого было примерно чуть ли не 300). Зато как славно поют! Правда, в описываемом мной концерте была допущена одна клякса: солистка в небольшой вступительной фразе «уехала куда-то не туда», но чего не бывает в живом исполнении!
Значительную роль играет в этом концерте Лондонский вокальный ансамбль, состоящий из четырёх женщин и четырёх мужчин, по имени The Swingles. Созданный в 1963 году американцем Свинглом, ансамбль неустанно расширял свой репертуар и приобрёл огромную популярность, осуществив более пятидесяти записей и завоевав пять Grammy. Лучано Берио стал одним из первых композиторов, обративших внимание на возможности этого коллектива, который не раз играл его Синфонию. В частности, она недавно исполнялась в Королевском фестивальном зале и в Ла Скала. Этот ансамбль дебютировал в 1979 году в Сан-Франциско, исполнив Синфонию Берио.
В нынешних выступлениях хор был расположен на вершине сцены, за ним последовал оркестр, а затем полукругом расположился ансамбль Swingles. А над всем этим властвовал Майкл Томас. Будучи довольно высоким человеком, он почти терялся в наплыве людей и инструментов. Думаю, что музыка Синфонии вызывала различную реакцию участников-исполнителей, но всё было сделано очень чётко и профессионально. Реакция публики была добросовестной: люди слушали музыку очень серьёзно, страясь не упустить ни одной детали.
Первая часть казалась беспорядочной смесью оркестровых фраз и не очень связанных с ними хоровых эпизодов, которые к концу всё более открываются друг другу. Вторая часть в значительной степени посвящена памяти Мартина Лютера Кинга. Наиболее впечатляющей оказалась третья часть, где были проявлены сила и изобретательность, которая драматизировала ситуацию и оживила публику. Далее Берио использует цитаты или близкие им по смыслу предложения, высказанные высокочтимыми лицами, в основном композиторами, и носящие драматический характер. Всё это сопровождалось чисто сценическими эффектами, например игрой света и тени, порой каменными лицами исполнителей.
Всё вместе производило достаточно сильное впечатление. Что касается ансамбля The Swingles, то его участие было очень многообразным и активным, неизменно вызывавшим восторженную реакцию публики.
Второе отделение концерта было отдано тенору Майклу Фабиано. Мне уже довелось слушать его, он производил хорошее впечатление, но то, что я услышал в этом концерте, совершенно потрясло меня. Он пел арии из опер Верди и Доницетти. Все арии были исполнены безукоризненно чисто, с глубоким пониманием психологии каждого из характеров и стиля произведения. Стройный, красивый темнокожий мужчина обладает лирическим тенором очень красивого тембра, изящным звукоизвлечением, прекрасной техникой, идеальным дыханием и удивительным темпераментом. Откуда появился такой талант, и где он был раньше?
Среди многочисленных увлечений Майкла пение не значилось, и осознал он свои вокальные возможности довольно поздно. В 2014 году он получил две премии за достижения в пении. Кроме того, Фабиано дебютировал в Хьюстонской Гранд-опере в опере Гуно «Фауст» в ведущей партии, а в Метрополитен-опере – в партиях Родольфо в «Богеме» и Альфреда в «Травиате». Выступил и в других партиях и в сольных концертах. В прошлом сезоне он также спел в Сан-Франциско в «Луизе Миллер», исполнил роль Ленского в «Евгении Онегине» в «Ройал Опера», главную роль в «Дон-Карлосе» в Сан-Францисской Опере. И вот он уже выступает в опере «Богема» в Цюрихе и в «Риголетто» в Национальной парижской опере.
Непонятно, как это у него получается, но он уже дебютировал в Опере Австралии в партии Фауста, а в Метрополитен-опера исполнил партию Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур», где он заменил заболевшего коллегу через 7 часов после уведомления. Он дебютировал в Сан-Франциско Симфони в мае 2013 года во время Бетховенского фестиваля. Это далеко не полный перечень достижений выдающегося тенора. Например, Фабиано получил премию в Австралии за лучшее мужское исполнение главной роли в опере Гуно «Фауст».
Такой стремительный взлёт, пожалуй, является беспрецедентным. Сейчас Фабиано стал одним из двух-трёх лучших теноров мира.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско