На то и весна
Все, как было сказано, смешалось. Весна. Снеговые горы тают. Люди головы теряют. Ну, и так далее. А потеряв головы, упомянутые люди совершают поступки, совершенно не вписывающиеся в их жизненные амплуа. Махмуд Аббас – стойкий борец с сионизмом, верный соратник и продолжатель дела Ясера Арафата. Но вот случилось что-то с Аббасом, и он в преддверии Дня […]
Все, как было сказано, смешалось. Весна. Снеговые горы тают. Люди головы теряют. Ну, и так далее. А потеряв головы, упомянутые люди совершают поступки, совершенно не вписывающиеся в их жизненные амплуа.
Махмуд Аббас – стойкий борец с сионизмом, верный соратник и продолжатель дела Ясера Арафата. Но вот случилось что-то с Аббасом, и он в преддверии Дня памяти в Израиле выступил с заявлением о том, что уничтожение евреев нацистской Германией было самым гнусным преступлением против человечества современной эпохи. Он также выразил сочувствие семьям жертв Холокоста.
Вы поняли? Я не понял. Зачем раис сказал то, чего от него никто не ждал? И зачем он это свое заявление сделал на английском языке? От кого хотел скрыть сказанное? От ХАМАСа? От них не скроешь. Вот и нарвался Аббас. «А есть ли такой же пиетет у сионистов к палестинской Катастрофе?» – спрашивает сайт исламистов.
Это, как говорится, по ту сторону баррикад. А теперь посмотрим, что по эту.
На днях стало известно, что 23 апреля Натали Коэн-Ваксберг, названная в сообщениях актрисой и режиссером, осуществила культурно-, так сказать, политическую провокацию на территории мемориального комплекса «Яд ва-Шем». Я ни с кем ни о прочитанных сообщениях, ни об увиденном в сети видеоролике не говорил, да и желания, честно говоря, нет. Не буду уподобляться тем, которые не читали, но осуждают, я честно несколько раз просмотрел ролик с «перфомансом», внимательно прослушал и прочитал все, чем он сопровождался, и готов, вполне отвечая за свои слова, заявить, что культурной провокацией описанное действо не считаю. Хулиганство на грани.
Не буду также придираться к внешнему виду актрисы, ничего примечательного в ее сценическом образе не заметил, кроме нелепого грима и небритых подмышек, которые она навязчиво демонстрировала, но это, в общем-то, дело вкуса, тем более, что, как пишут, с некоторых пор Натали Коэн-Ваксберг увлекается культивированием таковых, равно как и их пропагандой.
Почитал я также в сети и мнения израильтян по поводу эксцесса. Отзывов немного, причем, в основном, пишут, как бы это выразиться, ну, не соратники и не единомышленники, а со-чувствующие и со-переживающие. Считают они, что Натали молодец, что она дала истеблишменту жару, и так ему и надо. Ну, и сравнивают две страны. В России, естественно – «Pussy Riot», арт-группа «Война», художник Петр Павленский. В Израиле до последнего времени с акционизмом было туговато, но вот и здесь теперь все как у людей.
Бросается в глаза также и совершенно различное отношение властей к культурно-художественным провокаторам там и здесь. Если в России за участие в акции участницы «Pussy» получили, как там принято говорить, реальный срок, то в Израиле пока что лишь один только адвокат попросил юридического советника правительства проверить – а можно ли привлечь актрису к уголовной ответственности. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы с высокой долей вероятности предположить: скорее всего, для актрисы все закончится нормально.
Если за вынос, мягко говоря, из военного учреждения секретных документов дают три с половиной, да потом еще и сокращают на треть, то сами понимаете…
О Махмуде Аббасе можно сказать одно: он в полнейшем недоумении по поводу того, что делать дальше. За последнее время он совершал взаимоисключающие поступки. Заявлял о скорой ликвидации автономии и передаче ответственности за ее население властям Израиля. Подавал в ООН заявления о приеме в различные институции этой организации. Выдвигал различные требования. Чего только стоит последний перл раиса: «Мирное соглашение с Израилем невозможно, пока не будут определены границы двух государств. … Для продолжения мирных переговоров Израиль также должен заморозить строительство поселений. … Для продолжения переговоров [Аббас] будет также требовать освобождения палестинских заключенных из израильских тюрем».
Собственно говоря, руководитель автономии не уверен не только в завтрашнем дне, но и в том, что произойдет через несколько часов. Очередное примирение с ХАМАСом, если оно состоится, сулит его карьере бесславный конец – в том, что вторые «свободные» выборы, как и первые, состоявшиеся в 2006 году, принесут победу ХАМАСу, никто не сомневается. Кавычки здесь нужны для того, чтобы подчеркнуть, что глас народа – не всегда благо. Особенно народа, который за 70 лет усвоил лишь то, что статус гонимых весьма выгоден, а для продления такого состояния нужно лишь поддерживать на должном уровне конфликт с Израилем. ХАМАС, который, в отличие от аббасовского ФАТХа, не признает еврейское государство, является надежным гарантом этого положения вещей. Возможно, что реверансы в адрес Иерусалима по поводу Холокоста нужны главе автономии для резервирования безопасного пути отхода в случае форс-мажора, связанного с действиями ХАМАСа.
Теперь о провокациях и провокаторах. Выступая со своим перфомансом, Коэн-Ваксберг ничем не рисковала. В Израиле давно уже сложилась парадоксальная ситуация, когда определенные люди имеют как бы индульгенцию на определенные слова и поступки. Левые организации могут открыто контактировать с теми, кого вполне можно называть врагами страны. Могут проводить совместные с ними акции. Действия этих людей направлены не против кого-то конкретно, а против еврейского государства. Ну, а поскольку все почти левые вслед за анархистами считают любое государство, а уж еврейское-то и подавно, исчадьем ада, и так как эти мысли десятилетиями всеми возможными способами внедрялись в сознание израильтян, то у многих так и отложилось: государство – плохо, а наше вообще никуда не годится. Ясное дело, что за это никакой ответственности никто не несет. Оттого и просит адвокат у юридического советника правительства выяснить – а нельзя ли что-нибудь все-таки сделать.
Иная ситуация в России. Пока упомянутые в начале статьи креативные лица и их группы занимались просто раздачей пощечин общественному вкусу (акции в биологическом музее, в супермаркете), их мягко поругивали и только. Но стоило «Pussy Riot» в их пародийном молебне упомянуть сами знаете кого, как все изменилоось, их нарекли кощуницами и впаяли двушечку.
Впрочем, что-то давно об этих певицах ничего не слышно. Вполне может быть, что их, подобно другим деятелям искусств, захватил порыв патриотизма в связи с покореньем Крыма. Ну, на то и весна.
Сергей ВОСКОВСКИЙ