На сцене и экране, май – июнь – 2024
Летний оперный сезон откроется «Волшебной флейтой», по истории постановок которой можно было бы проследить историю оперного театра и того, как менялись тренды.
Опера
Концептуально-режиссерский подход сформировался и стал превалировать над традиционно-музейным в последние, скажем, сорок лет двадцатого столетия. В первую четверть нового столетия постмодернизм приблизился к неоакадемизму, и «режиссерская опера» стала доминировать в оперном театре. «Слушать» сменилось на «смотреть», одной только музыки и хороших голосов стало недостаточно без режиссерской концепции и ходов, необычной сценографии и костюмов.
На помощь зрелищности пришли новейшие технологии, лазеры, видеопроекция. Оперный спектакль стал многосоставнее, сложнее и многослойнее, чем прежде. Изобразительный ряд, картинка стали необходимым дополнением к композиторским, вокальным и дирижерским талантам.
Барри Коски и Сюзанна Андраде предлагают свой вариант знаменитой оперы Моцарта в эстетике немого кино, ранней голивудской анимации и немецкого кабаре 20-х годов. Живой и остроумный спектакль обладает особой театральной энергией. Поставленный в берлинской Komische Opera, он объехал страны и континенты. Образы и Луизы Брукс, и вампира Носферату из фильма Мурнау 1922 года как бы перекидывают мостик через столетия между временем написания шедевра Моцарта в 1791-м незадолго до смерти тридцатипятилетнего композитора и последующими столетиями.
Сказочный сюжет вобрал в себя глубокие гуманистические и философские идеи. Любопытно, как в опере использованы масонские символы. Невероятной красоты музыка и прекрасные арии уже три столетия завораживают слушателей.
Тамино поет новозеландский тенор Амитай Пати, Памину – австрийское сопрано Кристина Ганш. Бас-баритон Лаури Васар из Эстонии поет партию Папагено, в роли Царицы ночи – польское сопрано Анна Симинска.
За дирижерским пультом – Юн Сун Ким. Волшебные герои преодолевают препятствия и вызовы судьбы, соединяясь в объятиях, хотя бы на три часа отстранившись от бед человечества, так и не обретшего своей волшебной флейты и гармонии.
The Magic Flute
30 мая – 30 июня
Американская премьера оперы Кайи Саариахо (1952–2023) Innocence («Невинность»), последней из шести в ее композиторском наследии, продолжит летний сезон Оперы Сан-Франциско. Саариахо – финский композитор, жила в Париже, в 2023 году ее опера Adriana Mater была с успехом поставлена в Сан-Францисской филармонии в концертном исполнении год назад.
С 1961 года компания поддерживает современных композиторов (Джона Адамса, Филипа Гласса, Джека Хейги, Лену Франк) и участвовала в создании более тридцати опер, иногда совместно с другими американскими и международными музыкальными фестивалями и оперными компаниями, а также открыла американской публике оперы Равеля, Пуленка, Бриттена, Яночека, Штрауса, Мессиана, Лигети, ранее не ставившиеся в США.
«Невинность» была заказана совместно Оперой СФ и Экс-ан-Прованским оперным фестивалем во Франции.
Дирижер Клемент Мао-Такаш (Франция) возглавит оркестр. В спектакле участвуют певцы из разных стран: меццо Руксандра Доносе, тенор Милес Мукканен, сопрано Лилиан Фарахани, бас Кристин Сигмундссон, баритон Род Гилфри.
За час сорок минут без антракта Кайя Саариахо рассказывает драматическую историю о молодой женщине, которая на чужой свадьбе узнает в женихе брата человека, устроившего стрельбу в школе в Хельсинки десять лет назад, во время которой был убит ее сын. В ее сознании перемежаются временные пласты. Жених и невеста, их родители и гости – и горечь невосполнимой потери, и нет простых ответов на вопросы, от решения которых зависит, как героиня сможет жить дальше. Темы внутренней травмы, прощения или невозможности простить мастерски выражены в музыке талантливой и яркой современной оперы.
Innocence
1–21 июня
Постановку оперы сопровождают симпозиум Beyond Innocence и обсуждения с участием музыкантов, психологов, педагогов. sfopera.com/beyond-innocence
«Партенопа»
Многотомный каталог произведений Георга Фридриха Генделя (1685-1759) включает описание его произведений: церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, музыки промежуточных жанров, музыки для балетов и танцевальных сцен, а также сорока опер.
По сюжетам и тематике они делятся на исторические («Юлий Цезарь»), из античной мифологии («Ариадна»), из средневекового рыцарского эпоса («Орландо») и сказочно-фантастические («Альцина»), и многие, многие другие в каждой из групп.
Лирико-комическая «Партенопа» (1730) открывается сценой, когда легендарная основательница Неаполя Партенопа в лучах восходящего солнца призывает Аполлона благословить ее город. Внезапно появляется приятный незнакомец – потерпевший кораблекрушение армянский принц. Героям предстоит пережить множество приключений, порой далеких от традиционных ценностей в нынешнем их понимании, прежде чем все пропоют в финале хвалу Гименею, покровителю семейных уз.
Британский оперный режиссер Кристофер Алден перенес действие в «ревущие двадцатые», в модный парижский салон Партенопы, куда стремятся попасть все: искушенные соблазнители, прыткие дамочки, художники-дадаисты, сюрреалисты – короче, богема.
Спектакль первоначально вышел в Лондоне, был удостоен театральной Премии Оливье и был успешно показан в 2014 году в Опере СФ.
Оркестром дирижирует знаток барочной музыки Кристофер Мулдс.
Героиню поет французское сопрано Жюли Фукс, двух претендентов на ее руку и сердце – контртеноры Карло Вистоли и Николас Таманья.
Partenope
15–28 июня
San Francisco Opera
sfopera.com
Симфонические
концерты
В апреле и начале мая в Сан-Францисской филармонии выступили Йо Йо Ма, Джошуа Белл, Евгений Кисин.
Сезон продолжится концертом скрипача-виртуоза Джошуа Белла с оркестром Филармонии под управлением Райана Бэнкрофта, американского дирижера молодого поколения. В программе концерта – скрипичный концерт бельгийского композитора Анри Вьетана (1820–1881). Вьетан получил известность сначала как скрипач и стал основателем национальной бельгийской скрипичной школы.
«Говоря о Вьетане, невольно думаешь о Паганини. С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца», – делился своими впечатлениями Роберт Шуман. Некоторое время Вьетан прожил в Вене, затем обосновался в Париже, провел позднее семь лет в России, в Петербурге, в должности солиста Императорских театров, занимался преподаванием. Вернувшись в Париж, начал гастролировать по Европе и Америке.
Последние десять лет жизни продолжал преподавать, став профессором Брюссельской консерватории. Среди его учеников – бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи и румынский скрипач, дирижер и композитор Эдуард Кауделла.
Прозвучат также произведения Дебюсси, Хигдона и сочинение корейского композитора Унзука Чина, написанное по заказу Сан-Францисской филармонии.
Ryan Bancroft & Joshua Bell
16–18 мая
Для поклонников блокбастера «Гладиатор» – показ под живую музыку, за дирижерским пультом – Джастин Фриер.
Gladiator
22–23 мая
Диснеевская анимация Encanto в сопровождении оркестра.
24–25 мая
Звездные имена
Хореограф Алонсо Кинг, его труппа современного балета «Лайнс» и оркестр Филармонии под руководством Эса-Пекки Салонена соединят музыку и танец, исполнив сюиту Мориса Равеля «Моя матушка-гусыня» (1911) одновременно как балет и как оркестровое произведение. Композитора вдохновили образы французского фольклора и сказок. Первоначально им был написан цикл из пяти пьес для фортепиано в четыре руки, по сути – детский альбом, позднее оркестрованный. Особенно часто исполняется первая часть, «Павана Спящей красавицы», и вторая: «Мальчик-с-пальчик».
Кинг и «Лайнс» базируются в Сан-Франциско, гастролируют по миру и Соединенным Штатам, и это четвертый совместный проект с Филармонией. Кинг использует язык классического балета в своей хореографии.
Вторая половина программы – Erwartung («Ожидание») Арнольда Шенберга, монодрама в четырех картинах, написана для сопрано как женский монолог, сопровождаемый большим оркестром, часто рассматривается как новый этап в развитии оперы и симфонической музыки. Вокальную партию исполнит американское сопрано Мари Элизабет Уильямс. Она базируется в Милане, выступает в европейских и американских оперных компаниях и участвует в симфонических концертах.
Стоит отметить, что «Ожидание» – признанный шедевр музыкального модернизма. Опера была написана в 1909 году, впервые исполнена в 1924-м в Праге.
Светлый и мелодичный Равель в первом отделении намеренно контрастирует с Шенбергом и режиссурой Селларса. Впечатляет соединение имен выдающихся композиторов и их интерпретаторов, замечательного хореографа Кинга и яркого авангардиста Селларса, собранных в одной программе маэстро Салоненом.
Alonzo King Lines Ballet & Peter Sellars
7–9 июня
Русские композиторы
Известный британский виолончелист-виртуоз, один из ведущих виолончелистов в мире Шеку Канне-Мейсон и оркестр Филармонии с Эса-Пеккой Салоненом за дирижерским пультом исполнят Первый концерт для виолончели с оркестром (1959) Дмитрия Шостаковича, «Поэму-сказку» (1971) Софьи Губайдулиной и симфоническую поэму Чайковского «Франческа да Римини» (1876).
Русская музыка на протяжении десятилетий присутствует в репертуаре Филармонии.
А Салонен, яркий и самобытный композитор и дирижер, с начала его профессиональной музыкальной карьеры в 1979 году исполняет и записывает произведения Шостаковича, Стравинского, Прокофьева, Рахманинова. Его первое выступление в СФ состоялось ровно двадцать лет назад, в 2004 году, в качестве приглашенного дирижера.
Салонен – приверженец модернизма, его прочтение композиторов ХХ века снискало ему признание и аплодисменты публики и критики, оценивших свежий и нетривиальный подход в выборе исполняемых произведений. Он обладатель многих музыкальных премий и почетного звания дирижера-лауреата.
Радует присутствие в программе концерта имени Софьи Губайдулиной. Она родилась в 1931 году и занимает свое место среди советско-российских композиторов-авангардистов, прежде всего таких как Альфред Шнитке и Эдисон Денисов.
Esa-Pekka Salonen & Sheku Kanneh-Mason
13-15 июня
Ефим Бронфман с оркестром
В свой сольный концерт, прошедший совсем недавно в апреле, Ефим Бронфман включил фортепианные произведения Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева, Салонена.
В июне пианист выступит с оркестром Филармонии с большим фортепианным концертом Шумана. Во втором отделении прозвучит Брукнер, Симфония № 4 («Романтическая»).
Esa-Pekka Salonen & Efim Bronfman
21–23 июня
Симфония № 3 Малера
Сезон завершится монументальной Третьей симфонией Малера, созданной в 1896 году. Композитор одержим концепцией неумирающей жизни, идеей о неисчерпаемой творческой силе природы и человека как ее части. В письме другу он говорит о своем новом сочинении как о музыкальной поэме, которая объемлет все пути развития в нарастании, когда «все начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви». Источниками вдохновения для Малера были также Фридрих Ницше и художники-символисты, особенно Арнольд Беклин. Мистические и пантеистические образы пронизывают это грандиозное сочинение.
Salonen Conducts Mahler 3
28–30 июня
SF Symphony
sfsymphony.org
Фестиваль джаза
В рамках ежегодного летнего джазового фестиваля выступят как новые исполнители, так и мэтры. За одиннадцать дней фестиваля пройдет 19 концертов на двух площадках Джаз-центра. Вот краткое описание лишь нескольких из них.
41st Annual San Francisco Jazz Festival
5–16 июня
В своем творчестве сан-францисская вокалистка, тромбонистка Ла Донья соединяет латиноамериканские ритмы, обращаясь к корридос и румбе, с реггетоном и хип-хопом.
Этот концерт – дебют Ла Доньи в Джаз-центре.
La Dona 5 июня
Ударник и композитор Джон Сантос представит публике свой секстет. В программе концерта-оммажа – композиции легендарных джазистов Джерри и Энди Гонсалес.
John Santos Sextet w/special guest Bill Ortiz, Dr. Gary Bean,Ray Vega, & Skylar Tang
6 июня
Пианист Монти Александр на протяжении полувековой музыкальной карьеры сохранял верность музыкальным традициям Ямайки, используя карибские ритмы в джазовых композициях своего трио.
Monty Alexander 11 июня
Один из основных концертов фестиваля – первое исполнение в США «Африканской сюиты» легендарного американского джазового пианиста Оскара Петерсона. Прозвучат также Canadiana Suite (1964) и ряд знаменитых композиций Петерсона. В концерте участвует пианист Бенни Грин, ученик Петерсона, гитарист Расселл Малоун, ударник Джефф Хамилтон, басист и композитор Джон Клейтон и другие музыканты. Вечер ведет британский актер Делрой Линдо, получивший театральное образование в ACT и игравший в спектаклях Berkeley Rep.
Oscar Peterson’s ‘The Africa Suite’
Featuring The Clayton-Hamilton Jazz Orchestra w/Benny Green, Kenny Barron, Gerald Clayton, Russell Malone, & Robert Hurst, Hosted by Delroy Lindo
12 июня
Davies Symphony
Кино
Модная сеть кинотеатров Alamo Drafthouse
Сеть возникла в Остине, в Техасе, когда Тим и Кэрри Лиг решили, что их любовь к классному кино, холодному пиву и вкусным закускам заслуживает постоянного места для показа фильмов, а также своей публики. Начинали с гаража.
Через 25 лет после основания сеть мультиплексов успешно оперирует в 26 городах и продолжает расти, отдавая предпочтение в афише независимым, культовым и иностранным фильмам, а не голливудскому мейнстриму.
Поэтому именно здесь выходит Aggro Dr1Ft, новый фильм провокатора и анфан террибля Хармони Корина. Вернор Херцог, Гас Ван Сент, Бернардо Бертолуччи высоко оценивали его талант и второй игровой фильм «Гаммо». Критики часто ставят Корина в один ряд с Годаром, Кассаветисом, Тарковским.
Действие «Аггро» происходит в тайных глубинах преступного мира Майами. Герой, профессиональный киллер, готовится к новому заданию: убрать крупного флоридского преступного авторитета. Он меланхоличен и задумчив, обдумывая смертельно опасный план. Экспериментальный триллер целиком снят в ультракрасной гамме, передающей психоделическое состояние героя.
Фильм был показан на последнем Венецианском кинофестивале и выходит в ограниченный прокат в ряде американских городов.
Более зрительский Kingdom of the Planet of the Apes продолжает сагу «Планеты обезьян». Это четвертый фильм кинофраншизы. Действие происходит через триста лет после событий предпоследнего фильма. Обезьяны победили и царствуют, человечество кое-как ютится на задворках, но не сдается. Наводит на мысли и геополитические аналогии, не правда ли?
Alamo Drafthouse New Mission
drafthouse.com
Срез мирового кинематографа дают кинофестивали. Фильмы из программ Каннского и Венецианского фестивалей можно посмотреть в Roxie.
Terrestrial Verses
Rebels of the Neon God
The Feeling That the Time for Doing Something Has Passed
Gasoline Rainbow
roxiе.com
Театр
«Трилогия Леманов» была поставлена Сэмом Мендесом на сцене Piccadilly Theatre в 2019 году по пьесе итальянского драматурга Стефано Массини о трех поколениях банкирской семьи, основателях инвестиционной компании и ее крахе в 2008 году, что привело к началу финансового кризиса нулевых. Спектакль ожидал большой успех.
Холодное сентябрьское утро 1844 года, молодой человек, прибывший из Баварии, и его два брата высаживаются в нью-йоркском порту, всматриваясь в незнакомый городской пейзаж и пытаясь угадать, как их примет этот город. Так начинается их американская одиссея.
Через 163 года, на восьмой год нового ХХI столетия нового тысячелетия, их империя рухнет, погребя под своими обломками сотни тысяч разорившихся инвесторов по всему миру.
Три актера за три часа, разделенных на три акта, расскажут историю трех братьев, их трех сыновей и трех внуков. Аарон Крон играет Меира Лемана, второго брата Эммануэля – Говард Овершон. В роли Генри Лемана – Джон Хеффернан.
До того как пьеса была переведена с итальянского на английский язык, ее поставил в миланском Piccolo Teatro известный итальянский режиссер Лука Ранкони, много работавший также в музыкальном театре. Дальше на волне успеха и нескольких различных постановок в Лондоне «Трилогия Леманов» отправилась по миру, побывав в Нью-Йорке, Сиднее, и вот добралась до СФ под восторженные отзывы критики и аплодисменты в переполненных залах.
The Lehman Trilogy ACT Toni Rembe Theater
25 мая – 23 июня
act–sf.org
Мюзикл в Беркли-Реп
Боевое крещение и обкатку до перенесения на Бродвей проходит исторический мюзикл Galileo на музыку Майкла Вайнера по либретто Зой Сарнак.
Режиссер-постановщик Майкл Майер видит Галилео Галилея не только как астронома и ученого, но как философа, свободно мыслящего человека Возрождения, бросающего вызов религиозной догме, смыкающейся с мощью карательной машины государства.
Galileo
По 16 июня
berkeleyrep.org
Музыкальная драма «Попутчики» в совместной постановке авангардистской Opera Parallele и Presidio Theatre по роману Томаса Мэллона, по мотивам которого вышел сериал на Showtime, об «охоте на ведьм» в пятидесятые годы, когда скрытый гомосексуал Маккарти развязал ряд расследований и преследований геев в американской армии и на Капитолийском холме. Формулировка, правда, о гей-пропаганде и вредоносном террористическом движении тогда еще не была изобретена.
Композитор – Грегори Спирс, либретто Грега Пирса, режиссер – Брайан Стофанбиел.
Opera Parallele
Fellow Travelers
21, 22, 23 июня
operaparallele.org
Георгий ВЛАСЕНКО