На концерте пианиста Ричарда Гуда
Недавно в Зеллербах-Холле (Бёркли) состоялся концерт пианиста Ричарда Гуда. В программе были три последние фортепианные сонаты Шуберта, обнаруженные и впервые опубликованные после его кончины Робертом Шуманом. Время создания этих сонат было очень тяжёлым для Шуберта. Начиная примерно с 1822 года, он тяжело болел сифилисом, который тогда не поддавался лечению. В 1828 году состояние его здоровья […]
Недавно в Зеллербах-Холле (Бёркли) состоялся концерт пианиста Ричарда Гуда. В программе были три последние фортепианные сонаты Шуберта, обнаруженные и впервые опубликованные после его кончины Робертом Шуманом.
Время создания этих сонат было очень тяжёлым для Шуберта. Начиная примерно с 1822 года, он тяжело болел сифилисом, который тогда не поддавался лечению. В 1828 году состояние его здоровья стало резко ухудшаться. Тем не менее, это было время его активной творческой деятельности, и среди многих других сочинений он тогда создал и последние три фортепианные сонаты, D.958, 959, 960. Не всегда, но достаточно часто, их исполняют в одном и том же концерте. Все три сонаты были завершены в сентябре 1828 года, а в ноябре Шуберт скончался.
Концерт начался с исполнения Сонаты до минор, D. 958. Четырёхчастная грандиозная соната, насыщенная яркими темами и сменой настроений, явно овладела вниманием зала Во второй части, медленной, спокойной и задумчивой, пианист сумел создать ощущение неких грёз. Начинается перекличка тем, а затем -самая продолжительная, четвёртая часть, Аллегро, которая носит, в основном, танцевальный характер, что-то вроде тарантеллы. Меняются тональности, чередуются темы, начинаешь вспоминать о так называемых «божественных длиннотах», присущих Шуберту, но в исполнении Ричарда Гуда божественность сохранилась, а длинноты остались незамеченными, и публика в зале, затаив дыхание, слушала завершающие звуки первой сонаты.
Вслед за поклонами пианиста прозвучал следующий номер программы, Соната ля мажор, D.959. Она не очень сложна технически, но чрезвычайно красива и изобретательна. Первая часть, Аллегро, особенно красива и изящна. Солист регулярно меняет интенсивность звучания, очень изобретательно варьируется первоначальная тема, пианиссимо и фортиссимо подчёркивают открывающуюся красоту музыки. Во второй части, Андантино, царят спокойствие и раздумчивость. В нисходящем движении звуки высыпаются, как горошинки, но идеально равномерно. Регулярно меняются тональности.
Очень ярко была исполнена небольшая третья часть, Скерцо. Весёлый беспорядок, напоминающий птичий базар. А далее – продолжительное повторение тематики первой части, но со значительными изменениями. Быстрые пассажи. Это уже последняя часть, Рондо. И опять Гуд продемонстрировал глубокое понимание творчества Шуберта и богатство его идей. Первое отделение концерта завершилось бурными аплодисментами зала.
После антракта была исполнена только одна соната, Соната си-бемоль мажор, D.960, но зато какая! Это выдающееся произведение, превосходящее предыдущие, тоже замечательные, сонаты. Первая часть начинается необычно, без традиционного Аллегро. Слышатся отдалённые вибрирующие звуки, перерастающие в гром. Различные звучания взаимодействуют. Появляются ещё две темы, все три развиваются , создавая причудливую красоту. Далее возникла новая мелодия, события развиваются неспешно, тематический материал обогащается, автор демонстрирует развитие и выдающуюся красоту звучания. Пианист продемонстрировал тонкость и изящество исполнения, которое временами стремилось к созданию конфликтной ситуации, но «здравый смысл» приводил к разрежению обстановки.
Вторая часть, медленная, – одно из блестящих лирических созданий. Прекрасные мелодии звучат на фоне строго-ритмического аккомпанемента. Это своеобразная, волнующая душу, серенада. Средняя часть, тоже лирическая, – роскошная мелодия, утончённо связанная с предыдущей. Третья часть, напоминающая мелодию первой части, представляет собой скерцо – пьесу живого, стремительного характера, с явно танцевальным уклоном.
Финальная часть представляет собой блистательное рондо – музыкальную пьесу весёлого, оживлённого характера. Вначале прозвучали лирические интерлюдии вперемежку с более тяжёлыми пассажами, которые в конце концов переместились к клавишам с высоким и более динамичным звучанием. Исполнение сонаты завершилось сверхстремительным темпом (Presto). Музыка этой сонаты, безусловно, носит романтический харатер и заслуживает самых высоких похвал, а Ричард Гуд исполнил её, я бы сказал, идеально, довольно легко преодолев все технические трудности и проделав серьёзное аналитическое исследование партитур.
Его исполнение было полно благородства, понимания и вкуса. Публика устроила бурную овацию после завершения программы, а Гуд неоднократно выходил на поклоны, однако так ничего и не исполнил на бис. Что ж, его можно понять: в 71 год вынести «на своих плечах» такую тяжеловесную программу, не совершив ни единой помарки и продемонстрировав глубину и свежесть исполнения, – это подвиг. Но и тяжелейшая работа для человека его возраста.
Ричарду Гуду присущи яркая эмоциональность исполнения, глубина интерпретаций и безукоризненное знание музыки классической и романтической эпох. Насколько мне известно, он старается не выходить за пределы этого репертуара. Он выступает с такими коллективами, как Бостонский Симфонический оркестр, Лос-Анджелесский Филармонический оркестр, Нью-Йоркский Филармонический, с Метрополитен Опера Оркестром, Берлинским Симфоническим оркестром, Сифоническим Оркестром Торонто, и в таких залах, как Карнеги Холл, Концертгебау в Амстердаме и др.
Значительная часть его выступлений – сольные концерты, которые всегда проходят с большлим успехом. Проводит он и мастер-классы в ведущих консерваториях и университетах. Три последние сонаты Шуберта вошли в репертуар пианиста совсем недавно, но с большим успехом. Вышли в свет его записи (их более двадцати пяти).
Родился он в Нью-Йорке, учился в Маннес Колледже и в Куртис-институте, где одним их его педагогов был Рудольф Серкин. Получил несколько наград, в том числе первую премию на конкурсе Клары Хаскил, награду «Грэмми» за записи Сонат Брамса вместе с кларнетистом Ричардом Штольцманом. «Нью-Йорк Таймс» писала тогда: «Одним из наиболее важных и памятных событий стало исполнение Ричардом Гудом всех бетховенских фортепианных сонат».
Родился Гуд 1 июня 1943 года в Восточном Бронксе. Его отец был настройщиком фортепиано и скрипачом-любителем и послал своего сына к соседу-пианисту учиться игре на фортепиано. Так началась музыкальная история Ричарда Гуда.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско