На этом береге высоком, где бьется музыка под током
18 лет назад, в последнем году уходившего столетия, возникла идея о приезде в США с концертами участников бардовского проекта «Песни нашего века». Помню, первоначально среди организаторов шли разговоры об аренде зала на 300–400 человек. Когда же продюсер решил снять зал Town Hall в Манхэттене на 1500 мест, многие крутили пальцем у виска и отпускали шуточки […]
18 лет назад, в последнем году уходившего столетия, возникла идея о приезде в США с концертами участников бардовского проекта «Песни нашего века». Помню, первоначально среди организаторов шли разговоры об аренде зала на 300–400 человек. Когда же продюсер решил снять зал Town Hall в Манхэттене на 1500 мест, многие крутили пальцем у виска и отпускали шуточки типа: «Ну ты попал!» Каково же было удивление шутников, когда полуторатысячный зал был забит под завязку, а за квартал от зала стояли охотники за билетами. Откуда такой интерес? И не просто интерес – ажиотаж…
И вот уже исполняется 20 лет с того времени, когда они впервые вместе собрались. За эти годы создано 9 программ и выпущено столько же дисков. Количество концертов в переполненных залах 23 стран впечатляет. Но еще более впечатляет сам феномен возрождения интереса к этому не самому раскрученному ныне жанру. Сегодня, будь ты хоть Моцарт, кто тебя узнает без раскрутки?! А концерты авторской песни по всему миру неизменно собирают тысячи поклонников. Даже в нашей англоязычной стране защищаются диссертации, в частности в Колумбийском университете, посвященные русской авторской песне. А пока другие теоретизируют, наши герои создают новые программы и поют в переполненных залах, создавая непередаваемую атмосферу теплоты и единения, которую невозможно описать словами, разве что вот этими: «…давайте жить, во всем друг другу потакая, тем более что жизнь короткая такая».
Первые 4 диска были уникальной антологией авторской песни, а потом они сделали пять именных программ, посвященных творчеству выдающихся бардов Б. Окуджавы, В. Берковского, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Городницкого. Выпуск каждой программы становился событием, но особо надо отметить посвященную творчеству их учителя и друга, прекрасного композитора Виктора Берковского. Его мелодии, стихи Сухарева, Рождественского, Окуджавы, Слуцкого и особое, трепетное отношение участников проекта к памяти Берковского сделали эту программу ярчайшим событием русской поэтической и песенной культуры.
Зачастую в аннотациях к их концертам мелькает: «хор бардов». Мне кажется, эта калька имеет мало общего с тем, что происходит на сцене. Да, они стоят на сцене и поют хором. Но удивительным образом мы видим не хор, а собрание ярких индивидуальностей. Все-таки хор, даже идеальный, индивидуальность нивелирует. Здесь, и непостижимо, как это у них получается, после каждого концерта остается полное ощущение творческой встречи с каждым из них. Возможно, в том и секрет, что каждый из «хористов» является востребованным и классно сольно работающим автором или исполнителем. Всего на пару недель в году собираются они, чтобы спеть вместе песни нашего века. И даже становясь в хор, свое обаяние и харизму умудряются сохранить.
На этот раз они приезжают с юбилейной программой, посвященной 20-летию проекта. В ней собраны наиболее популярные и востребованные песни из всех предыдущих программ. Коротко об участниках предстоящих мартовских гастролей – 2017 в Америке.
Популярнейший бардовский дуэт Вадима и Валерия Мищуков. Они, как мало кто другой, умеют точно и тонко слышать поэзию. Есть много музыкантов, умеющих хорошо и профессионально склеивать музыку со стихами. Это не про них. У них музыка всегда вырастает из слова, порождена ритмикой и структурой стиха. Песни на стихи старшего, Валерия, Ю. Левитанского, А. Тарковского, А. Морозова давно уже стали бардовской классикой. Классика – слово пафосное, а их – обаятельных, с бешеным драйвом – называть классиками как-то неловко. Но, слушая «Я, побывавший там» на стихи Левитанского, «Синай» на стихи Чичибабина, понимаешь: это не преувеличение.
Дмитрий Богданов – многолетний партнер Виктора Берковского, замечательный гитарист, аранжировщик, интересно работающий и как автор музыки. В этом проекте Дмитрий выступает в качестве хормейстера. Все-таки из этих звездных и харизматичных индивидуальностей, каждая из которых ведет активную сольную концертную жизнь, нужно было сделать хор. И Богданов с этим блестяще справился.
Галина Хомчик, пожалуй, наиболее известная и востребованная исполнительница этого жанра. Недаром еще Булат Шалвович высоко оценил ее исполнение своих песен. За время существования проекта «Песни нашего века» в концертах принимали участие 14 человек. Все – авторы мастистые и популярные. И только Галина, единственный среди них не автор, – непременный и авторитетнейший участник всех программ. Вкус и исполнительская манера сделали ее, по сути, стержнем и душой всего проекта.
Блестящий гитарист, аранжировщик и автор Константин Тарасов. Все, кто пишет о нем, непременно упоминают, что Костя 11 лет был партнером Олега Митяева, что в репертуаре Митяева и сегодня есть песни со стихами Олега на музыку Тарасова. Все это – правда. Но есть в этом некая попытка придать Косте популярность за счет упоминания имени Олега. Вряд ли это имеет смысл. Константин сегодня – один из самых востребованных музыкантов России. Но именно бардовская песня осталась главной страстью этого многогранного музыканта. Кстати, у Владимира Высоцкого была довольно своеобразная и нестандартная техника игры на гитаре, и когда Сергей Безруков, человек очень скрупулезный, входил в роль барда, именно Константин ставил ему руку «под Высоцкого».
Я уже упоминал, что участников проекта трудно назвать хористами. Все яркие, неординарные личности – авторы, соединившиеся волею любви к бардовскому жанру в этот необычный хор. Но труднее всего было представить в этом качестве Елену Фролову. Глубокий, многоплановый и очень своеобразный автор – одна из любимейших исполнительниц Елены Камбуровой. Как композитор написала много интересной музыки на стихи поэтов Серебряного века. Выпустила нашумевший сборник стихов «Песни для Эвридики». И, несмотря на то что имеет репутацию новатора и экспериментатора, с упоением исполняет романтическую бардовскую классику.
Вот в таком составе они приезжают и приглашают нас прийти, чтобы слушать и петь вместе с ними удивительные песни того века, в котором «…все влюблены и все крылаты, и все поют стихи Булата. Все корни тянутся к свободе, и все поют стихи Володи».
На их концертах – потрясающая атмосфера людей, настроенных на одну волну. Уже 20 лет ансамбль лучших бардов России хором поет вместе «Песни нашего века» – авторские песни, ставшие народным достоянием. Поет свои лучшие песни – Окуджаву, Высоцкого, Берковского, Городницкого, других корифеев жанра – по зову сердца и по вашим заявкам.
Как здорово, что в марте мы опять соберемся в ваших краях и будем петь вместе «Песни нашего века»!
Пало-Алто. Среда, 22 марта, 7:30 веч.
Palo Alto JCC/Arts Hall, 3921 Fabian Way, Palo Alto, CA 94303
(650) 964-6838 – Леля
www.Samovar.ticketleap.com
Сан-Франциско. Четверг, 23 марта, 7:30 веч.
San Francisco JCC Theater, 3200 California St, San Francisco, CA 94118
Информация и билеты: (650) 964-6838 – Леля
Билеты: (415) 292-1239 – Янина, JCC
(415) 929-5239 – Вика
www.ticketsR.com
Борис КОСОЛАПОВ