Мы сражаемся и будем сражаться за эту Страну
Формально недавнее интервью с равом Игалем Левинштейном, главой Мехины (пред-армейской йешивы) Эли, 19 воспитанников которой пали смертью храбрых на улицах и в туннелях Газы, было посвящено крайне неудачному, мягко говоря, высказыванию Моше (Боги) Яалона. Умело потянутый за язык борзым мастером пера и микрофона, Боги Яалон – отставной раматкаль и министр обороны, а ныне один из ведущих скандалистов-капланистов – заявил, что Мехина Эли представляет собой угрозу существованию Израиля и подлежит немедленному закрытию.
Боги и раньше не отличался умом, что, впрочем, вполне в духе тех, кто носит в Израиле большие звезды на погонах. Не отличался ни умом, ни стратегическим талантом: в частности, именно он несет прямую ответственность за катастрофическую неготовность ЦАХАЛа ко Второй Ливанской кампании. Но его вышеупомянутое высказывание – да еще и во время войны, в сложнейшие сражения которой солдаты с вязаными кипами внесли и вносят едва ли не решающий вклад – явно перешло границы привычного генеральского идиотизма.
Это, видимо, и собирался обсудить политический обозреватель Яаков Бардуго, когда приглашал в студию 14-го канала главу Мехины, давно уже ставшей притчей во языцех – и не только в среде израильский прогрессистов. Чего так боятся, о чем плачут Боги и подобная ему толпа одержимых крикунов с улицы Каплан?
И тут нельзя не отдать должное высочайшему качеству изложения, ясному уму и блестящему интеллекту рава Игаля. Он не только ответил на заданный конкретный вопрос, но еще и смог втиснуть в десятиминутное интервью тезисы целостной программы, краткое теоретическое обоснование роли религиозного сионизма в том тектоническом сдвиге, который происходит сегодня в Израиле. Немудрено, что у такого воспитателя такие воспитанники…
Построившие эту Страну левые и центристы, сказал рав Левинштейн, глубоко шокированы тем, что произошло во время этой войны – шокированы и напуганы. В течение многих десятилетий эта светская общественная группа была абсолютно уверена, что ОНА И ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО и что только ее представители могут здесь править и командовать. Но в ходе текущей войны они окончательно убедились в наличии свежей, молодой, энергичной силы, которая хочет и способна взять на себя бремя лидерства – причем, не только впереди атакующих порядков роты, батальона и бригады.
Почему прогрессисты нападают именно на Мехину Эли? Потому что в этих молодых солдатах, комбатах и комбригах они впервые видят ДРУГИХ людей, которые способны руководить Страной на самых высоких постах и должностях и при этом никоим образом не отрываться от глубоких духовных корней еврейской религии.
Профессор Ягиль Леви, преемник небезызвестного Асы Кашера на негласной позиции идейного ментора Генштаба, не так давно написал программную статью, напечатанную в газете «Гаарец» – пропагандистском рупоре прогрессистов. Там он подробно объяснил смертельную угрозу так называемой «иудизации армии» и даже сформулировал разницу между «хорошим» и «плохим» религиозным евреем. Первый, по мнению профессора – тот, кто согласен быть «иудеем» в частной жизни и «гуманистом» в общественной.
Дескать, это светское государство, браток, а потому будь добр оставить свою кипу дома и не тащить ее в общественное пространство! Так, к примеру, поступил нынешний раматкаль Герци Халеви – «хороший» офицер, достойный погон рав-алуфа (генерал-лейтенанта). А вот Офер Винтер, в противоположность Герци, заупрямился и кипу не снял, а потому остался «плохим» офицером, которому в принципе нет хода дальше звания тат-алуфа (бригадного генерала).
Иными словами, вы заведомо воспитываете своих учеников в сознании, что приверженность иудейским ценностям не позволит им продвинуться на высшие должности? – спросил Бардуго.
Мы не нанимались в работники ни к кому, кроме Властелина миров, ответил рав Игаль. Мы сражаемся и будем сражаться за эту Страну не потому, что нас одобряет тот или иной профессор или генерал, а потому, что такова наша священная обязанность перед Творцом – вне зависимости от того, будут нас любить или ненавидеть, продвигать или гнобить.
Но потрясение Седьмого октября и катастрофическое падение авторитета «хороших» офицеров на фоне выдающегося героизма, демонстрируемого на поле боя «плохими» офицерами, предполагают в корне изменить объявленное профессором Леви деление на «что такое хорошо и что такое плохо».
Неудивительно, что Боги Яалон и его прогрессистские соратники заходятся таким отчаянным плачем по предполагаемой гибели демократии (понимая под последней свое неограниченное правление, никак не зависящее от исхода выборов).
В происходящем сегодня историческом сдвиге им мнится «государство Галахи», иудейский Тегеран. Ведь они твердо убеждены, что ЛИШЬ СВЕТСКИЕ СПОСОБНЫ защищать и вести вперед еврейское государство. Так было в течение минувших ста лет – и так, по их мнению, должно оставаться всегда.
При этом «плачущие Боги» вовсе не против иудаизма – но при одном условии: он должен оставаться в рамках домашних стен, ВНУТРИ СЕМЬИ, ни в коем случае не претендуя на ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ. В этом иррациональном страхе перед переходом иудаизма в публичное пространство и заключается, по раву Левинштейну, причина их отчаянной борьбы против судебной реформы.
На наших глазах происходит революция, продолжил рав Игаль. Галутный иудаизм, с его ярмом двухтысячелетнего приспособления к чужой власти, был попросту не в состоянии самостоятельно построить государство и волей-неволей уступил эту работу светскому сионизму. Но уже тогда, больше века тому назад, основатель религиозного сионизма рав Авраам Ицхак Кук говорил о насущной необходимости направления иудаизма в русло деятельного участия в созидании и управлении современным еврейским государством.
Иудаизм может много чего дать публичному пространству. Это, конечно, личный пример безусловной любви к Стране, верности ей, готовности жертвовать ради нее. Не сбегать от трудностей и войн, не растекаться по нью-йоркам, берлинам, лондонам и голливудам, но упорно держаться за эту Землю, защищать ее, вцепляться в нее домами, плугами, могилами. Но есть и другое, главное, чему светские должны учиться у религиозных сионистов: умение не пасовать, НЕ УСТАВАТЬ от борьбы.
Дело в том, что в светском мире у всего есть срок годности. Идеи, мировоззрения и моды преходящи, они рождаются и исчезают, сменяясь другими. В нашем случае достаточно взглянуть на эволюцию светского сионизма, сравнить энтузиазм и энергию основателей государства с унылым постсионизмом их внуков и правнуков. А вот вера в Вечного, в противоположность светским воззрениям, истекшими сроками годности не страдает. Она вечна, как и Он Сам. ТОТ, КТО ПИТАЕТСЯ ЭТОЙ ВЕРОЙ, НЕ УСТАЕТ. Еврейский народ не устает не потому, что у него другие гены. Он не устает потому, что у него есть иудейское СОЗНАНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕЙ ВЕЧНОСТИ.
Напоследок рав Игаль успел прояснить свою позицию по отношению к светским согражданам. У нынешних прогрессистов, сказал он, налицо отказ от рациональной логики в пользу надуманных идеологических догм, массовый психоз, объявляющий черное белым, а белое черным. Этого рав Левинштейн, конечно, не может принять – да и какой нормальный человек сможет? Но у рава НЕТ НИКАКОЙ ПРОБЛЕМЫ С КЛАССИЧЕСКИМ ЛИБЕРАЛИЗМОМ.
Напротив, религиозный сионизм крепко-накрепко связан с классическими либералами. Мы безусловно вместе с людьми, которые привержены истинным либеральным ценностям, сказал глава Мехины Эли. С теми, кто привержен логике, кто следует нормальному рассудку, кто старается жить по совести, не игнорируя очевидные факты.
Добавлю к словам рава свои пять агорот – от имени классического либерала, коим являюсь. Мне уже не раз приходилось писать и говорить о мучительном, но крайне необходимом процессе конвергенции Сионизма и иудейской Традиции. Без опоры на вечную Традицию Сионизм, несомненно, прикажет долго жить – попросту «устанет», если воспользоваться терминологией рава Игаля. Но и Традиция не выживет без Сионизма, то есть без еврейского государства – постепенно растворится в море галута, в лучшем случае деградировав до нескольких малочисленных, оторванных от мира сект, постепенно тающих под солнцем современности из-за неизбежного оттока молодежи.
Иногда меня спрашивают, как будет выглядеть эта конвергенция. После этого десятиминутного интервью у меня есть наглядный ответ. У конвергенции Традиции и Сионизма – одухотворенное мыслью и верой лицо Игаля Левинштейна – раввина, воспитателя, сиониста.
Алекс Тарн