Мы с ним все время спорим…
У меня есть друг, с которым я постоянно спорю. Мы спорим на самые разные темы: о Боге, о политике, о литературе, и так далее, и так далее. Это началось давно, когда мы с ним жили в одной стране и в одном городе. Когда ходили на заседания литобъединения «Орбита» при газете «Молодежь Молдавии», на одном из […]
У меня есть друг, с которым я постоянно спорю. Мы спорим на самые разные темы: о Боге, о политике, о литературе, и так далее, и так далее. Это началось давно, когда мы с ним жили в одной стране и в одном городе. Когда ходили на заседания литобъединения «Орбита» при газете «Молодежь Молдавии», на одном из которых и познакомились, и много позже. Это продолжалось все время, пока мы общались напрямую, вплоть до того момента, когда, оказавшись на положении пасынков во враждебно-националистической среде постперестроечного Кишинева, разъехались в разные стороны: он – в Израиль, я – в США.
Отъезд из страны, вживание в новую среду, оторванность друг от друга внесли некоторые коррективы в наше общение. Оно стало преимущественно заочным (с 1994 года мы повидались всего один раз), и выходили мы на связь друг с другом реже, чем прежде. Но суть наших отношений не изменилась: мы продолжали спорить. И делаем это по сей день.
Разумеется, мы не только спорим. Разумеется, есть вещи, которые нас объединяют. И тем не менее…
Если бы кто-то сказал мне, что бывает такой вид дружбы, когда люди больше спорят, чем соглашаются друг с другом, я бы не поверил. Но вот он, факт, налицо: у нас с Виктором Голковым дружба именно такого рода.
Витя не скрывает, что в Израиле жить ему и его семье совсем не просто. Но ни в какую другую страну он бы никогда не уехал. Почему? Чтобы понять это, достаточно прочесть давнее, опубликованное в перестроечные годы, стихотворение Голкова:
Свершилось вдруг какое-то движенье,
какой-то крен, не более того,
и я в себе увидел отраженье
истории народа моего.
Его тягучей, безысходной песнью
за сотни лет, за долгие века,
как оказалось, был заполнен весь я,
хоть я не знал родного языка.
Но я был тем, кого оклеветали,
за изначальный невозможный грех.
И если ткань истории латали,
я был заплатой для её прорех.
Я – Герша внук и правнук Мордехая,
крупица их потухшего огня.
И песнь тоски, тягучая, глухая,
на волю в жизнь струится сквозь меня.
Можно было бы привести и какое-нибудь другое стихотворение, но я выбрал именно это, потому что речь в нем – не только о кровной связи со своим народом, но и о той тональности, в которой пишет Виктор Голков. «Песнь тоски, тягучая, глухая» слышится во многих его стихах. Шли годы, и автор, мечтавший о выходе первого сборника своих стихов, выпустил уже несколько книг, стал членом Союза писателей Израиля, опубликовался в ряде журналов, альманахов и т.д., а тональность его произведений осталась прежней. В произведениях Голкова – боль, тревога, мрачные предчувствия, сомнения. Начало же светлое выражено несравнимо слабее.
Таковы особенности его внутреннего мира. То, что эти особенности приходятся по вкусу не всем, несомненно. Но несомненно и другое: Голков – настоящий поэт, со своим лицом, с собственным взглядом на окружающее.
Недавно я поздравил его с 60-летием. Собственно, к этой знаменательной в его жизни дате и приурочена сегодняшняя публикация.
Незадолго до отъезда Виктора Голкова в Израиль я написал рецензию на его вторую книгу стихов «У сердца на краю». Я поместил эту рецензию в первой в Молдавии литературной газете на русском языке «Строка», которую издавал и редактировал при содействии коллег – поэтов и прозаиков из созданной нами Ассоциации «Литератор». Рецензия называлась «Я смотрю на жизнь в упор…» («Строка» №1, сентябрь 1992 г.). В ней я, в частности, писал: «Поэт определяется по тому, есть ли у него свой особый мир. В книге Голкова он налицо. Нам хотелось бы, возможно, чтобы в этом мире было больше тепла, радости, света, но сие, увы, не от нас зависит. Не будем ставить поэту в вину отсутствие дара гармонически сплавлять воедино разнородные элементы бытия, а будем ему благодарны за то, в чем он силен: за способность быть искренним и проникновенным, за умение разглядеть и выставить на всеобщее обозрение темные стороны жизни и человеческой души. Это – как предостережение, как прививка от зла».
Поэт Виктор Голков, мне кажется, и поныне, осознанно или неосознанно, занимается именно этим: предостерегает, стремясь как можно шире и обстоятельнее представить в своих стихах все преграды, которые могут возникнуть на пути человека к гармоничному мировосприятию.
Возможно, он оспорит это мое утверждение. Ну так что же? Я уже говорил: мы все время спорим, так что – мне не привыкать.
Что добавить? Надеюсь, что нам с ним доведется еще о многом поспорить. И услышать друг от друга нелицеприятные суждения о наших стихах. Ведь это, в конечном итоге, идет нам на пользу.
Долгих лет тебе, Витя! И новых стихов!
Стихи из новой книги «Тротиловый звон»
***
Гул машин твоих терплю,
Человеческая масса.
Общества, народа, класса
Быт насильственный делю.
Груз истории несу,
Скорбь забытых и усталых,
В сумерках густых и алых
В человеческом лесу.
***
От удушающей жарищи
Душа спекается в комок.
Нельзя дышать, и трутся тыщи,
Жить вынуждены бок о бок.
Бок о бок – жуткая морока!
И, если ты не азиат,
Сойдешь с дистанции до срока,
Поскольку это вправду – ад.
Но мне порой почти приятно
Идти сквозь эвкалиптов строй,
Чья жизнь застыла, вероятно,
Внутри, под выжженной корой,
Смотреть на кустики кривые
И жарких кипарисов ряд.
Здесь наши корни родовые,
И камни правду говорят.
***
Жизнь молодого солдата
Нужна для его страны.
Из танка на небо взятый,
Не успел завести жены.
В гимнастерке своей кровавой
За этот последний миг
Он получает право
К Богу входить напрямик.
***
Нет романтики в помине,
Только страхи, как всегда:
Мысли о семье, о сыне,
О войне – итак, когда?
Ждать, конечно, не заставит,
Жуткая, как в старину.
Важно, кто сейчас возглавит
Нашу смутную страну,
И куда свернет ведущий
За собой свою родню –
В рай, таинственные кущи,
Иль на адскую стерню.
***
Погасли краски наверху.
За час стемнело, лишь под утро
В окне зашевелился мутный
Огонь – сквозь снежную труху.
А между небом и стеклом
Чернели тощие отрепья
Кустов, носился смерч над степью,
Покрытой белым полотном.
Серебряный водоворот
Ворочался между снегами,
Покуда вьюга сапогами
Весь мир вколачивала в лед.
***
Шорох Родины влажный
И акации в ряд.
Город пятиэтажный,
Где огни не горят.
Только лица другие,
И повадка не та.
И дымок ностальгии
Проплывает у рта.
Я сюда приезжаю
По причине одной:
Чтоб судьба, мне чужая,
Прикоснулась к родной.
***
Я из секты затворников.
Ценит все мой мирок
По количеству сборников
И прозрачности строк.
Мир изящной словесности,
Где пророчит любой,
Холодок неизвестности
Замыкая собой.
Слово тоже оружие,
Хоть бесплотный ручей.
А у глаз полукружия
От бессонных ночей.
***
Я сплю, раскинув руки,
Без просыпа я сплю,
Видения и звуки
Неясные ловлю.
И в этом больше смысла,
Чем в прежней жизни той,
И простыня повисла,
Сливаясь с темнотой.
Сквозь шум имен и отчеств
Сейчас в меня проник
Загадочных пророчеств
Таинственный язык.
***
Люди мы – общеизвестно,
Люди – больше ничего.
Вверх и вниз растёт отвесно
Дико, почвенно, древесно
Наше странное родство.
Я устал вмещаться в тело, –
Говорю начистоту.
Потому что надоело
Вклиниваться оголтело
В глубину и пустоту.
Мы – божественные строчки,
Ощущаю всем нутром.
Норовим дойти до точки,
Вырваться из оболочки,
Догореть поодиночке
В ночь над праздничным костром.
Виктор ГОЛКОВ