Мы и наши тени

Share this post

Мы и наши тени

Тора рассказывает о судьбоносном споре, возникшем среди глав колен Израилевых при нашем возвращении из Египта в Землю Израиля.

Share This Article

Десятеро из лидеров колен, исследовавших Землю Израиля, сообщили народу плохую весть: «Течет она молоком и медом… Но силен народ, живущий на земле той… не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас… Там же видели мы исполинов…; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» (Числа, 13:27–14:1). Двое же других вождей – Йеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне – звучали оптимистично: «Не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них тень их…» (14:9)

Тора – это не роман с художественными образами. К ее определениям следует относиться серьезно. Что означает загадочное «ушла от них тень их»? Кто это – люди без тени?

Реальные люди должны вроде отбрасывать тень. Кроме случаев, когда они прозрачны… В романе Набокова «Приглашение на казнь» герой его, Цинцинат Ц., личность. Он обладает душой и непрозрачен: «Чужих лучей не пропуская, а потому, в состоянии покоя, производя диковинное впечатление одинокого темного препятствия в этом мире прозрачных друг для дружки душ, он научился все-таки притворяться сквозистым…» Однако Цинцинат разоблачен: «Обвиненный в страшнейшем из преступлений, в гносеологической гнусности, столь редкой и неудобосказуемой, что приходится пользоваться обиняками вроде: непроницаемость, непрозрачность, препона; приговоренный за оное преступление к смертной казни». Цинцинат подвергнут публичной экзекуции. Заступиться за него некому: «Зрители были совсем, совсем прозрачны». Но после казни он находит души непрозрачные: «Цинцинат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».

Роман Набокова был создан в середине 30-х годов в Германии, среди публики «совсем, совсем прозрачной», сквозь которую беспрепятственно проникали идеи Гитлера. В те же годы на востоке, на родине Набокова, прозрачные народные массы, бездушные и не отбрасывающие тени, пропускали сквозь себя без сопротивления иное злодейское учение.

В булгаковском романе о москвичах 30-х годов потерял тень администратор варьете Варенуха: «Сзади кресла, на полу, лежали две перекрещенные тени, одна погуще и почернее, другая слабая и серая. Отчетливо была видна на полу теневая спинка кресла и его заостренные ножки, но над спинкою на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было ног администратора. «Он не отбрасывает тени!» – отчаянно мысленно вскричал Римский».  Варенуха, попавший в лапы к нечистой силе, утратил личность, тень, и превратился в прозрачного злого духа – «вампира-наводчика».

В романе описан подобный «вампир-наводчик» из московской жизни: Алоизий Могарыч. Доставленного к Сатане, его допрашивают:

«– Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? – спросил Азазелло… – Вы хотели переехать в его комнаты?..»

Сколько десятков миллионов прозрачных жителей СССР в те годы служили «вампирами-наводчиками»?

Creative Commons Zero – CC0

Посыл обоих писателей соответствует сказанному Торой: прозрачны для зла и не имеют тени не только отдельные Варенухи, но и целые народы. Избавление непрозрачным Цинцинату Ц. или Мастеру с его Маргаритой сулит только смерть, с неведомыми «существами, подобными ему» у Набокова и «покоем» у Булгакова. Сами общества «людей без тени», среди которых творили писатели, тоже оказались нежизнеспособными.

Народ Германии с его замечательными философией, музыкой, наукой исторически отнюдь не был прозрачным. О нем у Блока: «Сумрачный германский гений». Немцы отбрасывали впечатляющую тень на цивилизацию. Потеря тени, прозрачность и гибель государства случились с ними вслед за затеянным ими геноцидом евреев.

После Катастрофы еврейства и катастрофы самой Германии немцы раскаялись, выплатили большие репарации. Но есть вещи необратимые. Менее 15 тысяч нынешних немецких евреев являются потомками того полумиллиона, который жил в Германии в 1933 году. Душа – тонкая материя. Она в Германию не вернулась. Немцы, как те библейские народы, которым предстояло быть сокрушенными евреями, прекращают отбрасывать тень. Они заводят мало детей. Молодые в значительных количествах эмигрируют. В Германию переселяются миллионы иммигрантов-мусульман, в основном молодых мужчин. В стране повсеместно закрываются церкви и открываются мечети. Если христианство считать душой европейцев, придававшее ей свойство непроницаемости, непрозрачности для зла (как у Цинцината Ц.), то его отступление по всему континенту сделало эту душу прозрачной, не имеющей тени. Это грозит европейцам судьбой, аналогичной выпавшей народам Ханаана, которую в Торе предсказывали Йеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне.

Похоже, такой ход событий был предсказан европейцам великим сказочником Хансом Кристианом Андерсеном в сказке-притче «Тень». Андерсен учился в еврейской школе, сочувствовал евреям, что видно, например, по его жалостливой сказке «Еврейская девушка». В «Тени» «ученый… писал книги, в которых говорилось об истине, добре и красоте». Ученый выглядит символом евреев, тень которых – христианство – одухотворила Европу, сменив той язычество на монотеизм с ясным гуманистическим посылом. Но затем тень евреев – христианство – отделилась от них и стала жить своей жизнью.

Уступив свою тень Европе, ученый отрастил себе иную тень: «К счастью, в жарких странах все растет и созревает необыкновенно быстро, и вот через неделю ученый, выйдя на солнце, заметил к своему величайшему удовольствию, что от ног его начала расти новая тень, – должно быть, корни-то старой остались. Через три недели у него была уже довольно сносная тень, которая во время обратного путешествия ученого на родину подросла еще и под конец стала уже такою большою и длинною, что хоть убавляй». Духовная жизнь евреев после отделения от них христианства осталась богатой и содержательной, «хоть убавляй». Особенно после «обратного путешествия на родину».

Но что сталось с евреями, оставшимися в Европе? Их тень, пользуясь шантажом и разбоем, разбогатела, стала успешной и решила выдавать себя за реального человека. Ученый же от безысходности согласился представляться ее тенью. Как обычно в сказках, арбитром практического успеха выступила принцесса. Она, очевидно, символ народов Европы. Тень очаровала принцессу, поскольку, когда у принцессы возникали вопросы, тень отсылала ее к ученому: «Даже моя тень знает ответ на твой вопрос», – отговаривалась она. Конечно, мудрость ученого – ТАНАХ – восхитила принцессу, и она вышла за его тень замуж. Тем более что успешность и богатство тени говорили за нее. Ученый же стал тени не нужен, и она убила его. Чем не предсказанный холокост?

Однако более точный символ трагедии ученого и его тени предложил Евгений Шварц в его театральной версии сказки Андерсена, созданной в 1940 году, когда христианский мир уже объединился, чтобы уничтожить евреев, когда уже состоялась Эвианская всемирная конференция, отказавшая евреям в пути к спасению.

У Шварца ученого, преданного всеми: аристократией, интеллигенцией, артистическим миром королевства, обезглавливают. Но выясняется, что тень не может жить без своего источника. Ученого воскрешают живой водой. «Ведь, чтобы победить, надо идти и на смерть», – провозглашает ученый и покидает страну. Это похоже на послевоенный прорыв выживших жертв холокоста в Палестину.

У евреев, возродивших Израиль, сегодня иная, не европейская тень. А христианская Европа, предавшая своих евреев, перестает отбрасывать тень и умирает. Ведь еще создатель христианства Павел в Послании к Римлянам (11:16–26) предупреждал, что не может плодоносить ветвь привитой маслины (церковь), если иссушен ее корень и уничтожен материнский ствол (евреи).

Книги Бориса Гулько:

«Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний».

397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.

26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Мир еврея». Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.

Борис ГУЛЬКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »