«Музыка Рахманинова меня вдохновила…»
23 мая нынешнего года произошло заметное событие в культурной жизни Contra Costa County. Это было выступление необыкновенно талантливого 17-летнего пианиста, ученика 11-го класса Миши Галанта. В концерте, проходившем в помещении Grace Presbyterian Church в Walnut Creek, также принимала участие выпускница Сан-Петербургской Консерватории, преподаватель фортепиано и вокала Марина Толстова, исполнившая три произведения Сергея Рахманинова. Для многих […]
23 мая нынешнего года произошло заметное событие в культурной жизни Contra Costa County. Это было выступление необыкновенно талантливого 17-летнего пианиста, ученика 11-го класса Миши Галанта.
В концерте, проходившем в помещении Grace Presbyterian Church в Walnut Creek, также принимала участие выпускница Сан-Петербургской Консерватории, преподаватель фортепиано и вокала Марина Толстова, исполнившая три произведения Сергея Рахманинова.
Для многих из присутствовавших выступление Миши Галанта явилось большой и очень приятной неожиданностью. Сложнейшая программа, свободное владение инструментом и высокий уровень мастерства юного пианиста поразили слушателей.
Миша – из семьи потомственных музыкантов в четырех поколениях. Его прабабушка была ученицей знаменитых Марии Юдиной и Владимира Горовца, a прадедушка учился в Киеве у прославленного Генриха Нейгауза. Его бабушка, а также мама Ольга Кацман и папа Jed Galant – все музыканты. Обе младшие сестры – Клара и Яна – тоже учатся игре на фортепиано, а обучает всех детей их собcтвенная мама! И вот этот факт воистину удивительный. Все мы знаем, что «нет пророка в своём отечестве», что большинство детей не могут и не хотят заниматься чем бы то ни было с родителями, но эта семья является исключением.
Свой первый сольный концерт Миша Галант дал 5 лет назад в Mountain View и с тех пор делает это ежегодно. Список достижений этого юноши весьма внушителен.
Он является победителем и лауреатом многих конкурсов – от Menuhin-Dowling Young Piano Competition и Marilyn Mindell Competition, проводимых ежегодно в Вау Area, до Foulger International Music Festival Concerto Competition, где, как победитель конкурса, Миша исполнил 2-й концерт С. Рахманинова с симфоническим оркестром штата Юта. Он также играл с оркестрами Окланда и Ливермора. Невозможно поверить, что подросток исполнил Первый концерт Шопена для фортепьяно с оркестром в возрасте 12 лет! Два года подряд Миша является одним из десяти стипендиатов Фонда Шопена в США.
Выступление Миши Галанта в нашем городе было, по сути, “обкаткой” программы для Международного Конкурса имени Вана Клиберна, на который Миша был отобран в числе 24 человек из 160 претендентов.
Нам удалось взять у Миши Галанта интервью, которое мы предоставляем читателям газеты “Кстати”.
М.А. – Когда вы начали заниматься музыкой?
М.Г. – Мой первый урок был в мой шестой день рождения. Я пришёл домой после школы, и мама провела свой первый урок со мной. И этот урок мне не понравился. Мне вообще не нравились занятия музыкой примерно до 9-го класса.
– А что случилось в 9-м классе?
– Я нашел Рахманинова, мне очень понравилась его музыка, она меня вдохновила. После этого я начал по-другому относиться к своим занятиям.
– С самого начала и по сегодняшний день вашим единственным, бессменным педагогом является мама, которая на уроках пыталась внушать, что она для вас вовсе не мама, а миссис Кацман. Как вы относитесь к тому, что вас учила и продолжает учить ваша мама?
– Это очень трудно – учиться у мамы. С одной стороны, она всегда на месте, всё слышит и часто говорит: “Миша, ну что ты делаешь?”. С другой стороны, именно потому, что она всегда рядом, она может мне помочь.
– А вы помните, сколько времени длились первые уроки?
– Думаю, не больше получаса, потому что мне было трудно концентрироваться.
– Судя по репертуару, который вы сегодня представили, с концентрацией у вас всё в порядке. Как я поняла, некоторую роль сыграли в этом ваши младшие сёстры, которых вы специально поблагодарили после концерта за их постоянную «отвлекающую» деятельность, что помогла вам научиться концентрироваться. А сколько часов в день вы сейчас занимаетесь?
– Стараюсь играть по 8 часов день, поскольку для конкурса нужно выучить столько произведений, что иначе не получается. Всего произведений должно быть 15, включая концерт для фортепиано с оркестром.
Сегодня я играл все из них, кроме «Партиты» Баха и 3-го концерта Рахманинова.
– Но ведь он безумно трудный, этот концерт, и не всякому пианисту доступен! Да и вся ваша программа очень сложна технически: и «Этюды-картины» вашего любимого Рахманинова, и «Баллада» Шопена, не говоря уже о «Трансцендентальном этюде» Листа. Вы не боитесь браться за произведения такой сложности?
– Вы знаете, мне как раз именно сложные вещи нравятся. Я не всегда могу играть то, что мне бы хотелось, но, например, из моего любимого Рахманинова я готов играть почти всё.
– Это означает, что вас не смущают технические трудности? Вы считаете, что всё можете преодолеть?
– Почти, но не всё.
– Значит, всё-таки есть что-то, за что вы пока не решаетесь взяться?
– Ну, конечно. Например, «Петрушка» Стравинского. Я не уверен, что вообще когда-нибудь смогу сыграть это произведение. Это невероятно сложно. А вот «Токкату» Шумана, хотя она тоже очень трудная, я попробую сыграть в следующем году.
– Вы сейчас завершите какой-то этап, пройдёте конкурс Вана Клиберна и начнёте думать о новом репертуаре. Как вы его выбираете, чем руководствуетесь?
– Некоторые произведения я выбираю по своему желанию. Например, в следующем году я хочу играть вторую сонату Рахманинова и концерт Брамса. Ещё я должен ориентироваться на то, что требуют разные университеты для прослушиваний.
– То есть вы сейчас уже думаете о поступлении в Университет?
– Да, в следующем году я должен участвовать в этих прослушиваниях. А кроме того, нужно выбирать произведения, которые являются трудными для меня – Бах, например, или Бетховен. Именно классический репертуар показывает, какой ты музыкант, в классике ничего нельзя спрятать, и я обязательно должен играть то, что мне не очень нравится, но что продвигает меня как музыканта.
– Миша, я не спрашиваю, кто ваш любимый композитор. Это очевидно из вашего репертуара – в вашей программе три произведения Сергея Рахманинова. Когда вы работаете над чем-то, вы, естественно, слушаете это произведение в исполнении других пианистов. Есть ли среди известных исполнителей кто-то, кого вы предпочитаете?
– Сначала я пытаюсь изучить и понять свой подход к музыкальному произведению. А когда всё уже выучено, тогда я слушаю кого-то ещё. Я просто обожаю Женю Кисина.
– Я заметила, что у Вас много произведений из репертуара Кисина.
– Да, когда он был молодой, он много играл “flash music”. Это теперь он повзрослел. У Жени прослушивается каждая нота, в его игре видно, как он любит музыку, и это не внешнее, это внутреннее. А ещё я люблю… Рахманинова. Я слушал его записи – он был уникальным пианистом.
– Вы сегодня на бис исполнили произведение американского композитора Вильяма Болкома (William Bolcom). Как Вы относитесь к современной музыке и включаете ли её в свой репертуар?
– Я не всю современную музыку люблю, иногда она бывает довольно противная. Но этот американский композитор мне нравится, он более “jazzy”. Мне многое нравится у Прокофьева, но не всё. Например, его Шестая соната мне совсем не нравится, а Второй концерт я люблю. Кое-что мне интересно у Стравинского. Современная музыка – не самая моя любимая, но я планирую включать её в свой будущий репертуар.
– Как вы всё успеваете, Миша: учиться в школе в очень нагруженном 11-м классе, быть при этом круглым отличником, брать параллельно 4 АР-класса (Advanced Placement – специальная программа уровня колледжа для учеников high school), да ещё заниматься музыкой по 8 часов в день?
– Бывают дни, когда мне нужно срочно сделать уроки или закончить какой-то проект, и тогда я не могу уделить музыке много часов. Но мне удалось поговорить с некоторыми учителями, а также с директором школы Cal High в Сан-Рамоне, где я учусь. Они отнеслись с большим пониманием к моей ситуации и разрешили мне иногда пропускать занятия.
– А какие ещё увлечения были или есть у вас, кроме музыки?
– Я очень люблю математику. Это мой любимый предмет. Я люблю всё, что связано с числами – математику, статистику. Если у меня “не сработает” с роялем, я бы хотел что-то делать с числами, какой-нибудь бизнес.
– Неужели вы рассматриваете такую возможность?! Вы не должны так думать! Вы очень талантливы, и я вижу впереди у Вас музыкальное будущее.
– Вы не представляете, как невероятно трудно пробиться в этой области.
– Миша, увлекались ли Вы на протяжении этих школьных лет каким-нибудь видом спорта?
– Да, я серьёзно занимался плаванием и участвовал в командных соревнованиях. Это занимало 3 часа каждый день. Я вставал в 5 утра и ходил на тренировки.
– Простая арифметика не позволяет мне понять, как вам удавалось всё совмещать – ведь в сутках всего 24 часа.
– Во-первых, тогда я не принимал участия в таких серьёзных конкурсах. Во-вторых, надо было быть очень продуктивным, чтобы всё успеть. В этом году я довольно мало сплю, часто всего по 4 -5 часов.
– И ещё один, последний вопрос. Здесь, рядом с вами, находится ваша учительница русского языка Лина Соминская, которая живёт в Пало-Алто и к которой вас возили все эти годы, начиная с 5 лет. Вы любите русский язык, у вас была потребность выучить его?
– Нет, конечно, это всё мама. Когда я был совсем маленьким, мама меня заставляла заниматься. А теперь я совсем об этом не жалею.
– Я знакома с вашей учительницей и слышала от неё, что вы не только прекрасно читаете и пишете по-русски, но и знаете все правила, склонения, спряжения, да ещё стихи наизусть помните – Ахматову, Цветаеву, Заболоцкого. И это удивительно! Я полагаю, мало кто из русскоязычных детей на такое способен.
Но вернемся к главному – к музыке. Большое cпасибо, Миша, за прекрасный концерт. Все, кто вас сегодня слушал, в полном восхищении от вашей игры, репертуара и того, что вы делаете за инструментом. Мы искренне желаем вам победы на конкурсе – вы её, безусловно, достойны.
Мы будем за Вас “болеть” и следить на Фейсбуке за результатами конкурса, добавляя наши “like”.
Конкурс будет проходить с 21 по 28 июня в техасском городе Fort Worth. 24 пианиста из 14 стран примут участие в пятиэтапном соревновании. Жюри возглавит наш калифорнийский пианист Джон Накамацу из города Сан-Хосе, получивший золотую медаль на 10-м конкурсе Вана Клиберна в 1997 году.
Мы предлагаем всем болельщикам Миши обратиться к сайту https://media.cliburn.org/, который позволит не только слушать выступления участников каждого из 5 туров в реальном времени, но и нажатием кнопки выразить своё к ним отношение. Конкурсант, набравший максимальное количество положительных откликов, получит приз зрительских симпатий.
Давайте поддержим нашего замечательного молодого пианиста Мишу Галанта в его высоком стремлении одержать победу в очень престижном соревновании.
P.S. К моменту выхода этого номера газеты Миша Галант стал победителем ещё одного международного конкурса молодых пианистов (San Jose International Piano Competition, former International Russian Music Piano Competition) в возрастной категории 14-17 лет. В этом конкурсе, проходящем ежегодно в Сан-Хосе, начиная с 2000 года, обязательным для участников является исполнение произведения русского композитора.
Марианна АЛЕКСАНДРОВА, Walnut Creek