Музыка армянского композитора звучит в Сан-Хосе
Композитор Шостакович говорил, что без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. И это совершенно верно.
Без Симфонического оркестра Кремниевой долины (Symphony Silicon Valley), одного из старейших музыкальных коллективов Соединенных Штатов Америки, миллионный город Сан-Хосе просто не представляет своей жизни. Вот и на этот раз зал был полон. Мне казалось, что весь город пришел на концерт классической музыки.
Музыка имеет свой язык, и слова часто бессильны там, где говорит музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое.
«Музыка – душа моя», – так сказал Михаил Глинка. Его первая опера «Жизнь за царя» была встречена в 1836 году в России с большим энтузиазмом, и композитор быстро нацелился на вторую оперу, основанную на сказке «Руслан и Людмила», написанной его большим другом Александром Пушкиным. Он даже надеялся, что Пушкин разработает либретто, но этого не произошло: поэт был убит на дуэли в январе 1837 года.
Соответственно идее оперы (торжество верной любви над силами зла), в увертюре представлены три сферы тематизма: музыка заключительного хора оперы как картины конечного торжества добра, тема верной любви Руслана (из его арии) и мотивы или гармонии, воплощающие волшебные злые силы. Распределение этих сфер по разделам сонатной формы напрашивается почти что само собой. Тема любви более всего подходит для побочной партии — обычного вместилища лирического тематизма (в арии Руслана эта тема тоже является побочной партией).
Концерт для фортепиано с оркестром написан Арамом Хачатуряном в 1936 году. Он впервые был исполнен 12 июля 1937 г. в Москве выдающимся пианистом современности Львом Обориным и оркестром под управлением Л. Штейнберга. Фортепианный концерт Хачатуряна – произведение новаторское. Творчески претворив особенно близкие ему традиции концертного стиля Листа, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Прокофьева, композитор открыл новые горизонты в развитии этого жанра, в трактовке его формы, композиционного строения, характера тематизма. Концерт насыщен замечательными по выразительности и красоте, разнообразными по характеру музыкальными темами, уходящими своими глубочайшими истоками к различным пластам народной музыки Востока.
Премьера Второй симфонии немецкого композитора Иоганнеса Брамса состоялась 30 декабря 1877 года под управлением известного дирижера Ганса Рихтера в Венской филармонии и имела триумфальный успех. Десять дней спустя автор сам дирижировал Второй симфонией в Лейпциге, где ее играл прославленный Оркестр Гевандхауза. Когда же в сентябре следующего года праздновалось пятидесятилетие основания Гамбургской филармонии, композитора усиленно приглашали исполнить Вторую симфонию в родном городе. Гамбуржцы приняли знаменитого земляка торжественно и сердечно, лучшие музыканты почли за честь играть под его управлением. Именно эта симфония и принесла Брамсу большую славу.
… Умолк оркестр. В зрительном зале, как говорят, наступила мертвая тишина. И вдруг зал взорвался. Долго любители музыки аплодировали стоя.
Пьетро Риццо (Pietro Rizzo) – известный итальянский дирижер. Он является приглашенным профессором ряда университетов в Бельгии и Швеции, где проводит мастер-классы по итальянскому оперному искусству.
После концерта мы с ним побеседовали.
– Сегодня у нас была насыщенная и интересная программа, – сказал он, – она началась с увертюры к знаменитой опере «Руслан и Людмила» основоположника русской национальной оперы Михаила Глинки. Концерт для фортепьяно – известное произведение армянского композитора Арама Хачатуряна, автора балета «Спартак», не сходившего со сцен театров мира. Завершился концерт Второй симфонией немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Интересно, что в свое время мне привелось побывать на родине этих известных композиторов. Я был в Санкт-Петербурге и там дирижировал в прекрасном оперном театре. Посетил Петергоф – бывшую императорскую загородную резиденцию, которую называют «русским Версалем». Понравился Большой Екатерининский дворец, Государственный Эрмитаж, который, наряду с испанским Прадо, парижским Лувром и музеями Ватикана, входит в список самых выдающихся музеев мира и обладает наиболее ценными собраниями произведений искусства. Мне показали памятные места, связанные с жизнью и творчеством композитора Михаила Глинки, таких русских композиторов, как Александр Бородин, Игорь Стравинский, которые родились в Санкт-Петербурге. Побывал я и в Ереване, на родине Арама Хачатуряна. Выступил в концерте с Государственным филармоническим оркестром Армении в рамках VIII Ереванского международного музыкального фестиваля. И в родном городе Брамса, в музыкальном Кельне, работал с симфоническим оркестром.
К нашей беседе подключилась и солистка оркестра Наре Аргаманян (Nareh Arghamanan).
– Пианист должен чувствовать, что хотел сказать композитор, – уверена молодая исполнительница. – Такой подход позволяет подбирать ключи к музыке разных народов и эпох. В моем репертуаре – творение Михаила Глинки, клавирные сюиты Иоганнеса Брамса, фортепианные циклы Арама Хачатуряна, произведения Роберта Шумана, Ференца Листа, Сергея Рахманинова.
– Наре, в пять лет вы получили первые уроки музыки? – спросил я ee.
– Да, я стала ученицей Ереванской музыкальной школы имени Петра Чайковского для одаренных детей. Через три года одержала первую победу – это произошло в югославском городе Нови-Саде на Международном молодежном конкурсе имени Шопена. В пятнадцать лет я стала студенткой Университета музыки и искусств в Вене. Я была первой на конкурсах «Молодые таланты Украины», «Национальное наследие Армении», второй на конкурсе Gina Bachauer International Junior Piano Competition в американском городе Солт-Лейк-Сити.
Поклонники классической музыки уходили с концерта в прекрасном настроении. Высокий уровень игры оркестра, виртуозный итальянский дирижер, талантливая пианистка – просто прекрасный букет.
Борис ГОЛЬДИН,
член Международной ассоциации журналистов