Может быть
Если некоему народу выпало жить под правлением человека немолодого, пришедшего к власти волею случая, в качестве преемника, и после этого уже много лет не подтверждавшего свою легитимность в ходе реальных выборов, то о таком народе вряд ли можно сказать, что он процветает. А если сказать, что это и не народ вовсе, а малая его часть, население небольшой исторической области, которому досталась незавидная судьба забытого гарнизона, то всякий поймет, что речь идет о палестинских арабах.
Из почти пятисот миллионов, населяющих арабские страны, на территории Палестинской автономии проживает не более пяти миллионов человек. Не будем углубляться в историю этой административной единицы, об этом писалось достаточно много, сегодня мы поговорим о ее настоящем и будущем.
Настоящее автономии двусмысленно. Начатый около четверти века назад так называемый Ословский процесс, служивший интересам отнюдь не евреев и арабов, а политиков, его инициировавших, сделал то, что и должен был сделать: прославил авторов, но и только. Из побочных его эффектов можно упомянуть еще разве что жестокий и бессмысленный термин «жертвы мира», счет которым до сих пор растет. Что же касается реального мира, ради которого и затевался ословский сыр-бор, то, будучи поставлен в зависимость от множества противоречивых условий, он в рамках этого мероприятия вряд ли достижим вообще.
Будущее автономии не менее проблематично. В начале разговора мы назвали общность палестинских арабов частью арабского народа, брошенной им на произвол судьбы. И это действительно так.
Известно, что любое жизнеспособное сообщество должно включать в себя группы, выполняющие ключевые функции. Грубо говоря, это жрецы, воины, крестьяне и ремесленники. Редкие исключения, наподобие пиратских государств, на самом деле государствами не были и могут служить лишь подтверждением правила. В Палестинской автономии последние две категории существуют лишь номинально, не будучи в состоянии производить что-либо в товарных количествах.
Для того чтобы претендовать на роль хотя бы действующей модели государства, автономии необходимо создать многое, в том числе и условия, мотивирующие труд. Пока же самым выгодным здесь является участие в террористических группировках.
Все сказанное вполне иллюстрируется терактом, совершенным в минувший вторник возле поселения Ар Адар тридцатисемилетним палестинским арабом, отцом четырех детей, имеющим разрешение на работу в Израиле. Последнее говорит о том, что этот человек, в отличие от очень многих других в автономии, имеет возможность содержать семью, занимаясь мирным трудом. Но, прожив почти четыре десятилетия, он так и не приучился к тому, чтобы жить, работая изо дня в день. Да и как можно приучиться, если официальная пропаганда превозносит лишь доблестную смерть от рук злых сионистов, если обеспечить более или менее предсказуемое будущее своим близким можно, лишь став террористом-самоубийцей, что обеспечит им статус семьи мученика. Иного своим подданным, не входящим в касту воинов, то есть членов вооруженных формирований, жрецы автономии дать не в состоянии.
Но не только в этом беда.
Беда в том, что мировое сообщество смотрит на террор, исходящий из автономии, не с осуждением, а чуть ли не с пониманием.
Более того, преступления, совершенные боевиками много лет назад, со временем мифологизируются, благодаря чему личности преступников превращаются в образы, внедряемые в массовое сознание в качестве иллюстраций жизненного пути, достойного участника леволиберального социума.
Только этим можно объяснить заявленное в анонсе конференции «Роль женщин в палестинском народном сопротивлении» выступление Лейлы Халед, которое состоится в Европейском парламенте. Халед известна как исполнитель угона самолета и трехмесячного удерживания израильтян на территории Сирии в 1969 году. Попытка совершить аналогичную акцию на следующий год оказалась неудачной, и террористка была арестована, но вскоре ее обменяли на заложников, взятых другими террористами. Теперь эта женщина будет делиться жизненным опытом с европейцами и рассказывать им о своей пламенной борьбе с израильской оккупацией.
На фоне этой пассионарии куда как скучно выглядит египетский президент Ас-Сиси, который в выступлении на Генассамблее ООН призвал палестинских арабов и евреев к миру, выразил уверенность в том, что мир возможен, и привел в качестве примера израильско-египетский мирный договор. Однако, как ни странно, сегодня многие арабские лидеры демонстрируют, в отличие от европейцев, растущее понимание того, что арабо-израильский конфликт и его производное, «палестинский вопрос», вовсе не является краеугольным, так сказать, камнем ближневосточной стабильности. Оказалось, что их недруг – не еврейское государство, а так называемая шиитская ось, тянущаяся из Ирана в Сирию и Ливан. Что, пытаясь пристегнуть к этой оси Газу, Иран тянется к Северной Африке и если дотянется, то будет плохо, чему примером служат действия «Хизбаллы» в Латинской Америке. И что под этим углом зрения Израиль даже можно рассматривать как естественного союзника. А создание палестинского государства зависит вовсе не от чьей-то злой или доброй воли, а от того, смогут ли сами палестинские арабы жить и трудиться, а не бороться и умирать.
Судя по всему, на сегодняшний день руководство автономии не готово отказаться от мессианских идей в пользу создания нормальных условий жизни для своих подданных. Ему на руку сохранение в массовом сознании апокалиптических настроений, когда возможность любой уступки, сделанной на взаимной основе, заранее объявляется предательством Аль-Кудса и Аль-Аксы.
Для поддержания истерической готовности к терактам-самоубийствам, кроме экономических стимулов, денежных выплат семьям их исполнителей, используются и более архаичные, адресованные фанатично верующим, такие как перспективы оказаться в обществе гурий.
Рудиментарность общества Палестинской автономии, отсутствие в нем сословий, живущих трудом, постоянный прессинг пропаганды мученической смерти привели к тому, что для исполнения акций не нужны штатные, так сказать, террористы, члены военизированных формирований. Достаточно совсем слабого воздействия, сделанного, скажем, во время проповеди, чтобы в психике человека произошло необратимое изменение. Он вдруг осознает, что жизнь не удалась, что добиться чего-то он может лишь своей смертью, и вот он уже берет оружие и идет убивать и умирать. Это страшно.
Но, может быть, именно это и привлекает европейцев, приглашающих террористку выступить в парламенте. Может быть, им стало скучно просто жить и работать, захотелось острых ощущений. А может, это обратная сторона технологического прогресса, дающего гражданам развитых стран возможность все меньше работать и все больше потреблять. Или отголоски патологического антисемитизма, переродившегося ныне в благопристойный бойкот Израиля в знак протеста против политики поселенчества. Может быть. Все может быть. Но пока все, что может быть, имеет место быть, еще один палестинский араб берет оружие.
Сергей ВОСКОВСКИЙ