Мой белый город…
А теперь покажите мне вашу победу. Особняки на Садовой, построенные на чьей-то крови и на воровстве? Куча иномарок, загрязняющих воздух? Нищета большинства и кричащая роскошь тех, кто встал в правильное место в правильное время, чтобы обворовать вас? Воровать вообще удобнее, когда при этом пальцем показываешь и кричишь: «Ату их, некоренных! Из-за них жрать нечего и жить негде! Чемодан, вокзал, Израиль!»
Жанна СУНДЕЕВА
Часть 1. Чемодан, вокзал, Россия! Чемодан, вокзал, Израиль!
Непосредственным поводом для написания статьи послужили вот эти события: «13 декабря 2009 г.. группа членов православного братства Блаженной старицы Матроны Московской во главе со священником Анатолием Чибриком разбила установленную в центре Кишинева ханукию – светильник, зажигаемый… на праздник Ханука, и установила на ее месте деревянный православный крест. Обломки ханукии были сложены у памятника господарю Стефану Великому. …требовали, чтобы евреи «убирались из Молдовы», выкрикивали оскорбительные антисемитские лозунги.
Анатолий Чибрик заявил собравшимся, что Стефан Великий защищал православную Молдавию «от всякого рода жидов», а теперь они «пришли и установили здесь свою менору», что, по словам священника, в православной стране недопустимо. В дальнейшем выяснилось, что это не первая антисемитская акция, которой руководил священник. Примерно в середине ноября на стенде перед церковью Святой Параскевы в Кишиневе, где служит Чибрик, были вывешены листовки, в которых сообщалось, что «евреи убивают христианских младенцев».
Господа-руководители республики М. Гимпу и В. Филат не посчитали это проявлением антисемитизма. Для Гимпу это просто разночтения в понимании демократии: «У нас есть люди, которые понимают демократию по-разному». Такие, в натуре, дела.
Эта статья написана не столько для гимпу, филатов, ларей, друков и прочих бандитов, кто загнал свой народ и всю Молдову в безвыходное положение, сколько для тех, кого они использовали для достижения своих целей – для тех, кого выводили в 90-е и выводят сейчас на улицы городов.
Говорят, Гимпу придумал слоган, ставший заглавием моей статьи… Представляете, как и с чем они влипли в историю? Народный фронт, выкидывание русских книг из библиотек, русскоговорящих с работы, обещание квартир молдованам за счет уехавших, развод памятника Стефану с его русской женой и венчание мадам Лари – с памятником…. Если кто полагает, что это шутка, вы ошибаетесь: нашелся священник, который «развел» умершего века назад господаря Стефана Великого с его русской женой и обвенчал вполне живую и даже замужнюю молдованку Леониду с памятником. Это называлось «ростом национального самосознания»… Правда, перед национальным хорошо бы просто иметь хоть какое-то сознание или способность осознавать причинно-следственные связи на уровне: тронешь горячий утюг – обожжешь пальчик… Или, усложним задачу: выгонишь учителей, врачей, инженеров из страны – некому будет тебя же лечить, строить и учить, затопишь шахты и лаборатории завода «Мезон» – не сможешь изготовить и продать за валюту электронные платы. Не продашь их – нечем будет платить за газ той же России. Нечем платить – газа нет. Но кого волновали эти «мелочи» на фоне такого подъема национального самосознания?! Не думаю, что гимпу и снегуры сами верили в то, что орали с трибун, но толпы беснующихся им удалось вывести на улицы. Казалось, что вот-вот – и въедет Молдова в Европу на белом коне. Визг «Чемодан, вокзал, Россия!» несся по городам страны.
А те, которые кричали и скандировали вслед за своими бесноватыми «вождями», -думали ли вы тогда, что этот лозунг вскоре будет иметь прямое отношение к вам и к вашим детям? Нет? Вы надеялись выдавить «некоренное» население – и жить в свое удовольствие? Простите, а куда вы или ваши дети едут теперь денежку зарабатывать? В Россию?! То есть «Чемодан, вокзал, Россия» – это и для вас? Так это всегда так, господа блюстители расовой чистоты.
Кажется, Эйнштейн дал очень точное определение тупости: когда человек повторяет одно и то же несколько раз и постоянно ожидает другого результата. То же происходит и в Молдове с некоторыми группами людей. Объясняю еще раз и медленно, другими словами: например, разыгрывали национальную карту в 90-х… в надежде на что? Избавиться от русскоговорящих – и зажить в свое удовольствие. Правда, на что и как жить народу – никто не подумал. Нет-нет, о себе позаботились все вожди… Никто из них не стоит с протянутой рукой, детки-племянники пристроены и обеспечены на поколения вперед (в отличие от ваших), схвачены основные источники дохода – закуплены здания, квартиры, земли, бензоколонки. Главным было – выгнать этих, некоренных. Чемодан, вокзал, Израиль! Давайте подобьем итоги: чего добились?
Немного расскажу, в несколько другой перспективе, что Молдова получила. Наша дочь Татьяна – студентка Беркли (для вождей объясняю: это университет такой). При поступлении не нужны были доказательства ее расовой чистоты, так же, как и блат, и деньги. Представляете, дураки какие в Беркли? Взяли и приняли ее только потому, что она прошла по конкурсу. И даже не посмотрели, что мама еврейка, а папа русский. Одним из заданий в процессе учебы было написать реферат на тему “Women traffic from Moldova”. Вот когда ей и нам довелось познакомиться с такими фактами, что наша девочка в очередной раз сказала: «Спасибо, что вы с папой увезли меня оттуда». Таня, серьезно ознакомившись с материалами по вывозу девочек и женщин из Молдавии, задала один вопрос: «Неужели в Молдавии некому защитить этих женщин?! Неужели это единственный «товар», который возможно продать, чтобы жить?!»
Да, вы, так называемые руководители и, судя по фото, мужчины, вы не способны защитить женщин Молдовы. Они стали единственным конкурентоспособным «товаром», который республика предлагает миру. Вы сутенеры, а не мужчины. Как написала экономист Е. Щербакова, «потоки денежных переводов стали одним из основных источников внешнего финансирования для развивающихся стран. За последнее десятилетие темп прироста объема денежных переводов превысил прирост объема частного капитала и официально предоставляемой помощи в развитии. Для некоторых стран денежные переводы мигрантов являются основным источником иностранной валюты, часто превосходят по своему размеру объемы прямых иностранных инвестиций и обладают значительным потенциалом для снижения уровня бедности». Денежные переводы, многие из которых – от женщин, продающих свое тело, чтобы прокормить оставшиеся в Молдавии семьи. Не думаю, что вождям стыдно. Стыд – это хоть какой-то индикатор совести. Я пишу это не для того, чтобы вызвать у них чувство, которое им по определению не свойственно испытывать. Я пишу для тех, кого оболванили в 90-х, и для тех мальчиков и девочек, которых в очередной раз оболванили сейчас, в 2009-м.
Пусть они, которых вывели 7 апреля на улицы Кишинева, спросят себя: «Мы разгромили и подожгли здание, расколотили компьютеры и мебель, мы, счастливые, кричали «Викторие!» Победа, значит… А если хоть на секунду задуматься и спросить себя: а в чем, собственно, победа? Сформулируйте, пожалуйста. Рабочих мест прибавилось? Платят лучше? Свободы больше? Исчезли взятки и крышевание? Не знаете? И никто не знает, поскольку победы – нет. И не будет никогда, пока до каждого не дойдет, что разбитые компьютеры и подожженные дома не есть победа. В цивилизованном обществе это называется «вандализм». И натравливание вас на «некоренных» не есть победа. Это – ваше поражение. В конце 80-х – начале 90-х снегуры с косташами использовали ваших отцов, чтобы совершать походы в Гагаузию, бомбить Приднестровье, чтобы мне, стоящей в парке Пушкина с трехлетней дочкой, кричал демонстрант: «Передавим с вашими ублюдками, русские свиньи!» А сейчас гимпу и компания используют вас для таких же «благородных» целей.
Что получили ваши отцы, счастливы ли они? Многого ли добились после отъезда сотен тысяч некоренных? Жить стало лучше? Тогда почему каждый пятый уезжает работать куда угодно, где и мечтает остаться? Да, улицы переименовали, да – парк уже не имени Пушкина, а имени Стефана Великого, кажется… Побывавшие у вас в гостях не могут без слез вспоминать стариков, роющихся на помойках, детей, просящих милостыню. Моя подруга, гостившая прошлым летом в Кишиневе, прислала фильм. Среди прочих съемок – огромная лужа возле их дома на Ботанике. «А это зачем снимала?»- спросила я ее. «А я хочу сыну показать… Помнишь, Антоша, мы ходили в детсад мимо большой лужи? Так вот она там же, через 21 год…»
Из-за рубежа идет в Молдову огромный поток денег от гастарбайтеров и друзей. Мы шлем – те, с кем мадам Лари призывала вас разводиться, поскольку «скрещиваться» молдованину с русскими или евреями – все равно, что со свиньями». Мы шлем – нашим друзьям, и нам плевать на их национальность. Потому что они – друзья. А еще деньги родным шлют женщины, которых ваше правительство сделало проститутками. Это ваши сестры, тети, подруги, а может, и жены. Вам рассказать, как они живут и зарабатывают или сами догадаетесь?
В Молдавии много лет у власти правительства сутенеров и альфонсов, недоучек и жлобов. Да и просто обычных дураков, прикрывающих свое невежество национализмом. А вы – даже не источник их благостояния. Об источнике хоть заботятся, понимая свою зависимость от него. Вы – пушечное мясо для своих вождей. Надо – вас выведут на улицы, не надо – будете пахать за гроши, не имея никакого будущего. И пока вы это не осознаете, ничего в вашей жизни к лучшему не изменится. Только не надо петь песни, что 7 апреля молодежь спонтанно вышла на улицы… Нет ничего лучше тщательно подготовленного экспромта. Одних камней сколько запасти надо было! И вы кричите о победе?!
Вы знаете, что такое победа? Это когда ты говоришь и печатаешь, во что веришь… и никто не закроет твою газету или телеканал. И тебе не надо оглядываться, что скажет «сам»… Победа – когда твои дети поступают в лучшие университеты мира не потому, что они «коренные» или «все куплено», а потому, что их ценят. Победа – когда твоим немолодым родителям оказывают всевозможную медицинскую поддержку, спасают до последней секунды. Победа – это когда ты садишься в свою машину и едешь, куда хочешь… например, снимаешь дом на горном озере или едешь в долину, где холмы и виноградники удивительно напоминают молдавский ландшафт, только значительно более ухоженный. Победа – когда ты получаешь вовремя зарплату, на которую можно прожить. Победа – когда для тебя открыты все границы – и ты летишь в Италию, на Гавайи, в Латинскую Америку, Китай – куда угодно. Победа – когда ты сам себе хозяин, ты сам отвечаешь за себя и свою семью, и никто не дышит тебе в спину и не считает заработанные тобой деньги и не запрещает тебе говорить на каком угодно языке и читать, что ты сам выберешь.
А теперь покажите мне вашу победу. Особняки на Садовой, построенные на чьей-то крови и на воровстве? Куча иномарок, загрязняющих воздух? Нищета большинства и кричащая роскошь тех, кто встал в правильное место в правильное время, чтобы обворовать вас? Воровать вообще удобнее, когда при этом пальцем показываешь и кричишь: «Ату их, некоренных! Из-за них жрать нечего и жить негде! Чемодан, вокзал, Израиль!» Вы, кто выходил на улицы и орал эти слова нам и нашим друзьям, вы получили то, за что боролись? Надеялись построить свое счастье на несчастье других? Ну-ну… И сколько вам надо разбивать лицо до крови, чтобы научиться отличать победу от поражения? Сколько вам надо времени, чтобы перестать наступать на одни и те же грабли? Чтобы делать одно и то же, выбирать одних недоучек за другими и при этом каждый раз ожидать другого результата? Сколько жертв вы должны принести, чтобы понять и принять одну данность: нечего искать виноватых на стороне, все внутри нас: и причины, и следствия?
Мне очень неловко перед вами, бывшие соотечественники, но мне хотелось бы поблагодарить всю эту кодлу ларь, снегуров, гимпу и проч. За что? За то, что я, работая учительницей, готова была так и прожить всю жизнь: с опозданием получая нищенскую зарплату, бегая из очереди в очередь, годами ожидая установки телефона… Так, не умея «крутиться», толкать локтями, рвать зубами, платить «крыше» и врать, и жили бы мы долгие годы, если бы мне и таким, как я, родившимся и прожившим в Молдове всю жизнь, однажды не заорали: «Передавим…»
Ну что ж, всему есть предел, в том числе и унижению. Русские, евреи и многие молдоване, понявшие, к чему все идет, использовали все возможные шансы, рискнули – и уехали. Мы оставили рабочие места, квартиры, освободили от своих детей детсады и школы. Было больно оставлять? О, да! Потому что мы были привязаны к этой земле, этим холмам и садам, к друзьям. Было больно, потому что мы не осознавали себя чужими (какими нас сделали власть и уличное быдло). Мы уехали и увезли наших детей – будущее, наших родителей – прошлое. Мы увезли наши стихи и песни, наши встречи и память… Мы встали на ноги в США, Израиле, Канаде, Новой Зеландии и Германии. Мы знаем, что причина наших побед и наших поражений – не в дяде со стороны, а в нас и только в нас. Нам не нужны козлы отпущения, мы не виним других в том, что что-то не так.
Мы не смогли пока увезти могилы наших родных. Но знайте, как только я смогу позволить себе это – я заберу прах моих близких с еврейского кладбища в Кишиневе. А если у меня самой не хватит средств на это – детям накажу сделать это и перезахоронить их здесь, потому что не могу перенести мысль о том, что их могилы могут быть осквернены фашиствующими подонками. А в том, что они будут осквернены, пусть ни у кого из нас не останется сомнений после событий 13 декабря 2009 г.
…В дни Хануки евреи ставят менору на окно и зажигают свечи. Почему на окно? Свет ханукальной свечи должен освещать мир. Светлая, чистая и человечная традиция. Что же мог найти в ней плохого так называемый «христианин», так называемый «священник», исполненный такой безотчетной и глубинной ненависти к евреям, что вывел кучку столь же убогих на улицы, чтобы сломать менору, бросить ее к ногам памятника Стефану?
Только абсолютно безграмотный, аморальный и ограниченный в духовном смысле человек может вывести такую же паству на улицу и в очередной раз указать на евреев – вот они, ваши враги.
Правда, батюшка что-то припозднился… Ему бы надо было отметить 100-летие одного из самых постыдных событий 20 века – Кишиневского погрома – еще в 2003 году. А он, видать, не успел… Ну, и времена изменились, сложно было ему, видно, сделать то, чего так алкала душа его: убивать этих жидов, дома громить, насиловать женщин… и все это под благопристойным флером христианства, об основах которого так называемый священник, судя по речам и действиям, не имеет никакого представления.
Этот текст не был опубликован, когда написан, потому что теплилась надежда, что, возможно, издалека все видится несколько… страшнее. Возможно, это был единичный случай.
Ну, а о том, что я увидела, приехав в Молдавию, читайте во второй части статьи.