Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах – Ситуация сегодня
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-871 Евреи Алжира Еврейское население 1948: 140 000 2001: меньше 10 031 Появление евреев на территории современного Алжира восходит к первым векам новой эры. В 14 в., в связи с ухудшением ситуации в Испании, многие испанские евреи переселились в Алжир. Среди них было несколько выдающихся ученых, в том […]
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Продолжение. Начало в №816-871
Евреи Алжира
Еврейское население
1948: 140 000
2001: меньше 10 031
Появление евреев на территории современного Алжира восходит к первым векам новой эры. В 14 в., в связи с ухудшением ситуации в Испании, многие испанские евреи переселились в Алжир. Среди них было несколько выдающихся ученых, в том числе рав Ицхак бен Шешет Перфет (Рибаш) и рав Шимон бен Земах Дюран (Рашбатц). После того, как в 1830 г. Франция оккупировала Алжир, евреи постепенно восприняли французскую культуру, и им было предоставлено французское гражданство.
В 1934 г., в результате спровоцированного нацистами погрома в Константинополе, 25 евреев были убиты и множество ранено. После предоставления в 1962 г. Алжиру независимости алжирское правительство стало притеснять членов еврейской общины и лишило евреев их экономических прав. В результате почти 130 тыс. евреев эмигрировали во Францию. После создания Государства Израиль в 1948 г. 25 681 алжирских евреев выехали в Израиль.
Большинство оставшихся евреев живет в городе Алжир, но некоторые евреи поселились в городах Оран и Блида. Евреи могут свободно исповедовать свою религию, и некоторые руководители еврейской общины участвуют в проведении государственных церемоний.
В Алжире нет постоянно проживающего раввина. В 1994 г. террористическая организация «Вооруженная исламская группа» (Armed Islamic Group – GIA) заявила о своем намерении изгнать евреев из Алжира, но до настоящего времени сообщений о насильственных действиях этой группы по отношению к евреям не поступало. После заявления группы GIA многие евреи покинули Алжир, и единственная оставшаяся в стране синагога теперь пустует. Существовавшими до этого другими синагогами владеют мусульмане, и они используют их в качестве мечетей.
Евреи Египта
Еврейское население
1948: 75 000
2004: 100
В промежутке между июнем и ноябрем 1948 г. в еврейском квартале Каира от взрывов бомб было убито более 70 евреев; число раненых достигло 200 человек. В 1956 г. египетское правительство использовало Синайскую кампанию в качестве предлога для гонений на евреев. Из страны были высланы почти 25 тыс. египетских евреев, а их собственность – конфискована. Еще около тысячи евреев были арестованы или направлены в лагеря для интернированных. 23 ноября 1956 г. во всех мечетях Египта была прочитана прокламация, подписанная министром по делам религии. В прокламации сообщалось, что «все евреи – сионисты и враги нашего государства» и что вскоре они будут высланы из страны. Тысячи евреев получили указание покинуть страну. Им разрешалось взять с собой только один чемодан и небольшую сумму наличных денег. Они также должны были подписать декларацию о том, что «дарят» свое имущество египетскому правительству. Иностранные наблюдатели сообщали, что некоторых членов еврейских семей оставляли в качестве заложников. По-видимому, это делалось для того, чтобы принудительно высланные из страны евреи не высказывались против действий египетского правительства.
Когда в 1967 г. разразилась война, дома и собственность евреев были конфискованы. Отношение египетских властей к евреям в то время было значительно хуже, чем их отношение к бывшим нацистам. Сотни нацистов получили разрешение поселиться в Египте, и им предоставили возможность занять посты в правительстве. Например, начальник польского гестапо Леопольд Глейм (которого заочно присудили к смертной казни) руководил работой секретной полиции Египта.
В 1979 г. египетская еврейская община стала первой в арабском мире еврейской общиной, установившей официальный контакт с Израилем. Сейчас в Каире имеется израильское посольство, а в Александрии – израильское генеральное консульство. В настоящее время небольшому числу оставшихся в Египте евреев предоставлена возможность свободно, без всяких ограничений или преследований, исповедовать иудаизм. В Каире функционирует лишь одна синагога – Шаар Хашамаим; из многих синагог в Александрии только синагога Эльяху Ханаби открыта для богослужений.
В последнее время антисемитских выпадов против очень маленькой еврейской общины зафиксировано не было. А вот в контролируемой государством прессе резко антисемитские материалы время от времени появляются, и их количество увеличилось после вспышки насилия в Израиле и на территориях в 2000 и 2001 гг. В апреле 2001 г. обозреватель Ахмед Рагхеб сокрушался по поводу того, что Гитлер не смог завершить «работу» по уничтожению евреев. В мае 2001 г. в газете «Аль-Акбар» появилась статья, в которой содержались нападки на европейцев и американцев за то, что они верят в «фальшивый» Холокост.
18 марта 2004 г. Баб-аль-Ахаб Адамс (‘Bad al–Ahab ‘Adams), заместитель редактора «Аль-Хумхурия», обвинил евреев в террористическом акте в Мадриде, произошедшем 11 марта, а также в террористических актах 11 сентября 2001 г.
Положительное значение имело объявление, что каирская синагога, построенная в 1934 г. и закрытая по причине малого количества евреев в Египте, будет снова открыта в июле 2005 г. Глава египетской общины Кармен Вайнштейн и израильский посол Шалом Коэн приняли решение об открытии синагоги, которая будет поддерживаться израильским посольством в Египте.
Продолжение следует