Мифы и факты – Отношение к Евреям в арабских и других мусульманских странах
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-869 Мы продолжаем публикацию отрывков из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard). ОТНОШЕНИЕ К ЕВРЕЯМ В АРАБСКИХ И ДРУГИХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ МИФ «Арабы хорошо относились к […]
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Продолжение. Начало в №816-869
Мы продолжаем публикацию отрывков из содержащей много интересной и малоизвестной информации книги Митчелла БАРДА «Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту» (Myths & Facts. A Guide to the Arab-Israeli Conflict. Mitchell G. Bard).
ОТНОШЕНИЕ К ЕВРЕЯМ В АРАБСКИХ И ДРУГИХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ
МИФ
«Арабы хорошо относились к евреям, жившим в мусульманских странах».
ФАКТ
Хотя еврейские общины в исламских странах в общем и целом жили лучше, чем такие же общины в христианских странах Европы, во многих случаях евреи все же подвергались преследованиям и унижениям со стороны арабов. Известный историк Бернард Льюис, работающий в Принстонском университете, выразился следующим образом: «Золотой век равных прав был мифом, и вера в него являлась результатом… еврейской симпатии к исламу».
Мухаммед, основатель ислама, в 622 г. н. э. прибыл в Медину для того, чтобы привлечь к своей вере новых сторонников. Когда евреи Медины отказались признать Мухаммеда своим пророком, два основных еврейских клана (на иврите – «колена») были высланы из страны. В 627 г. последователи Мухаммеда убили от 600 до 900 евреев-мужчин, а оставшихся в живых еврейских женщин и детей «поделили» между собой.
Отношение мусульман к евреям отражено в различных стихах Корана, священной книги исламской веры. «Они [Дети Израиля] были обречены на унижения и несчастья. Они навлекли на себя гнев Бога, потому что они не признавали знамения Бога, незаслуженно убивали Его Пророков и потому что они не повиновались и были нарушителями законов» (Сура 2:61). В Коране утверждается, что евреи старались всюду насадить коррупцию (5:64), всегда были непокорными, непослушными (5:78) и что они являются врагами Аллаха, Пророка и ангелов (2:97–98).
Мусульманские соседи обычно смотрели на евреев с презрением; мирное сосуществование между группами этих народов приводило к тому, что евреи оказывались в подчиненном положении и постепенно деградировали как народ. В 9 в. н. э. багдадский халиф аль-Мутавакилл ввел желтую эмблему для евреев, что несколько веков спустя послужило примером для немецких нацистов. В различное время евреи в мусульманских странах жили в относительно мирной обстановке. В эти периоды их культура развивалась, экономическое положение улучшалось. Однако положение евреев в этих странах никогда не было прочным, изменения в политической и социальной обстановке часто сопровождались преследованиями, насилием и убийствами неповинных людей.
Когда становилось заметным, что те или иные евреи достигли слишком хорошего или высокого положения в исламском обществе, оживали антисемитские настроения окружающих, часто с разрушительным результатом. 30 декабря 1066 г. Йосеф а-Нагид, еврейский визирь испанского города Гренада, был распят толпой арабов, которая затем разрушила до основания еврейский квартал этого города и устроила там резню, убив 5 тыс. жителей. Эта расправа была спровоцирована мусульманскими проповедниками, которые злобно протестовали против того, что евреи стали обладать чрезмерной, по их мнению, политической властью.
Аналогичным образом в 1465 г. в Фесе, после того как еврейский заместитель визиря якобы обращался с мусульманской женщиной «оскорбительным образом», арабские толпы устроили резню нескольких тысяч евреев; в живых осталось только 11 человек. Эти события послужили толчком к волне аналогичных жестоких убийств по всей территории Марокко.
Другие случаи массовых убийств евреев произошли в 8 в. в Марокко, где мусульманский правитель Идрис I уничтожал целые общины евреев; в 12 в. в Северной Африке, где правители Альмохады или насильственно обращали в свою веру, или уничтожали многие еврейские общины; в 1785 г. в Ливии, где Али Бурзи Паша убил сотни евреев; в 1805, 1815 и 1830 гг. в Алжире, где была устроена резня евреев; в Марракеше (Марокко), где в период с 1864 по 1880 г. было убито более 300 евреев.
Декреты, содержавшие постановления о разрушении синагог, были изданы в Ираке (854–859 гг.), Египте и Сирии (1014, 1293–1294, 1301–1302 гг.) и в Йемене (1676 г.). Несмотря на содержащийся в Коране запрет, евреев под угрозой смерти обращали в ислам в Йемене (1165 и 1678 гг.), в Марокко (1275, 1465 и 1790–1792 гг.) и в Багдаде (1333 и 1344 гг.).
Положение евреев в арабских странах значительно ухудшилось в 19 в. В большинстве североафриканских стран (включая Алжир, Тунис, Египет, Ливию и Марокко) евреев заставляли жить в гетто. В Марокко, где находилась самая большая еврейская община в исламской диаспоре, за пределами гетто евреи должны были ходить босиком или носить соломенные туфли. Над евреями издевались даже дети, которые бросали в них камни или изводили каким-нибудь другим образом. Количество антиеврейских актов насилия все увеличивалось, и многих евреев казнили по обвинениям в измене. В Оттоманской империи обвинения евреев в ритуальных убийствах стали обычным делом.
Известный востоковед Г. Е. фон Грюнебаум писал: «Нетрудно составить список имен очень большого количества еврейских подданных или граждан в исламских странах, достигших высокого положения, обладавших властью, большим влиянием в финансовых вопросах, имевших значительные и признанные интеллектуальные знания; и то же самое можно сказать о возможном списке христиан. Но, опять-таки, так же нетрудно составить длинный список преследований, произвольных конфискаций, попыток принудительных обращений в другую веру или погромов».
Опасность, грозившая евреям, усиливалась по мере того, как в ООН приближалось столкновение мнений разных стран по вопросу ближневосточного урегулирования. Сирийский делегат Фарис эль-Кури предупреждал: «Если не удастся найти решение палестинской проблемы, нам будет трудно охранять евреев в арабском мире».
Более тысячи евреев были убиты во время антиеврейских волнений в 40-х гг. 20 в. в Ираке, Ливии, Египте, Сирии и Йемене. Это привело к массовому исходу евреев из арабских стран.
Продолжение следует