Мефистофель в Сан-Франциско
Мефистофель, как известно, – дух зла; его обличье, характер, пристрастия и степень участия в небесных и земных делах менялись в зависимости от эпохи, страны и обстоятельств. Он бывает всесильным, любит вмешиваться в судьбы людей, но иногда его возможности оказываются ограниченными. Часто он меняет своё имя. Например, он Демон в опере А.Рубинштейна, и, хотя Демон оказывается […]
Мефистофель, как известно, – дух зла; его обличье, характер, пристрастия и степень участия в небесных и земных делах менялись в зависимости от эпохи, страны и обстоятельств. Он бывает всесильным, любит вмешиваться в судьбы людей, но иногда его возможности оказываются ограниченными.
Часто он меняет своё имя. Например, он Демон в опере А.Рубинштейна, и, хотя Демон оказывается не всесильным, всё же он обладает большими возможностями, обещая Тамаре :
И будешь ты царицей мира,
Подруга вечная моя.
Совсем по-другому выглядят «Мефистофели» у Шекспира, Гёте, Арриго Бойто.
С версией Бойто мы познакомились недавно в спектаклях Сан-Францисской Оперы, где прошла редко исполняемая опера этого композитора «Мефистофель». Мефистофелем был российский бас-баритон Ильдар Абдразаков. Любители музыки Сан-Франциско познакомились с ним около девяти лет тому назад, когда он выступал в опере Россини «Итальянка в Алжире». Он исполнял партию придурковатого бея Мустафы, да как исполнял! Всё время в движении, произнося чистосердечные уморительные глупости.
За прошедшие годы Абдразаков прибавил ещё больше мастерства. Вначале он появляется в виде запуганного монаха, но очень скоро возвращается в качестве всесильного дьявола, одного из ответственных руководителей Ада. Ах, как он умён, аристократичен, жесток и обаятелен, каждое его движение полно изящества и красоты. Значительную часть спектакля Мефистофель проводит с обнажённым торсом, демонстрируя атлетическое сложение (сказывается увлечение Абдразакова спортом, в частности, футболом). И всё же главные достоинства этого артиста – его прекрасный голос и безукоризненное пение. Голос поражает молодым красивым тембром и свежестью звучания, а также точностью интонирования. Каждая фраза исполнена предельно выразительно и отражает ту или иную специфическую ситуацию музыкальной драмы.
Опера «Мефистофель» была создана в 1867 году известным писателем, либреттистом и музыкальным деятелем Арриго Бойто (1842- 1918). Премьера состоялась в 1868 году в театре Ла Скала, дирижировал автор, что стало одной из нескольких причин провала оперы. Бойто переработал сочинение, значительно сократив его продолжительность. В 1875 году в Болонье состоялось, по сути дела, новая премьера «Мефистофеля», которая прошла достаточно успешно. Мне кажется, опера выиграла бы больше, если бы автор ещё решительней сократил некоторые длинноты.
«Мефистофель» стал единственной законченной оперой Арриго Бойто.
Опера не принадлежит к числу самых выдающихся творений, но записи отдельных номеров из «Мефистофеля» очень хороши и доставляют истинное удовольствие. К числу таких записей относится замечательное исполнение арий Мефистофеля другим басом-баритоном, Ф.И.Шаляпиным. Нынешняя постановка в Сан-Франциско была осуществлена в 1989 году режиссёром Робертом Карсеном и воспроизведена в 1994 году, а сейчас возобновлена режиссёром Лори Фельдман. Декорации и световые эффекты – Майкла Ливайна и Гери Мардера (это его весьма удачный дебют в нашей Опере). Хормейстер Ян Робертсон, как всегда, продемонстрировал высокий класс своего мастерства.
В прологе Мефистофель, желая утвердить своё превосходство над Создателем, вызывающе заявляет, что может завладеть душой и изменить тело любого человека, например, доктора Фауста, старого учёного-фанатика. В первом акте Фауст (тенор Рамон Варгас) и его студент Вагнер (тенор Чунийу Ванг) замечают в толпе празднующих Пасху людей монаха, вызвавшего у них некоторое беспокойство. Вечером таинственный монах появляется во время чтения Фаустом Библии, вскоре расстаётся с монашеским одеянием, и, теперь уже в облике Мефистофеля, предлагает Фаусту покровительство на Земле при некоторых дополнительных условиях. Фауст принимает эти условия, в том числе и обещание Мефистофеля предоставить ему возможность заявить: «Остановись, мгновение, ты прекрасно». Контракт, заключённый между Мефистофелем и Фаустом, подписан.
Во втором акте омоложенный Фауст ухаживает за Маргаритой (сопрано Патрисия Расет), тогда как Мефистофель, ухаживая за её соседкой, Мартой, старается отвлечь её внимание от Фауста и Маргариты (Марта – меццо-сопрано Эрин Джонсон).
Маргарита разрешает Фаусту навестить её дома, а он вручает ей снотворное, переданное ему Мефистофелем для её мамы. Однако на самом деле это была отрава, убившая мать Маргариты.
Мефистофель вместе с Фаустом отправляются в горы, чтобы принять участие в Вальпургиевой ночи. В какой-то момент Фауста внезапно посетило видение- женщина в оковах с кровавым кольцом вокруг шеи, в которой он узнаёт покинутую им Маргариту. Мефистофель уверяет Фауста, что это не что иное, как его воображение.
Третий акт. Маргарита, приговорённая к казни за отравление матери и утопление ребёнка, отцом которого является Фауст, потеряла рассудок и ожидает в тюрьме исполнения приговора. Мефистофель и Фауст проникают в тюрьму. Маргарита в конце концов узнаёт Фауста, который предлагает ей бежать из заключения, но она не хочет провести в раскаянии всю жизнь. Мефистофель требует, чтобы Фауст покинул вместе с ним тюрьму. Маргарита молится о прощении. Небесный хор провозглашает спасение грешницы.
Четвёртый акт озаглавлен «Классическая Вальпургиева ночь». В своих поисках совершенного искусства и красоты Фауст с помощью Мефистофеля попадает в античную Грецию. Елена из Трои (сопрано Марина Харрис) и её подруга Панталис (меццо-сопрано Рени Рапье) поют серенады. Фауст очарован окружающей красотой, чего нельзя сказать о Мефистофеле. Снова появляется Елена, и Фауст восторженно воспевает её непорочную и идеальнную красоту, а затем они оба признаются в любви и намерении всю жизнь не покидать друг друга.
В эпилоге Фауст анализирует своё прошлое и заключает, что любовь реальной женщины приносит только страдания, тогда как любовь богини – это только иллюзия. Мефистофель, опасаясь, что Фауст может ускользнуть, настаивает, чтобы тот продолжал сопровождать его. Но Фауст, очарованный небесной красотой, произносит фатальную фразу «Остановись, мгновение, ты прекрасно» и умирает.
Мефистофелю не остаётся ничего другого, как пренебрежительно засвистеть. Кстати, у Мефистофеля-Абдразакова этот разбойничий свист как здесь, так и в предыдущих сценах получается великолепно.
Рамон Варгас – один из ведущих теноров в последние 20 лет. Это он отказался петь в Мюнхенской опере партию Герцога в скандальной постановке «Риголетто», как только выяснил, что всё действие будет происходить на Планете Обезьян. Ему 53 года. В некоторых его выступлениях это уже заметно. Но в Сан-Франциско он пел и играл безукоризненно.
До этого он пел в Сан-Франциско в опере «Вертер», ещё раньше – в партии Неморино в «Любовном напитке» (в 2008 году). А дебютировал он в нашей опере в 1999 году.
Он обладает мягким красивым, слегка матовым голосом и хорошим дыханием. Его Фауст – очень серьёзный учёный: в обсерватории стоит телескоп размером с дальнобойное орудие, ствол которого пересекает всю сцену. В своей арии в первом акте Фауст поёт о своей любви к Природе и о её познании. Однако вскоре он попадает под влияние Дьявола и принимает участие в интригах последнего, сохраняя при этом глубокую симпатию к наивной девушке, которую ему предстоит соблазнить. В последнем акте Фауст освобождается от влияния Мефистофеля, но погибает.
Очень талантливая американская певица, сопрано Патрисия Расет, исполняла партию Маргариты, а в нескольких случаях – и Елены. У неё очень глубокие и плодотворные связи с Сан-Франциско Опера: в своё время она была участницей как Мерола Опера, так и Адлер Феллоу Програм, 24 года выступает на сцене нашей Оперы, исполнив 28 партий. При этом она поёт в Метрополитен Опера, в Ла Скала, Ковент Гарден, в Венской Государственной опере и почти во всех американских оперных театрах. Она привлекает публику своей музыкальностью, стабильностью, красивым голосом и хорошей физической формой.
В нынешней постановке она должна была петь и партию Елены, но в последний момент известная меццо-сопрано Долора Зайджик, которая должна была исполнить ведущую роль в опере «Долорес Клэйборн», по плану идущей параллельно с «Мефистофелем», отказалась от этой очень сложной партии, и в создавшейся критической ситуации Расет предложила свою помощь, за две недели выучила новую партию и успешно выступила в ней. Правда, она при этом не могла спеть во всех спектаклях «Мефистофеля» партию Елены, но в этих спектаклях на роль Елены найти певицу было значительно легче. Ею стала сопрано Марина Харрис. Что же касается Патрисии Расет, то партии Маргариты и Елены она спела и сыграла безукоризненно.
Следует отметить, что все небольшие вокальные партии успешно исполнили участники Адлер Феллоу сопрано Марина Харрис, меццо-сопрано Эрин Джонсон, меццо-сопрано Рени Рапье, тенор Чунийу Ванг. Танцевальные партии Адама и Евы были исполнены Лаком Лаззаро и Брук Бротон. В спектакле участвовал детский хор (30 человек) и хор Оперы. Эту «армию» подготовил Ян Робертсон, а всем спектаклем успешно дирижировал музыкальный директор нашей Оперы Никола Луизотти.
Можно высказать некоторые замечания по поводу художественного оформления тех или иных сцен, но в целом спектакль выглядел грандиозно, начиная с ослепительных декораций и кончая костюмами. Столь же пышно выглядели обе Вальпургиевы ночи, особенно вторая. Как и положено, некоторые из участников Вальпургиевой ночи были, как бы это помягче сказать… не совсем одеты, демонстрируя …ммм …свои мужские достоинства. Широкой общественности интересно было бы узнать, по каким критериям отбирались эти мужчины.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско