Март. Концерты, спектакли, фильмы
Хелги Томассон поставил «Спящую красавицу» в 1990 году на основе хореографии Петипа. Как известно, премьера знаменитого балета Чайковского состоялась в 1890 году в Мариинском театре в Петербурге.
Волшебный балет
Чайковского
В балете 148 ролей, и это один из самых густонаселенных участниками спектаклей в репертуаре Сан-Францисского балета. Либретто написано по мотивам сказки Шарля Перро; балет состоит из трех действий, пролога и апофеоза. Главные действующие лица: принцесса Аврора, ее родители король и королева; семь фей (Сирень, Виолант, Хлебная Крошка, Канарейка и другие с не менее удивительными именами), злодейка Карабос и принц Дезире.
На императорской сцене спектакль много раз изменялся, местами менялись отдельные танцы, некоторые сцены выпали. Музыкальная сторона «Спящей» в той или иной степени менялась от постановки к постановке.
Если говорить о послевоенном периоде, то стоит вспомнить спектакль 1952 года в Большом с Натальей Дудинской и Константином Сергеевым, спектакль был экранизирован в 1964 году.
Юрий Григорович первоначально поставил «Спящую» в 1963-м с Плисецкой и Фадеечевым. В этом же спектакле танцевали Максимова (принцесса Флорина) и Васильев (Голубая птица).
Затем в 1973-м Григорович вернул балет на сцену, Максимова и Васильев танцевали теперь главные партии.
Наконец, в 2011-м, почти через 40 лет, Григорович поставил новую редакцию балета в двух действиях в Большом с итальянцами художником-постановщиком и художником по костюмам.
Спектакль выглядел богато, но не было в нем былой поэзии и волшебства, как не было уже на сцене и в жизни ни Майи Плисецкой, ни Екатерины Максимовой.
Балет шел по всем мировым сценам, и история его постановок обширна. Известна история провала «Спящей» в антрепризе Дягилева в начале двадцатых, когда, понеся громадные убытки и разорвав отношения с Бакстом, великий импресарио воскликнул: «Я вижу в этом указание свыше на то, что не мое это дело и не мне подобает заниматься восстановлением старых триумфов».
В 1960 году восстановлением балета занималась Бронислава Нижинская. В 1966-м «Спящую красавицу» поставил Рудольф Нуриев, в 1996-м – шведский хореограф-авангардист Матс Эк.
Английский хореограф и режиссер Мэтью Борн предложил свое прочтение балета Чайковского в 2012 году, наполнив его гомоэротическими мотивами и смыслами.
В 2015-м Алексей Ратманский поставил свой вариант балета для American Ballet Theatre в духе неоклассики и традиционализма.
А хорошо ли спится принцессе Авроре в Сан-Франциско?
В окружении сказочных и фантастических существ принцесса Аврора (ее имя означает «заря») погружается в столетний сон. Выведет ее из него, как известно, поцелуй прекрасного принца. Правда, по видению Томассона, действие перенесено не столько в сказочное пространство, сколько в боярско-петровскую Русь с затрудняющими движения длиннющими рукавами кафтанов на фоне колокольни и соборов Кремля. Тяжеловесный бутафорский историзм не очень сочетается с музыкой Чайковского и духом волшебной романтической сказки, летящей на крыльях балета уже второе столетие.
Интервью создателей спектакля, встреча со зрителями.
За час до начала спектаклей ведущий задает авторам спектакля вопросы.
Зрителей также приглашают участвовать в беседе.
Meet the Artist Interviews
The Sleeping Beauty
9–17 марта, SF Ballet
War Memorial Opera House,
301 Van Ness Ave.
(415) 865-2000
sfballet.org
«Лирические голоса»
Пятая программа сезона включает три одноактных балета, два из которых, «Твоя плоть станет поэмой» и «Привязанные к», были впервые показаны на фестивале современной хореографии Unbound год назад. Трей Макинтаер отталкивался от своих воспоминаний об ушедших близких, чей жизненный путь завершен, но теперь они продолжают свою жизнь в его создании – одноактном балете «Твоя плоть станет поэмой».
Британский хореограф Кристофер Уилдон работает в балете и современном танце, в театре, поставив мюзикл «Американец в Париже»; в опере и в кино. Он ставит для ведущих балетных компаний. Его одноактные балеты неоднократно шли с успехом в Сан-Францисском балете.
«Привязанные к» – его размышление языком танца о связях между людьми и о потере их, когда телефон, например, становится формой общения.
Третий одноактный балет в пятой программе сезона – премьера. Юрий Посохов назвал свою работу …two united in a single soul… («…двое, объединенные в одной душе…»).
Это балет на тему мифа о Нарциссе из «Метаморфоз» Овидия, музыка Генделя в аранжировке и с дополнением авторской музыки для большого состава оркестра с элементами электронной музыки молодого композитора Дарьи Новояльцевой.
27 марта – 7 апреля
Program 05 Lyric Voices
SF Ballet
Концерты
в филармонии
Фортепианные шедевры романтизма
Увертюра к «Манфреду», Фортепианный концерт №1 Листа и Вторая симфония Брамса включены в программу концерта.
За роялем – французский пианист, удостоенный многих музыкальных наград, Седрик Тибергьян. Оркестром филармонии дирижирует Франсуа-Ксавье Рот.
The SF Symphony Plays Schumann, Liszt, and Brahms
7–9 марта, 8 pm
Виртуоз скрипки Анна-Софи Муттер
В 13 лет Муттер была приглашена играть с Берлинским филармоническим оркестром. За 40 лет музыкальной карьеры ее мастерство владения инструментом покорило самых взыскательных слушателей. За роялем – Ламберт Окис, а в программе концерта – скрипичные произведения Моцарта, Равеля и Дебюсси.
Anne-Sophie Mutter in Recital
10 марта, 7:30 pm
Скрипичный концерт №3 Моцарта
Немецкий скрипач Кристиан Тетцлафф с неподражаемым мастерством исполняет Скрипичный концерт №3 Моцарта. В программе также «Могила Куперена» Равеля и Симфония №2 Сибелиуса.
За дирижерским пультом – МТТ.
Christian Tetzlaff Plays Mozart with The SF Symphony
14–16 марта, 8 pm;
17 марта, 2 pm
«Страсти по Иоанну» Баха
До нашего времени дошли в полном виде только «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» из монументального хорального цикла Баха, включавшего четыре части – по количеству Евангелий.
Разыгрываемый в лицах евангельский рассказ перемежается ариями на специально сочиненные поэтические тексты, хорами и хоралами. После смерти Баха в 1750 году цикл был забыт, пока в 1829 году Мендельсон триумфально не возродил его исполнение.
San Francisco Symphony Chorus: J.S. Bach’s Saint John Passion
30 марта, 8 pm
Канадский пианист Марк-Андре Амлен
Мировую славу ему принесли интерпретации произведений композиторов XX века Айвза, Вила-Лобоса, Бузони, а также теневых классиков русской музыки первой половины XX века Метнера, Катуара, Рославца. Особое место в репертуаре Амлена занимают композиторы, известные крайней технической сложностью своей фортепианной музыки: Лист, Алькан, Сорабджи.
В программе концерта – известные произведения Шопена, Шумана, Баха.
Piano Recital with Marc-Andre Hamelin
31 марта, 7:30 pm
SF Symphony Davies Symphony Hall
201 Van Ness Ave.
(415) 864-6000
Sfsymphony.org
Cal Performances
представляет
Прощальный спектакль Акрама Хана Xenos
Известный британский танцовщик и хореограф Акрам Хан заявил об окончании своей танцевальной карьеры. Последний раз он решил выйти на сцену в поставленном им спектакле Xenos (в переводе с греческого «чужой») после почти 20-летней танцевальной карьеры. Как хореограф он планирует работать и дальше. Его пластический язык отличается использованием элементов индийской танцевальной традиции катак и сложными элементами модерн-данса. Возникший в Штатах и Германии как реакция на классический балет, модерн-данс отказался от пуантов, балетных пачек и классической балетной техники. У его истоков стояли Айседора Дункан и Лои Фуллер. Абстракционизм и авангард повлияли на модерн-данс, эволюционировавший с каждым новым поколением хореографов и танцовщиков: от Марты Грэм до Хосе Лимона, Мерса Каннингема, Пола Тейлора, Пины Бауш, Саши Вальц и других.
Спектакль Хана – о судьбе индийского солдата в окопах Первой мировой. Индия как часть Британской империи участвовала в войне, и полтора миллиона индийцев погибли, сражаясь на стороне Британии и США. Родом из Бангладеш и сформировавшийся как художник в Великобритании, Хан собрал интернациональную команду при создании своего спектакля. Канадский драматург Джордан Таннахилл написал либретто и текст, его же голос и звучит в записи во время спектакля. Это внутренний голос героя, отправленного на поле сражения после присутствия на празднике при дворе махараджи. Живое исполнение специально написанной музыки и причудливые декорации придают спектаклю особую выразительность.
Хан известен своими совместными проектами с Национальным балетом Китая, театральными работами с Жюльет Бинош и Сильви Гиллем.
Xenos
2 марта, 8 pm;
3 марта, 5 pm
Zellerbach Hall
Эса-Пекка Салонен
и Лондонский
филармонический
оркестр
Салонен, известный как композитор и дирижер, демонстрирует обе грани своего музыкального таланта на сцене Зеллербах-холла.
Программа трех концертов разнообразна. В первый вечер прозвучат «Океаниды» Сибелиуса, Виолончельный концерт Салонена с участием норвежского виолончелиста Трульса Мерка и Концерт для оркестра Бартока, дирижировать которым будет Салонен.
Sibelius/ The Oceanides
Esa-Pekka Salonen / Cello Concerto
Bartok/ Concerto for Orchestra
15 марта, 8 pm
«Просветленная ночь» Шенберга, прихотливая по настроению тональная поэма для струнных и монументальная Симфония №7 Брукнера прозвучат в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Салонена во втором концерте.
Арнольд Шенберг – один из родоначальников атональной музыки и додекафонии, метода композиции с 12 соотнесенными между собой тонами, оказавший колоссальное влияние на европейских и американских композиторов в XX столетии. После прихода к власти нацистов в Германии композитор в 1933 году эмигрировал в США. Он поселился в Лос-Анджелесе, продолжая сочинять и преподавать. Скончался в 1951 году. Шенберг – крупнейший представитель музыкального экспрессионизма и основоположник «новой венской школы».
Schoenberg / Verklarte Nacht
Bruckner/ Symphony N 7
16 марта, 8 pm
Премьера оратории
Композитор Джимми Лопез родился в Перу, получил докторскую степень по музыке в UC Berkeley в 2012-м, в настоящее время – композитор-резидент в Хьюстонском симфоническом оркестре.
Его музыкальный стиль отличают использование европейских техник композиции и их сочетание с южноамериканским мелосом, ритмами и инструментами. Его предыдущая работа с молодым драматургом кубинского происхождения Нило Крузом по адаптации романа «Бельканто» Энн Прэтчетт для Lyric Opera в Чикаго продолжает их совместное творчество.
Пьесы Нило Круза с успехом идут в американских и европейских театрах. В 2003 году он получил Пулитцеровскую премию за «Анну в тропиках», также номинированную на «Тони». Действие пьесы о работницах на фабрике по производству сигар разворачивается в 1929 году, когда этот рынок резко сокращается из-за массового производства сигарет. С конца XIX века существовала традиция, когда специально нанятый чтец или чтица читали рабочим вслух художественную литературу.
В пьесе Круза приехавший с Кубы новый чтец начинает читать рабочим фабрики «Анну Каренину». Неожиданно роман Толстого влияет на жизнь героев пьесы и их отношения друг с другом. В Москве пьеса идет с 2014 г. в Электротеатре Станиславского.
Оратория Dreamers («Мечтатели») пронизана ощущением драматизма и робкой надежды. Солистка сопрано Ана-Мария Мартинес, хор из восьмидесяти голосов и Лондонский филармонический оркестр впервые исполнят произведение на сцене Зеллербах-холла.
Jimmy Lopez / Dreamers ( World Premier, Cal Performances Co-commission)
17 марта, 3 pm
Zellerbach Hall, 101 Zellerbach Hall, # 4800, Berkeley
(510) 642-9988
calperformances.org
Завершение показа цикла театральных работ
На сцене Zellerbach Playhouse, расположенного рядом с Zellerbach Hall, выступлением театрального коллектива Quote Unquote («Конец цитаты») с представлением Mouthpiece (можно перевести как «Рупор» или «Глашатай») завершается цикл театральных работ, посвященных обсуждению и осмыслению роли женщин в искусстве.
Нора Садава и Эми Ностбаккен получили награду за этот спектакль, сделанный на стыке жанров, на фестивале искусств Fringe (англ. «окраина»).
Исполнительницы поочередно исполняют одну и ту же роль. Их героиню зовут Кассандрой, и в поисках самоопределения она заглядывает в потаенные уголки своей души.
Theater Quote Unquote Collective
Mouthpiece
22–23 марта, 8 pm;
24 марта, 3 pm
Zellerbach Playhouse
«Джунгли»
После успеха у зрителей и театральных критиков в Лондоне и Нью-Йорке будет показана драма британцев Джо Мерфи и Джо Робертсона в постановке Стивена Долдри. Мюзикл «Билли Эллиот», поставленный Долдри, продержался на сцене театра «Виктория-палас» 11 лет и продолжает идти в разных странах. Его киноработы – «Часы», «Билли Эллиотт» и другие – получили 19 номинаций на «Оскара» и две награды Американской киноакадемии.
Драматурги Джо Мерфи и Джо Робертсон также совместно основали Good Chance Theatre. В процессе написания пьесы «Джунгли» они в течение семи месяцев вели театральный проект в большом лагере для беженцев и мигрантов в Кале во Франции. В попытке понять гуманитарный кризис на отдельных судьбах создавалась конструкция пьесы и вырисовывались образы персонажей. В лагере в Кале существовало некое самоуправление, без которого огромное количество разноязыких людей просто не могло бы существовать.
Пьеса не дает простые ответы на сложные вопросы, но талантливо и страстно пытается говорить о судьбах тех, кто оказался за бортом, лишенный элементарно необходимого для поддержания жизни.
Зал Curran для спектакля перемонтирован, подобие Вороньей слободки занимает просцениум, выдвигаясь тревожным мысом в зал. Спектакль и пьеса, к счастью, избегают политкорректности, но не боятся боли, отчаяния и надежды.
The Jungle
26 марта – 19 мая
Curran, 445 Geary Street
(415) 358-1220
sfcurran.com
Концерты: San Francisco Performances
Виолончелист Мэтт Хаймовиц и пианист Виджай Айер включили в программу своего концерта произведения Баха, Рави Шанкара, Джона Маклафлина.
Matt Haimovitz/Cello, Vijay Iyer/Piano
9 марта, 7:30 pm
Пианист-виртуоз Бенджамин Гросвенор исполнит фортепианные произведения Шумана, Яночека, Прокофьева, Листа.
Benjamin Grosvenor/ Piano
13 марта, 7:30 pm
Известный пианист Гаррик Олсон включил в программу своего концерта одного композитора, Брамса, и его фортепианные шедевры.
Garrick Ohlsson/ Piano
28 марта, 7:30 pm
Концерты проходят в Herbst Theatre, 401 Van Ness Ave.
Sfperformances.org
Фильмы
Фильмы из Германии, Австрии и Швейцарии участвуют в программе ежегодного кинофестиваля Berlin&Beyond. Организованный 23 года назад фестиваль призван знакомить с новыми работами из германоязычных стран.
8–14 марта, Berlin & Beyond
Castro Theatre
Также демонстрируются фильмы, получившие «Оскара» в этом году.
Сastrotheatre.com
«Никогда
не отводи глаз»
Never Look Away (в переводе с немецкого фильм называется «Работа без авторства») немецкого режиссера Флориана фон Доннерсмарка – драма о трех десятилетиях немецкой истории с 30-х по 60-е годы: от нацизма до коммунизма. Герой фильма – художник, травмированный временем и эпохой. Фильм отличается эстетизмом и неторопливостью повествования.
Clay Theatre, landmarktheatres.com
Фильмы из разных стран и киноклассика на экране Roxie Cinema
Крис Маркер – несомненно один из крупнейших режиссеров XX столетия. The Owl’s Legacy («Наследие совы») состоит из трех частей. Речь идет о наследии цивилизации Древней Греции и о том, как это наследие повлияло на цивилизацию Европы.
В фильме 1956 г. The Mystery of Picasso («Загадка Пикассо») другой мэтр французского кино, Анри-Жорж Клузо, пытается проникнуть в творческую лабораторию художника. На фоне пустого экрана возникают линия, точка, силуэт: как рождается образ и переносится из сознания художника на поверхность холста? Фильм позволяет наблюдать за работой Пикассо в его студии.
The Image Book («Книга образов»), последняя на сегодняшний день лента классика авангарда Жан-Люка Годара. Это неигровой фильм с интересными размышлениями об истории движущихся изображений в мировом искусстве.
Арт-хаусная камерная психологическая драма из Парагвая The Heiresses («Наследницы») повествует о двух представительницах привилегированного класса, столкнувшихся с тем, что их состояние иссякает.
3 Faces («Три лица») иранского режиссера Джафара Панахи – драма о самоубийстве молодой девушки. Фильм – участник NY Film Fest.
Roxie, 3117 16th Street
(415) 863-1087
Roxie.com
Георгий ВЛАСЕНКО