Мариинское «Лебединое озеро» в Беркли

Share this post

Мариинское «Лебединое озеро» в Беркли

Недавно Мариинский Балет вместе с оркестром привёз в Бёркли свою «визитную карточку», балет Чайковского «Лебединое озеро». Шесть спектаклей прошли при полных аншлагах и с большим успехом. «Лебединое озеро» украшает и репертуар сан-франциской труппы, хотя его концовка в СФ трагична, в отличие от оптимитического завершения балетного спектакля из Санкт-Петербурга. «Оптимистический финал» появился, как утверждают специалисты, по […]

Share This Article

Недавно Мариинский Балет вместе с оркестром привёз в Бёркли свою «визитную карточку», балет Чайковского «Лебединое озеро». Шесть спектаклей прошли при полных аншлагах и с большим успехом. «Лебединое озеро» украшает и репертуар сан-франциской труппы, хотя его концовка в СФ трагична, в отличие от оптимитического завершения балетного спектакля из Санкт-Петербурга. «Оптимистический финал» появился, как утверждают специалисты, по настоянию Модеста Чайковского, брата композитора, что стало ещё одной из многочисленных версией балета. Ныне «Лебединое озеро» – непременная часть репертуара каждой солидной балетной труппы в мире.

История создания «Лебединого озера» не совсем ясна. По воспоминаниям Н.Д.Кашкина, русского музыкального критика, педагога, писателя и профессора Московской консерватории, начало работы над балетом  относится  к маю 1875 года. Достоверные сведения об авторах либретто не сохранились. Кашкин считает, что инициатором балета и создателем первых намёток сюжета был директор Московской  конторы Императорских театров В.П.Бегичев. По некоторым данным, в создании либретто принимал участие и видный деятель русского балета В.Ф. Гельцер.  Музыку Чайковский создавал около года (с перерывами). В апреле 1876-го композитор завершил работу над ней, хотя репетиции начались намного раньше – настолько велик был интерес театра к новому, отечественному, балету.

Первый вариант хореографии оказался недостаточно удачным. За переработку либретто взялся ассистент знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, Лев Иванов, впервые привнёсший в балет сцену у лесного озера, к которому слетаются лебеди – девушки, превращённые в белых лебедей злым волшебником Ротбартом. Их руки, покоящиеся на пачках, и склонённые головы создавали  силуэты, напоминающие птиц со сложенными крыльями. «Лебединые» сцены, поставленные Ивановым, впервые были показаны в 1884 году в концерте, посвящённом памяти Чайковского.

После этого выступления  Петипа, оставив  в стороне все свои остальные проекты, подключился к созданию новой хореографии балета, включив туда, кроме  Одетты, созданной Ивановым, еще и чёрную, злобную Одиллию, внешне напоминающую Одетту, но являющуюся её полной противоположностью. Была добавлена сцена представления невест и внесены танцы (венгерский, польский, испанский, неаполитанский), поставленные как Ивановым, так и Петипа. В создании новой хореографии принимал участие и Риккардо Дриго, итальянец, работавший в то время дирижёром в  балетной труппе Мариинского театра. Премьера новой редакции балета состоялась в 1895 году. Главные партии исполняли, как это происходит и в наши дни, самые выдающиеся солисты труппы.

Петербургская постановка оказала влияние на все последующие постановки «Лебединого» в России и за рубежом. При этом допускались и поныне допускаются пересмотр либретто и перекомпоновка партитуры с добавлением в неё фрагментов небалетной музыки Чайковского. Такие, несколько изменённые, версии балета, например,  были поставлены в РоссииВладимиром Бурмейстером, Константином Сергеевым, Юрием Григоровичем и многими хореографами за рубежом.

Первая постановка «Лебединого» в Московском Большом театре состоялась ещё в 1877 году. Это был всё тот же неудачный вариант, с которого началось «Лебединое» в Санкт- Петербурге. Но в 1901 году Горский поставил в Большом новую версию балета. Говорят, Григорович  в шестидесятые годы избрал «оптимистический финал» по настоянию Фурцевой, которая была в то время всесильным министром культуры. Читатель может не сомневаться в том, что постановка и исполнение «Лебединого озера» в Большом театре были великолепны. Но с тех пор воинственные балетоманы Москвы и Санкт-Петербурга вели «холодную войну» друг с другом, стараясь перехвалить «свою» труппу и принизить качество исполнения «не своей». Помню, при мне однажды разгорелся спор между двумя интеллигентными дамами, одна из которых утверждала, что у «нашей» Одетты руки – как крылья, а у «их» – как змеи, а вторая отстаивала прямо противоположную точку зрения.

Ведущие партии в «Лебедином озере» в послевоенные годы исполняли Наталья Дудинская, Константин Сергеев, Ирина  Колпакова, Наталия Макарова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Галина Уланова, Марина Семёнова, Майя Плисецкая, Вахтанг Чабукиани, Алла Шелест, Наталья Бессмертнова и многие другие – весь цвет русского балета тех лет. На «Лебединое» водят именитых деятелей зарубежных стран, балет вывозят за границу, балет демонстрируется в кинозалах и многократно записан на видеокассетах. В трагический день августовского путча 1991 года все запланированные телепередачи были отменены, и с утра до вечера  во всех программах телевидения транслировался балет «Лебединое озеро». Не были ли путчисты ещё и балетоманами?

Мариинская труппа – танцовщики и балерины, оркестр, вспомогательный и административный персонал – прибыла в Бёркли в составе более 170 человек. Некоторые из ведущих солистов, такие, как Диана Вишнева, отсутствовали. Екатерина  Кондаурова и Данила Корсунцев были наиболее известной танцевальной парой. Но в спектакле, который  мне удалось увидеть, они не принимали участия. Привезённый спектакль был поставлен выдающимся танцовщиком и многолетним руководителем  Мариинского балета Костантином  Сергеевым, взявшим за основу версию Петипа-Иванова, но с завершающей «оптимистической» концовкой. Он также свёл к минимуму мимические сцены, что приветствовалось многими критиками и публикой и вызвало неприятие со стороны других критиков и любителей балетного искусства. Мне тенденция сокращения мимических сцен кажется своевременной.

Как и следовало ожидать, самое большое впечатление произвёл кордебалет. Не знаю, какими инструментами можно измерить точность каждого поворота головы, синхронность  движения ног и рук , углы, образованные руками, направление взглядов  и т.п. Всё это – яркая иллюстрация понятия «совершенство». Но ещё больше впечатляют эмоциональная окрашенность этого живого огромного единого организма, состоящего из 24 балерин – лебедей, плетущих свои волшебные узоры.

Запомнились многие исполнители. Очень хорош был шут в исполнении Алексея Недвиги. Его энергия, сложные прыжки и вращения, сольные эпизоды и танцевальные трио с его участием весьма оживили дворцовые сцены. Партию злого колдуна Ротбарта исполнял Александр Романчиков, продемонстрировавший  прекрасную танцевальную технику и создавший убедительный образ сладострастного мерзкого негодяя, готового на всё для достижения своих целей. Очень симпатично выглядели испанский, неаполитанский, венгерский танцы и мазурка в третьем акте. Танец маленьких лебедей стал ещё одним украшением спектакля. Эти танцы исполняла молодёжь труппы, техничные и талантливые молодые люди, танцевавшие с азартом и соответствующим настроением, очень чисто и выразительно. Всех их назвать невозможно, но можно отметить Василия Ткаченко, Ольгу Белик и других. Глядя на них, понимаешь, что  будущее Мариинского балета – в надёжных руках.

Партию принца Зигфрида исполнял Максим Зюзин. Он аккуратно выполнял все движения, но этот молодой человек с застенчивой улыбкой ещё не ощущает себя Принцем, а значит, он далеко не Принц: он ещё только учится. Однако в школе под названием Мариинский балет таланты созревают быстро. В привезенном спектакле  партии Одетты и Одиллии исполяла одна балерина, Анастасия Колегова. Она создала два противоположных образа: страдающей и любящей Одетты и наглой сверхактивной Одиллии, дочери Ротбарта, с её 32 фуэте, которую отец превратил в копию Одетты. Балерина обладает хорошей техникой, способностью к перевоплощению и необходимым темпераментом. Возможно, в партии Одетты ей не помешало бы больше обаяния.

Декорации, привезённые мариинцами, кажутся достаточно мобильными и выразительными (дизайнер Игорь Иванов), хотя не исключено, что в стационарных условиях , в Санкт-Петербурге, они выглядят более впечатляющими.

Очень хорошее впечатление произвёл оркестр (дирижёр Михаил Агрест). Дирижирование балетом обладает специфическими трудностями и требует особенно большой сыгранности с исполнителями на сцене. Наличие «своего» оркестра в значительной мере обеспечило успех гастролей. Имя дирижёра было мало известно американской публике, и было очень приятно познакомиться с этим безусловно талантливым и высокопрофессиональным музыкантом.

Гастроли Мариинского балета стали значительным культурным событием в Районе Залива.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »