Мариинский оркестр исполняет симфонии Чайковского
Старейший российский оркестр, возраст которого превосходит 225 лет, во главе с выдающимся дирижёром Валерием Гергиевым недавно выступил в Бёрклийском Зеллербах – Холле с тремя программами, посвящёнными всем шести симфониям Петра Ильича Чайковского. В каждом концерте испонялись две симфонии, одна – из менее популярных первых трёх, вторая – из знаменитых последующих. Помимо выступлений в концертах, оркестранты […]
Старейший российский оркестр, возраст которого превосходит 225 лет, во главе с выдающимся дирижёром Валерием Гергиевым недавно выступил в Бёрклийском Зеллербах – Холле с тремя программами, посвящёнными всем шести симфониям Петра Ильича Чайковского. В каждом концерте испонялись две симфонии, одна – из менее популярных первых трёх, вторая – из знаменитых последующих. Помимо выступлений в концертах, оркестранты проводили мастер-классы со студентами Университета, а Гергиев ответил на многочисленные вопросы публики о творчестве Чайковского.
В первой программе исполнялись Первая симфония, которую композитор назвал «Зимние грёзы», и Шестая, «Патетическая». Первая симфония, одно из самых ранних произведений Чайковского, к сочинению которого он приступил вскоре после окончания Санкт-Петербургской консерватории, создавалась с большими трудностями, которые ещё более усугублялись нервным срывом композитора. Он много раз возвращался к созданной партитуре, переделывая отдельные фразы, а иногда и целые части. Наконец, один из вариантов устроил его, и симфония была опубликована в 1875 году знаменитым издателем Юргенсоном. Таким образом, симфония в нынешнем виде создавалась в течение более десяти лет. Чайковский писал баронессе фон Мекк: «Хотя это сочинение является незрелым во многих отношениях, оно существенно лучше и богаче по содержанию, чем многие более зрелые работы». Если первые исполнения симфонии вызвали разноречивые отклики, то последующие можно уверенно считать успехом молодого автора.
Это произведение состоит из четырёх частей. Мастерское их взимодействие, умелое использование инструментов и их сочетаний в ансамблях, частое обращение к слегка преобразованным народным напевам, а главное – особая атмосфера сказочности, невесомости, чистоты помыслов, создаваемая симфонией, кажутся уникальными. Колдовская завороженность первой части, первые лучи восходящего солнца, чудесная лирическая песенная тема во второй, искристое скерцо третьей, переходящее в вальс (первый созданный Чайковским вальс, за которым последовали десятки других. Так кто был «Королём вальса»? Надо разобраться), и торжество сияния взошедшего солнца! Впрочем, каждый человек может создать собственную интерпретацию услышанной музыки, которая предоставляет много возможностей для фантазии. Произведение по ряду параметров уступает Шестой симфонии Чайковского, но то же самое можно сказать почти о всякой другой симфонии, ибо Шестая является подлинным шедевром. Однако, если Симфонию №1 оценивать лишь по её собственным достоинствам, то она оказывается одной из самых прелестных, светлых и привлекательных.
Поразительное единство и взаимопонимание продемонстрировали Мариинский оркестр и его руководитель. Около двадцати лет совместного творчества принесли свои плоды. Даже лёгкое движение бровью, беглый взгляд, трепыхание пальцев, тактирование и обращение к той или другой группе инструменталистов не остаются незамеченными, вызывая немедленную ответную реакцию оркестра. Коллектив демонстрирует яркий и одновременно мягкий звук, отличное piano (вспомним начало Первой симфонии), сокрущающее forte и завидную подвижность как в темпах, так и в других динамических оттенках. Пожалуй, Мариинский оркестр является сейчас лучшим в России. В 2008 году он был назван (по результатам опроса в Европе, Азии и Америке) одним из 20 лучших оркестров мира.
В октябре 1893 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера Шестой симфонии Чайковского. Дирижировал автор. Примерно через неделю великий композитор скончался. Официальной версией причины его смерти до сих пор является заболевание холерой. Это не выдерживает никакой критики, так как Чайковский оказался единственным человеком в Санкт-Петербурге, заболевшим холерой, которая, как известно, является эпидемическим заболеванием. Сейчас во многих статьях различных авторов утверждается, что в городе имела место эпидемия холеры, но это утверждение не подтверждается. Врачи, допущенные к вскрытию, также не подтвердили диагноз. Эта до сих пор не раскрытая тайна, однако, косвенно подтверждает другую версию, самоубийства. Причиной самоубийства мог стать гомосексуализм композитора и связанные с этим проблемы.
Это предисловие может помочь понять и оценить трагедию под названием «Патетическая симфония». Как обычно, симфонические произведения допускают многочисленные интерпретации. Естественной является и следующая: 1 часть – тяжёлые размышления, приводящие к душевному смятению, за которым следует некоторое успокоение; 2 часть – вальс, желание отключиться от тяжёлых дум. Безуспешно. Человеком овладевает отчаяние; 3 часть – сцепив зубы, – вперёд! Марш! Но он звучит всё трагичней; 4 часть – трагическое прощание с жизнью.
Если Чайковский принял решение о самоубийстве во время работы над Шестой симфонией (а это очень вероятно), то произведение невольно становится автобиографическим, и все его части выстраиваются в логической последовательности, в некотором соответствии с предыдущим абзацем. Исполнение симфонии в Зеллербах-Холле произвело огромное впечатление. Это была исповедь, без стенаний и слёз, мужественного и тонко чувствующего человека, попавшего в безвыходную ситуацию. Потрясённая публика некоторое время не могла прийти в себя, а затем начались овации, поклоны. Но ещё долго открывшаяся нам трагедия одинокой души владела нашими мыслями и чувствами.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
https://rapidshare.com/files/2387315701/Pervi_Raz.Komapz.net.wmv