“Манон” в Сан-Хозе
Issue #758 Опера Сан-Хосе открыла новый сезон постановкой оперы Массне «Манон». Массне (1842 – 1912) – весьма почитаемый во Франции композитор и музыкальный деятель, написавший примерно 30 опер. Он обладал прекрасным мелодическим даром, хорошо знал вокал и возможности голосов разного типа и создавал прозрачный аккомпанемент для вокальных номеров. Его музыка обворожительно красива, певцы исполняли её […]
Issue #758
Опера Сан-Хосе открыла новый сезон постановкой оперы Массне «Манон». Массне (1842 – 1912) – весьма почитаемый во Франции композитор и музыкальный деятель, написавший примерно 30 опер. Он обладал прекрасным мелодическим даром, хорошо знал вокал и возможности голосов разного типа и создавал прозрачный аккомпанемент для вокальных номеров. Его музыка обворожительно красива, певцы исполняли её с удовольствием, а публика, тоже с удовольствием, её принимала . Бурные процессы, происходившие в музыке тех времён и связанные с именами Вагнера, Дебюсси, Равеля, Малера, Рихарда Штрауса и др., оставались за пределами творчества Массне. Многие музыкальные критики упрекали Массне в поверхностности и, может быть, справедливо. Но несколько его опер выделяются своими художественными достоинствами, и среди них – «Вертер», «Дон Кихот» и – «Манон».
Франция XVIII века. Родители шестнадцатилетней Манон Леско, озабоченные её легкомыслием и склонностью к развлечениям, решили отправить дочь в монастырь на перевоспитание и попросили её кузена, гвардейца Леско (баритон), сопровождать Манон. Кузен преисполнен чувством ответственности, но ещё больше – желанием выпить и сыграть в карты. На первой же почтовой остановке кокетливая Манон, в отсутствие двоюродного брата, успела обворожить столичных аристократов Гильо и Де Бретиньи (баритоны), но вскоре появившийся на площади кавалер де Грие (тенор), недавно закончивший курс обучения, влюбляется в Манон с первого взгляда, и она отвечает ему взаимностью. Ещё через несколько минут они решают бежать в Париж, где их никто не найдёт, и тут же успешно осуществляют своё намерение.
В Париже они снимают уютную квартирку, но деньги тают. Появляются Леско и де Бретиньи, которые сумели разыскать беглецов, Бретиньи потихоньку сообщает Манон, что с минуты на минуту сюда прибудут граф де Грие со слугами с намерением схватиить молодого де Грие, и предлагает Манон своё расположение и роскошную жизнь. Вскоре появляется команда, которая, преодолевая сопротивление де Грие, уводит его, а Манон, хотя и с рыданиями, переходит в руки нового возлюбленного.
Здесь Опера Сан-Хосе опускает важную сцену, в которой участвуют Манон, Бретиньи, Гильо и балет, и в которой Манон узнаёт , что шевалье де Грие посвятил себя религии, принял сан аббата и поселился в духовной семинарии, помышляя о делах благочестия. Без этой сцены история любви Манон и де Грие становится пунктирной. А дальше мы застаём молодого де Грие в семинарии, где он пытается побороть в себе греховную страсть, но появляется Манон, осознавшая, что любовь дороже денег. Де Грие вместе с Манон покидает семинарию.
Однако вскоре опять иссякают деньги, а Манон уже успела привыкнуть к роскошной жизни. Она сумела уговорить де Грие попытать счастья в игре. И вот они уже в игорном доме, где застают тамошнего завсегдатая, кузена Леско. Там же околачивается и Гильо, не теряющий надежды на благосклонность Манон. Де Грие неохотно соглашается играть, и судьба сводит его с Гильо. Ставки очень велики, Гильо проигрывае трижды подряд. Будучи уверен, что де Грие мошенничает, а Манон является его сообщницей, Гильо вызывает полицию. Полиция арестовывает Манон и де Грие, но отец, с его связями, сумел освободить сына, а Манон, которую обвиняют в проституции, ждёт ссылка.
Пустынная местность близ дороги в Гавр. Вскоре должна появиться партия заключённых, в числе которых и Манон. Де Грие и Леско пытаются освободить её, но без успеха. Наконец, им удаётся подкупить сержанта, который отпускает Манон. Но время упущено: жизнь, полная приключений и опасностей, подточила её здоровье, а заключение в тюрьму завершило её судьбу. Она умирает в объятиях своего возлюбленного.
Дирижёр спектакля, Йозеф Марчесо, успешно дебютировал в этой постановке в качестве нового музыкального директора Оперы Сан-Хосе. Оркестр звучал прекрасно, все соло были исполнены выразительно и с изяществом. Постановка (режиссёр Дайана Шастер) была достаточно традиционной, но лучше всего выглядела самая массовая и сложная по композиции сцена в игорном доме. Декорации (художник Ларри Хэнкок) были, в основном, достаточно лаконичными, – в соответствии с возможностями сцены. Костюмы (Алиса Оаниа) производят противоречивое впечатление: некоторые очень хороши, другие – малоинтересны и мешковаты. Как обычно, задействованы две команды исполнителей, выступающие попеременно. Мне довелось увидеть только одну из них.
Ребекка Шесслер исполняла роль Манон (лирико-колоратурное сопрано). Красивая стройная женщина, она достаточно хорошо справилась с ролью, показав противоречивость изображаемого характера. В её исполнении Манон – не только обаятельная кокетка, но и женщина, способная на предательство. Голос Шесслер -красивого тембра, лёгкий и подвижный, но певицу то и дело подводила неустойчивость интонация. Это был её дебют в Сан-Хосе, и не исключено, что вполне естественное волнение могло подвести певицу.
Молодого де Грие исполнял Майкл Дейли (тенор). Это его второй сезон в труппе Оперы Сан-Хосе. Я уже много раз писал об этом замечательном исполнителе. Высокий стройный и красивый чернокожий певец, он , как всегда, вокально был безукоризнен, его красивый сочный голос, прекрасная дикция и безукоризненное дыхание доставляли большое удовольствие и заставляли публику сочувствовать ему и сопереживать. Мне он понравился и сценически, хотя, конечно, можно ожидать, что в дальнейшем образ пылкого юноши обогатится новыми красками.
Нелёгкая задача стояла перед баритоном Даниелом Чилли, исполнявшим партию Леско. Массне превратил эту роль почти в эпизодическую. Мы знаем о нём совсем немного, и создать на этой базе полнокровный образ нелегко. Обаятельный Чилли наделил обаянием и Леско, но Леско наделён ведь и многими отрицательными чертами характера. В вокальном отношении партия была сделана замечательно, голос певца был завораживающе красив и полнозвучен. Партию графа де Грие исполнял Исайя Мюзик -Айала (бас-баритон). Красивый голос, хорошее пение, но об образе де Грие – старшего говорить пока не приходится: и роль небольшая, и исполнительского опыта у певца недостаточно.
Майкл Мендельсон и Адам Меза неплохо выглядели в эпизодических ролях знатных парижан, Гильо де Монфонтейна и де Бретиньи. По воле режиссёра, в первой сцене Гильо предстаёт этаким клоуном, хотя опера не даёт для этого каких-либо оснований.
Удержаться на уровне блестящей постановки «Кармен» в конце прошлого сезона Опере Сан-Хосе не удалось, постановка была малоизобретательной, характеры выписаны не столь ярко, как ожидалось, но в целом постановку можно оценить вполне положительно.