Манон и Маргарита, Мари и Виолетта
В феврале этого года исполнилось 90 лет со дня рождения замечательной певицы Галины Олейниченко (23.02. 1928 – 13.10. 2013). Где-то в начале 70-х мы с женой слушали ее в партии Виолетты в Большом театре, с тех пор «Травиата» Верди – наша любимая опера.
…Вереницею вольной, томной
Мы выходим из ваших комнат.
Дольше вечера нас не помнят.
Покоритесь, – таков закон.
Мы приходим из ночи вьюжной,
Нам от вас ничего не нужно,
Кроме ужина – и жемчужин,
Да быть может еще – души!..
Марина Цветаева «Кавалер де Гриэ! – Напрасно», 1917
Совсем недавно, 4 февраля, мы смотрели и слушали балет Большого театра «Дама с камелиями» (киноверсия по программе CENTURY THEATRES на экране кинотеатров), я впервые проникся музыкой Шопена. И героиня оперы Верди, и Маргарита Готье из балета на музыку Шопена имеют прототип – Альфонсину Плесси (1824–1847), которая называла себя Мари Дюплесси, намекая на дворянское происхождение. Среди поклонников этой замечательной красавицы, жившей в Париже, были герцог и граф, поэты и композиторы. Она умерла от чахотки в 23 года, ее последним близким другом был Ференц Лист.
Около года продолжался ее роман с Александром Дюма-сыном, который прервал связь по настоянию своего знаменитого отца и уехал (можно сказать, сбежал) в Алжир. Вернулся он после смерти бывшей подруги, горевал и на распродаже ее имущества купил золотую цепочку на память. В 1848 году он вывел свою бывшую возлюбленную в романе «Дама с камелиями» под именем Маргариты Готье. В дальнейшем роман лег в основу оперы Верди «Травиата», 1852 («травиата» означает по-итальянски «падшая») и балета Ноймайера на музыку Шопена «Дама с камелиями», 1981. В балете в больном воображении умирающей Маргариты возникает несколько раз образ Манон из повести Прево «История кавалера де Гриэ и Манон Леско», 1731. Манон, также как Маргарита, переживает несчастную любовь и умирает от болезни в юном возрасте.
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл