Мандат на Палестину
В апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо было достигнуто соглашение о разделе Оттоманской империи между Великобританией и Францией. Мандат на управление Палестиной и Месопотамией (Ираком) получила Великобритания, а на управление Сирией и Ливаном – Франция. На Великобританию возлагалась обязанность реализации Декларации Бальфура о создании на территории Палестины еврейского национального дома (очага). В 1920 г. […]
В апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо было достигнуто соглашение о разделе Оттоманской империи между Великобританией и Францией. Мандат на управление Палестиной и Месопотамией (Ираком) получила Великобритания, а на управление Сирией и Ливаном – Франция. На Великобританию возлагалась обязанность реализации Декларации Бальфура о создании на территории Палестины еврейского национального дома (очага).
В 1920 г. Палестина занимала территорию современной Иордании, а также земли западнее реки Иордан до Средиземного моря и Голанские высоты, что совпадало с исторической территорией Израиля. Мандат на Палестину 1920 года является договором о намерениях и целях.
В августе 1920 г. в Севре близ Парижа был подписан мирный договор между союзными державами-победителями в Первой мировой войне и Оттоманской империей. Этот договор формально закрепил решения, принятые в Сан-Ремо.
В 1921 г. Великобритания разделила подмандатную Палестину на две части. На территории восточнее реки Иордан, составляющей 77% первоначальной Палестины, был создан эмират Трансиордания. Эмират находился под административным контролем Великобритании до 1946 г. Тогда он получил независимость и позднее стал называться Иорданией.
В нарушение соглашения в Сан-Ремо пребывание евреев на территории Трансиордании было запрещено.
В июле 1922 г. Совет Лиги Наций одобрил Севрский договор, а следовательно, и решения, принятые в Сан-Ремо. Совет согласился с проведённым Великобританией разделом первоначальной территории Палестины.
Мандат на Палестину, одобренный Советом Лиги Наций в 1922 г., – это официальный международный документ, подтверждающий право евреев на создание еврейского национального дома в Палестине.
Решения Совета Лиги Наций от 1922 г. официально закрепило за Великобританией административное выполнение Мандата на Палестину. Это решение получило название Британский мандат.
Мандат на Палестину Лиги Наций и Британский мандат – это два разных документа. В первом излагаются условия создания еврейского национального дома в Палестине. Второй – поручение Великобритании выполнять условия мандата Лиги Наций. После роспуска Лиги Наций в 1946 г. Британский мандат прекратил свою существование. Однако мандата Лиги Наций на Палестину никто не отменял.
Мандат на Палестину состоит из Преамбулы и 28 статей.
В Преамбуле говорится, что союзные державы согласились с тем, что они “ответственны за ввод в действие декларации правительства Его Величества от 2 ноября 1917 г. (декларации Бальфура – Г.Г.)…в пользу создания в Палестине национального очага еврейского народа” и признаётся “историческая связь еврейского народа с Палестиной и основание для восстановления его национального очага в этой стране”.
Статья 2 мандата закрепляет за мандаторием, т.е. Великобританией, “ответственность за создание в стране политических, административных и экономических условий, обеспечивающих появление еврейского национального очага, как предусмотрено в Преамбуле, и за развитие учреждений самоуправления, а также за защиту гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины, независимо от расы и религии”. Таким образом, евреям Палестины предоставляются политические права в форме самоуправления. Политические права на самоопределение арабов были гарантированы в мандатах на Ливан, Сирию и Ирак. Последние принципиально отличаются от мандата на Палестину. В них мандаториев обязывают принять меры для “содействия прогрессивному развитию Сирии и Ливана (а позднее Ирака – Г.Г.) в качестве независимых государств”.
О создании независимого арабского или еврейского государства в мандате на Палестину не говорится. Главная цель этого мандата – создание условий для образования еврейского национального дома и реализации желания евреев управлять этой территорией.
В статье 4 мандата на Палестину говорится, что “соответствующее еврейское учреждение будет признано в качестве общественного органа с целью консультаций и сотрудничества с правительством Его Величества”. В качестве такого учреждения признаётся международная сионистская организация, существовавшая в то время. О создании арабского учреждения для контактов с правительством Великобритании в мандате не говорится.
В статье 5 утверждается, что мандаторий “несёт ответственность за то, чтобы территория Палестины не была передана или сдана в аренду или каким-либо другим способом передана под контроль правительства любой иностранной державы”. При разделе Палестины на Трансиорданию и Еврейскую Палестину (так в течение некоторого времени англичане называли территорию западнее реки Иордан) формально эта статья не нарушалась. Обе разделённые территории по-прежнему находились под административным контролем Великобритании. Лига Наций согласилась, что еврейский национальный дом мог создаваться уже только на усечённой территории Палестины к западу от реки Иордан.
Статье 22 закрепила в качестве официальных языков Палестины английский, арабский и иврит.
В мандате на Палестину нигде не говорится об интернационализации Иерусалима и о том, что какая-то часть города принадлежит арабам.
Статьи 13 и 14 обязывают администрацию города обеспечить права и свободный доступ к святым местам, а также их духовное управление, соответственно, евреями, христианами и мусульманами. После Войны за независимость 1948-49 годов Иордания оккупировала Восточный Иерусалим и западный берег реки Иордан и осуществляла контроль над этими территориями до лета 1967 г. За время оккупации Иордания грубо нарушала эти статьи мандата, не только запретив евреям доступ к их святым местам, но и разрушив многие из них. Но ООН, преемница Лиги Наций, не осудила Иорданию за это нарушение.
Арабы, ООН, Международный суд вместе с “прогрессивной международной общественностью”, к которой сегодня присоединилась администрация Обамы, утверждают, что арабские жители Палестины – коренной народ, живущий на этой территории в течение многих сотен лет.
Слово “Палестина” произошло от древнееврейского “пылиштим”, которое означает “захватчик”, “вторгшийся”, “пришелец”. В археологической науке никто не подвергает сомнению, что пылиштимляне были средиземноморскими людьми, поселившимися на побережье сегодняшнего сектора Газы в 1100 году до новой эры. При первом переводе Торы на древнегреческий “пылиштим” превратилось в “филистим”.
В IV веке до новой эры Эрец Пылиштим перестала существовать, а её народ растворился в соседних народах и ушёл в историю. После подавления восстания израильтян против Римской империи Эрец-Исраэль стал римской провинцией Палестина, а евреи, оставшиеся жить на этих землях, – палестинцами.
Арабы – это люди пустыни Аравийского полуострова. Они появились на землях Палестины только через 500 лет после восстания израильтян. Палестинские арабы ничем не отличаются от арабов Сирии и Иордании. В арабском языке нет слова “Палестина”. Так почему же “коренной” народ, говорящий исключительно на арабском, не имеет арабского имени?
Словосочетание “палестинский народ”, относящееся к арабам, живущим в Палестине, впервые появилось в 1964 г. в преамбуле Устава Организации Освобождения Палестины (ООП). Устав ООП был написан в Москве в кабинетах КГБ.
Таким образом, коренными палестинцами являются евреи, живущие на этих землях в течение 4000 лет. Арабов среди древних жителей Палестины не было. На этой территории никогда не существовало самостоятельного арабского государства: ни во времена Эрец-Исраэля, ни в периоды римского, византийского, халифатского, французского (после первого крестового похода) и, наконец, оттоманского владения этой землей.
В 1936 г. произошли серьёзные столкновения между арабами и евреями Палестины. Для их расследования была создана британская Королевская комиссия, руководителем которой был назначен лорд Пил (Peel). Выступая перед этой комиссией в 1937 г., тогдашний арабский лидер Абдул-Ханди (Abdul-Hundi) сказал: “Нет такой страны «Палестина». Это название выдумали сионисты. Нет такой страны и в Библии. Эта территория в течение веков была частью Сирии”.
В очередном отчёте Великобритании Совету Лиги Наций за 1938 г. однозначно заявлено, что Палестина – это не государство, а географическое название. Статус этого названия ничем не отличается от статуса, например, географического названия «Сибирь».
Лидеры соседних арабских стран никогда не говорили о создании независимого арабского палестинского государства. Они всегда считали арабских палестинцев, живших по обе стороны реки Иордан, частью “великой арабской нации”, исторически связанной с Великой Сирией (Suriyya al-Kubra).
За все 17 лет оккупации Иорданией Западного берега арабское население, жившее на этих землях, рассматривалось как “братья-иорданцы”. Арабы не говорили об образовании арабского Палестинского государства ни до, ни после 1947 г., когда ООН рекомендовала разделить Палестину на арабское (а не палестинское!) и еврейское государства.
Арабы не говорили о создании палестинского государства до Шестидневной войны 1967 г. Палестинские арабы не требовали автономии или независимости. Иерусалим никогда не был столицей арабов по одной причине: никогда не было арабского палестинского государства.
В апреле 1946 г. Лига Наций была распущена, а её активы и обязательства были переданы ООН. Статья 80 Устава ООН признаёт, что все решения, принятые Лигой Наций, остаются в силе. Международный суд трижды подтверждал справедливость статьи 80: в 1950 г., 1971 г. и в 2004 г. Тогда рассматривались случаи, в которых анализировались обязательства ООН.
Таким образом, мандат на Палестину остаётся официальным юридическим документом, подтверждающим право евреев селиться и жить на всей территории к западу от реки Иордан, в том числе в Самарии, Иудее, секторе Газа, на Голанах и в Восточном Иерусалиме. Ни Международный суд, ни Генеральная Ассамблея ООН не могут отменить это право.
В 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181, в которой предлагалось евреям и арабам Палестины создать свои государства. Она, как и все резолюции ООН, носит рекомендательный характер.
Резолюция 181 оговаривает особый международный режим Иерусалима и его ближайших окрестностей. Этот режим должен был вступить в силу 1 октября 1948 г. и длиться не более 10 лет. Затем следовало провести референдум жителей города, в ходе которого они должны были выразить своё мнение о дальнейшей судьбе Иерусалима.
Но во время иорданской оккупации Восточного Иерусалима были нарушены условия режима города, оговоренные в резолюции 181, а также статьи 13 и 14 мандата на Палестину. Референдум не состоялся. Естественно, что “прогрессивная мировая общественность” не заметила эти нарушения и поэтому не осудила Иорданию.
Сегодня арабские страны вместе с администрацией Обамы, руководством Европейского союза и “прогрессивной международной общественностью” требуют от Израиля отступить к “границам” 1967 г. и даже 1949 г. Во-первых, таких границ нет. Есть линия перемирия в военных действиях 1967 г. и 1948-49 г.г. Во-вторых, безопасность границ, очерченных этими линиями перемирия, никто не гарантирует и гарантировать не может. А это является нарушением одного из положений резолюции 242 Совета Безопасности ООН, а именно: “права жить в мире в безопасных и признанных границах”. Таким образом, требование к Израилю отойти к небезопасным и не естественным границам, к тому же не согласованным в результате соответствующих переговоров, является нарушением резолюции 242.
Одним нарушением больше или меньше – кто с этим считается? Ради “достижения мира” в арабо-израильском конфликте можно оставить Израиль без безопасных границ, т.е. на съедение арабских соседей. Резолюция 242 была принята по итогам Шестидневной войны.
Весь “прогрессивный мир” требует от Израиля вести переговоры с ООП о создании независимого арабского государства “Палестина”. Администрация Обамы предлагает отвести на эти переговоры два года, по истечении которых решение о создании такого государства будет передано на рассмотрение ООН.
В Уставе ООН нет статьи, которая наделяет Совет Безопасности, Генеральную Ассамблею или Совет по Опеке правом создавать новые независимые государства. Я уверен, что это не остановит ни нашего президента, ни “прогрессивное мировое сообщество”. Ради уничтожения государства Израиль они пойдут на любые нарушения Устава ООН и любых международных соглашений.
Каковы цели руководителей Палестинской автономии, с кем Израиль должен вести переговоры? На эти вопросы можно найти ответы в “Палестинской национальной хартии”, основном документе ООП, и в Конституции ФАТХ, организации, которую возглавляет Махмуд Аббас.
В параграфе 2 Палестинской национальной хартии говорится: “Палестина с границами, которые она имела во время Британского мандата, является неделимой территориальной единицей”. Таким образом, возможность существования еврейского государства не предусматривается.
В параграфе 9 провозглашается: “Вооружённая борьба является единственным способом освобождения Палестины. Это всеобъемлющая стратегия, а не тактический момент”. Значит, переговоры и компромиссы исключаются.
Параграф 19 утверждает: “Раздел Палестины в 1947 г. и учреждение государства Израиль полностью незаконны…и несовместимы с принципами, закреплёнными в Уставе Организации Объединённых Наций и, в частности, с правом на самоопределение”. Палестинские арабы считают, что они имеют это право, но отказывают в нём палестинским евреям. “Прогрессивная мировая общественность” активно поддерживает право палестинских арабов на самоопределение, но не замечает, что того же добиваются курды Турции и баски Испании.
В параграфе 20 говорится: “Декларация Бальфура, Мандат на Палестину и всё, что было основано на них, следует считать не имеющими юридической силы”. Это прямое нарушение международных соглашений. Но “прогрессивная мировая общественность”, как обычно, не замечает этого. Кстати, если ООП не признаёт мандат на Палестину, значит, недействительны и границы Палестины, закреплённые в британском мандате.
А вот выдержки из Конституции ФАТХ.
Статья 12 призывает “к полному освобождению Палестины и уничтожению экономического, политического, военного и культурного существования Израиля”.
В статье 17 говорится о том, что “вооружённая народная революция является неизбежным методом освобождения Палестины”.
В статье 19 декларируется, что “вооружённая борьба не прекратится до тех пор, пока сионистское государство не будет уничтожено”.
Итак, ООП и партия ФАТХ открыто призывают к уничтожению еврейского государства и геноциду еврейского народа. Они не скрывают, что для достижения этой цели используется вооружённая борьба, т.е. война. Так о каких переговорах Израиля с лидерами Палестинской автономии может идти речь? Об условиях уничтожения государства Израиль?
Почему израильские руководители, в том числе и сегодняшние, стесняются спросить об этом Джона Керри, Обаму, руководителей Европейского союза и ООН? Чтобы не показаться невежливыми или назойливыми?
Джозеф Фара, американский журналист арабского происхождения, сказал по этому поводу: “Конфликт между исламистскими радикалами и евреями на Ближнем Востоке в действительности очень прост. Исламистские радикалы хотят, чтобы все евреи умерли. Евреи хотят жить. И, как показывает конфликт, эти два аспекта несовместимы. Ибо зверя не удовлетворят никакие земельные уступки”. В этом конфликте абсолютное большинство международных лидеров поддерживают исламистских радикалов, поддерживают их цель – уничтожение государства Израиль, а следовательно, и его народа.
Итак, Мандат Лиги Наций на Палестину подтвердил историческую связь еврейского народа с Палестиной и, как следствие этого, восстановление еврейского национального дома. Мандат на Палестину – международный документ, в котором оговаривается юридическое право евреев селиться и жить где угодно на территории между рекой Иордан и Средиземным морем.
Права евреев на Палестину гарантированы на международном уровне. Эти гарантии были подтверждены в докладе Верховного комиссара по Палестине в 1925 г.
ООН приняла на себя все обязательства и международные договоры Лиги Наций, в том числе и мандат на Палестину. Следовательно, ООН подтвердила право евреев на Палестину.
Сенатор Марко Рубио сказал недавно: “Он (Израиль – Г.Г.) был создан как национальный дом еврейского народа из послевоенного хаоса Второй мировой войны и Холокоста, в котором погибло шесть миллионов евреев. И он был создан на обещании, что никогда не будет больше ситуации, когда евреям мира некуда будет уйти, чтобы жить в безопасности”.
Сегодня это обещание нарушается.
Альберт Эйнштейн оказался прав, когда сказал: “Международные законы существуют только в сборниках международных законов”. К сожалению, сегодня, как и тысячи лет назад, только сильный может отстаивать и защищать свои права.
Никакие мирные соглашения с Палестинской автономией, никакие территориальные уступки не остановят палестинских арабов и их союзников в достижении конечной цели – полного уничтожения государства Израиль и израильтян.
Только сильный Израиль может заставить своих врагов признать право еврейского государства на существование в Палестине.
И несколько слов напоследок. 31 октября 2014 г. на сайте IsraelSeen.com была опубликована статья Eli E. Hertz “Mandate for Palestine”. The Legal Aspects of Jewish Rights. (https://www.mythsandfacts.org/conflict/mandate_for_palestine/mandate_for_palestine.htm). Она является прекрасным пособием для тех, кто отстаивает права государства Израиль на существование в границах мандата на Палестину.
27 декабря 2005 г. и 22 октября 2007 г. на сайтах “Электронного научного семинара” под руководством Электрона Добрускина были опубликованы две статьи Кирилла Богдановича “Правовые основы воссоздания и существования современного государства Израиль” и “Международное право и право Израиля на землю Эрец-Исраэль”. (https://www.elektron2000.com/bogdanovich_0083.html ) и (https://elektron2000.com/bogdanovich_0042.html). Это блестящие статьи, в которых подробно обосновываются юридические аспекты прав Израиля на Палестину.
Я убеждён, что эти статьи всегда должны находиться на столах премьер-министра Израиля и его министров.
Григорий ГУРЕВИЧ