«Маэстро» – воплощение человечности
5 января 1932 года в украинском городе Проскурове (ныне – Хмельницкий), в еврейской семье родился мальчик, которого назвали Анатолием. Это было вполне рядовое событие для города, отметившего свой 500-летний юбилей. Но, как мы себе представляем, по случаю этого события служащие «небесной канцелярии» решили преподнести подарок и городу, и младенцу. Собственно, само рождение Анатолия стало подарком […]
5 января 1932 года в украинском городе Проскурове (ныне – Хмельницкий), в еврейской семье родился мальчик, которого назвали Анатолием.
Это было вполне рядовое событие для города, отметившего свой 500-летний юбилей. Но, как мы себе представляем, по случаю этого события служащие «небесной канцелярии» решили преподнести подарок и городу, и младенцу. Собственно, само рождение Анатолия стало подарком к юбилею Проскурова, но следовало подумать, как отметить первую годовщину мальчика. И вот (только вдумайтесь!) именно 5 января 1933 года, когда Анатолию исполнился год, в США, в городе Сан-Франциско, было начато строительство моста «Золотые ворота …
Мальчик подрастал, и к его пятилетию решено было закончить возведение чуда-моста. Да, произошло это как раз в 1937 году.
Жизненные университеты давались Анатолию непросто, но он шел вперед, преодолевая многочисленные трудности. Еще мальчишкой начал учиться играть на скрипке, и это занятие не забросил и в эвакуации на Урале. Правда, когда с отличием окончил школу, поступил на механико-математический факультет Киевского университета, посещая параллельно занятия вокально-хорового отделения музыкального училища. Интересно, что в детстве, благодаря особенностям голоса и абсолютному музыкальному слуху, он знал наизусть (по радиопередачам) и прекрасно исполнял практически весь репертуар Большого театра, причем и мужские, и женские сольные номера, арии и ариозо…
Мужал Анатолий, развивался и мост, оставаясь до 1964 г. самым большим висячим мостом в мире. И, по всем правилам голливудских сценариев, рано или поздно они должны были встретиться. Но когда и каким образом?
В 1993 году мост «Золотые Ворота» отпраздновал свое 60-летие, а годом ранее исполнилось 60 Анатолию. Эта пора для него была далеко не радостной. Полнейшая разруха в стране и распад всего устоявшегося и привычного, отсутствие элементарных вещей и продуктов, поезда с выбитыми окнами, школы и больницы без отопления, бесконечные криминальные разборки, а главное – растерянность каждого перед пугающим завтрашним днем. А для Анатолия Зосимовича – еще и отъезд самых родных для него людей, брата с семьей, в далекую Америку. И он решился на казавшийся одновременно вполне логичным и сумасшедшим шаг: уехать от всего, что было дорого его сердцу, от могил бабушки и мамы, от людей, с которыми прожил десятки лет, и всего, во что вкладывал свою душу, ум, талант, труд, вдохновение.
3 сентября 1993 года на железнодорожном вокзале г. Луганска с первого перрона отправлялся поезд «Луганск-Киев», и многие стали свидетелями совершенно неординарного события. Возле одного из вагонов собралось более сотни людей, которые вели себя как обычные провожающие: разговаривали, фотографировались, при этом многие, особенно женщины, плакали, не скрывая слез, а мужчины немного неестественно суетились. И все пытались подойти к симпатичному невысокому человеку в очках с очень выразительной внешностью и настолько же растерянным взглядом. Затем что-то произошло, по чьей-то команде эта толпа приобрела организованный вид; было видно, что мужчины стараются изобразить некий строй, слышались голоса: «Тенора, где тенора?», «Басы, сюда!», и вдруг… зазвучал хор! Сначала – несколько нестройно и несмело, затем все громче и уверенеее, и это было не обычное уличное пение, это и в самом деле был – хор! Вот уже на «форте» звучат в четыре голоса слова рубинштейновской «Ноченьки». Вот мужчина в светлом костюме и в очках, который явно был в центре внимания всех этих людей, теперь стоит перед поющими и вдохновенно дирижирует, а хор с покорностью и вдохновением отвечает на каждое движение его рук, реагирует на его мимику и взгляд из-под очков… Взгляд, который вдруг стал восторженным и властным. Хор пел, не слышно было даже обычного шума, прекратилась вокзальная суета, никто уже никуда не спешил – все замерли и завороженно слушали музыку… Бежали только два милиционера, не понимавших сути происходящего. Но, подбежав к хору, они остановились и, как и все, дослушали выступление до конца. Дирижер опустил руки; затем – тишина, снова звуки вокзальной суеты… Аплодисменты вдалеке и рыдания вблизи. Затем – слезы и объятья: все мы тогда считали, что расстаемся с Анатолием Зосимовичем навсегда …
…Его работа в Луганском пединституте – не просто эталон высокого профессионализма преподавателя-математика, замдекана; это, прежде всего, эталон человечности и беззаветной убежденности в торжестве принципов добра и справедливости. Он всё успевал, и до всего ему было дело: факультет, кафедра, организация быта студенческого общежития, сельхозработы, художественная самодеятельность, факультетская газета… За что бы ни брался, он не просто доводил дело до конца, но делал это с душой, вдохновением. Его же музыкальный дар и вокальные способности реализовывались с блеском.
Еще в Бийске, на Алтае, до переезда в Луганск, он сумел организовать мужской вокальный ансамбль, который сами студенты назвали «Интеграл». Коллектив с большим успехом выступал и в других городах, включая Барнаул и Новосибирск. В Луганске снова был организован студенческий ансамбль, и первое произведение – хор «Ноченька» из оперы «Демон» – было представлено зрителю на институтском смотре художественной самодеятельности. Выступление «мужской вокальной группы физико-математического факультета» прошло с феноменальным успехом. Родился не просто «дежурный номер», а настоящий творческий коллектив единомышленников, истинным интегратором которого стал Анатолий Хамишон. «Интеграл» стал брендом факультета, потом института, затем – города. Как получалось у Анатолия на протяжении многих лет поддерживать и пополнять репертуар студенческого хора, а впоследствии – полноценного мужского хора, просто невозможно понять. Вскоре «Интеграл» стали приглашать на все городские и областные торжественные мероприятия, потом были успешные гастроли по области и стране. Коллектив под руководством Хамишона дает концерты в Киеве, Москве, Минске, Одессе, а в 1991 году участвует в международном фестивале в Германии. Но как ему все удавалось при полной доцентской нагрузке, точнее, – перегрузке, как он находил время на еженедельные многократные репетиции, успевал решать массу организационных вопросов, реализовывал самые фантастические планы и решал самые сложные жизненные задачи? Загадка… Получить звание народного коллектива самодеятельному студенческому хору физмата, – идея, которая выглядела абсурдной, но была успешно воплощена Маэстро. Вот воспоминания об этом самого Анатолия Хамишона, опубликованные в сборнике «Мы – дети твои, наш физмат дорогой» к 80-летию факультета:
«…Не помню, кто первый подал мысль о звании народного коллектива. К тому времени «Интеграл» насчитывал порядка сорока участников, у нас был наработан большой и разнообразный репертуар: классика, народные песни, патриотические песни и шуточные с подтанцовками. Мы регулярно выезжали с концертами в районные центры и сёла с хорошими клубными помещениями, коллектив был дружный. А почему бы и не «народный»? Было много скептиков. Мне удалось купить совсем никудышный рояль, но всё же рояль! Администрация оплатила расходы… И вот мы предстали перед очень ответственной комиссией, которая очень высоко оценила наше выступление. На обсуждении они даже сравнили нас с хором Эрнесакса. Нас долго не утверждали. Оказывается, Центральный совет профсоюзов Украины не верил в долгожительство вузовских коллективов, а потому не торопился с присвоением звания народного. Наконец, нас утвердили. Впоследствии мы несколько раз успешно подтверждали это звание. Вскоре мы замахнулись на гастрольные поездки в стольные города. Начали с Киева, куда мы ездили два раза и выступали на Выставке достижений народного хозяйства. Затем мы съездили в Москву. Там мы дали концерт в пединституте им. Крупской, затем выступили вместе с профессиональными исполнителями в одной из новейших гостиниц, а потом встретились в одной из церквей возле Каменного моста с женским хором из культпросветучилища. Представитель Московского хорового общества тихонько нашептал мне много комплиментов по поводу нашего выступления и оценил его на порядок выше выступления женского хора. Вскоре мы пригласили этот хор в Луганск, каждый коллектив выступил со своей программой, но и совместно мы спели несколько произведений. Зал был переполнен… А затем мы съездили в Минск и выступили перед студентами пединститута. Это было одно из лучших наших выступлений. Ребята пели прекрасно. Солировал А.И. Морозов, артист Луганского Украинского музыкально-драматического театра. В зале был весь музпед Минского пединститута и представители других факультетов. После концерта меня окружили студенты и преподаватели, и в течение часа я отвечал на их вопросы. Главный вопрос был, где я сумел собрать столько замечательных голосов. Второй вопрос – как мне удалось вовлечь их в пение.
В 1990 году в Луганск прибыл мужской хор футболистов из Германии, и областное начальство решило, что это самая естественная вещь – привлечь «Интеграл» к приёму гостей. Мы были предупреждены ещё в конце весны об их приезде, и, с помощью интегральщика Паши Корчагина и его родителей, мы договорились с шахтой, что она предоставит нам на один вечер свою базу отдыха не берегу Донца. Что творилось в 1990 году с продуктами, вы все помните. Но первый секретарь обкома комсомола пообещал нам достать свинью и пиво, а также и другие продукты. Когда я вернулся из летнего путешествия, выяснилось, что он даже и не подумал выполнить своё обещание. Но часть продуктов и официантов предоставила компания «Спутник», овощи-фрукты были добыты интегральцами путём набегов на соседние сады и огороды, а остальные продукты мы достали, потому что я с самого начала усомнился в реальности обещаний комсомольского начальника… Всё прошло прекрасно… В ДК Строителей состоялась встреча обоих коллективов. Немцам понравилось выступление «Интеграла». Немецкий хор пригласил «Интеграл» нанести ответный визит. Было поставлено условие, что хористов должно выехать 24 человека, тогда как в хоре было в это время больше пятидесяти. «Спутник» и обком комсомола пытались урезать даже это число, но я стал интриговать, натравливая друг на друга эти организации. Кончилось тем, что, помимо 24 хористов, хормейстера, пианистки, солистки и руководителя, с нами поехали ещё секретарь обкома комсомола, сотрудница обкома и два переводчика. Каждый день был расписан поминутно… Нужно сказать, что всё работало, как часы, и все пункты программы были выполнены (кроме, кажется, одного). Жили мы в семьях немецкого хора. Дали 6 или 7 полнометражных концертов (в которых принимали участие и немецкие хоры), а также выступали на предприятиях, в больших магазинах и ресторанах. Было много экскурсий… В нашу честь всё время устраивались приёмы, и нас задаривали подарками и семьи, в которых мы жили, и предприятия, которые мы посещали.
Очень примечательным событием стало участие в международном фестивале, где собрался высший свет округа, в котором мы проживали. Я чуть не оледенел от холода, который поступал из зала, но постепенно мы разогрели зал, а в конце нам устроили бурную овацию. В 11 вечера руководство округа устроило приём в нашу честь, в котором приняла участие элита округа. Приём продолжался до 8 утра. «Интеграл» был чуть ли не первым советским коллективом, посетившим Западную Германию, и нам уделяли особое внимание. Каждое выступление «Интеграла» вызывало широкий отклик в печати, на радио и телевидении. Рецензенты рассматривали нас как профессиональный коллектив. Оценки были очень высокими. Нас принял Ландтаг земли Баден-Вюртемберг, мы совершили экскурсию по зданию, дали небольшой концерт, а потом в нашу честь был устроен банкет, в котором принимали участие руководители Ландтага. Прощаясь с нами, немцы (и мужчины, и женщины) рыдали. Прошло уже много лет, но до сих пор я рассматриваю эту поездку как чудо…»
Вся деятельность Анатолия, связанная с «Интегралом», не просто не оплачивалась, а руководителю коллектива еще и приходилось порой самому спонсировать некоторые программы и проекты, если не целиком, то частично. Это постоянное волонтерство… Но оно становится понятным, если осознать, что служение музыке – потребность души Хамишона, оно стало для него жизненной необходимостью. Уникальность всего еще и в том, что доцент Хамишон вел курс, который назывался «функциональный анализ», т.е. – высшая математика высшей математики. Может быть, творческая натура Маэстро требовала эмоциональной компенсации после жесткой системы мышления математика? Во всяком случае, как дирижер он отличался именно эмоциональностью, живостью, красноречивым жестом, еще более красноречивой мимикой и, что было чрезвычайно важно, особенно на репетициях – чувством юмора. Как педагога его любили и побаивались, как дирижера его просто любили – прежде всего, за человечность, возможность неформального общения. И, где бы он ни был, куда бы ни забросила его судьба, вокруг него всегда царит атмосфера всеобщего уважения и любви, потому что он – воплощение ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
Мало кто знает, скольких парней он спас он службы в Афганистане. Его бесспорный авторитет и безупречная репутация заставляли «советоваться» с ним «особистов» по вопросам благонадежности 20-летних мальчишек – потенциальных афганцев. Сами мальчишки даже не догадывались, чем могла обернуться для них положительная характеристика. Мало кто знает, как он «вытягивал» неуспевающих по математическим дисциплинам, включая и свой предмет, дополнительно занимаясь с ними – конечно же, бесплатно, конечно же, сколько потребуется. Ну, а в судьбе скольких он принял самое непосредственное участие, скольких он переженил, благословил, помог, поддержал, образумил, наставив на путь истинный…
Мы попробовали сосчитать, скольких людей знает Анатолий Хамишон. Перечисление только названий всех сел, поселков, городов, стран, в которых он бывал, заняло бы не одну газетную страницу. Их тысячи – тех, кто не просто знает Хамишона, а тех, в чьей жизни он сыграл судьбоносную роль, помог словом и делом. Тысячи людей могут с гордостью утверждать, что лично знают Маэстро. Теперь, кстати, к их числу вы можете добавить и себя, дорогие читатели «Кстати». Ведь уже много лет вы имеете возможность наслаждаться великолепными статьями о выдающихся исполнителях в сфере музыкального, вокального, балетного искусства, которые пишет Х. Анатольев, он же – герой этого повествования Анатолий Хамишон.
Когда мы провожали Анатолия Зосимовича в 1993 году и думали, что навсегда – мы ошиблись, о чем сообщаем с радостью. Ошиблись и в мысли, что Маэстро в последний раз дирижировал своим хором, состоявшим из участников разных лет, на Луганском вокзале. В связи с юбилеем «Интеграла» в 2009 году в Большом зале Луганского национального университета (таков теперь статус у вуза, где почти 30 лет проработал и столько же руководил созданным им коллективом А.З. Хамишон) вновь состоялся… концерт «Интеграла». А дирижировал «гастролер» – американский Маэстро из Сан-Франциско Анатолий Хамишон. Концерт длился более трех часов, поскольку «Интеграл» приветствовали и нынешние студенты, и преподаватели, а сами «выпускники «Интеграла» делились воспоминаниями о своих лучших годах, проведенных в этих стенах, и, конечно, об Анатолии Зосимовиче. Затем было всеобщее застолье. А потом в центре Луганска, уже ночью, удивленные горожане растерянно останавливались, слушали «Ноченьку» и много других произведений, звучавших как некое чудо, неожиданное и прекрасное.
И сегодня «интегральцы» надеются, что это было не последнее их выступление «под рукою» дирижера А. Хамишона. Они вновь готовы приехать на репетиции и концерт из разных городов и сел, чтобы встретиться с любимым Учителем. А может, Всевышний готовит приезд всего «Интеграла» в США и его выступление в Сан-Франциско?.. Что, фантастика? Пожалуй, да! Но ведь неисповедимы пути Господни! И – блажен, кто верует…
5 января 2012 года он отметил свой юбилей. Мы, живущие в Украине, присоединяемся к бесчисленным поздравлениям в адрес дорогого и близкого, удивительного и талантливого, мудрого, уникального и простого человека – Анатолия Зосимовича Хамишона.
Желаем ему крепкого здоровья и новых творческих побед!
А. ЛИТВИНОВ, И. АСЕЕВ
Луганск, Украина
От редакции
С огромным удовольствием присоединяемся к поздравлениям в адрес нашего давнего постоянного автора, человека высочайшей культуры Анатолия Хамишона.
Дорогой Анатолий! Здоровья Вам, удач во всех начинаниях, новых встреч с большим искусством и новых статей об этих встречах!