«Луиза Миллер» в Сан-Франциско
Эта ранняя опера великого Верди по мотивам трагедии Шиллера «Коварство и любовь» – не частая гостья в нашем городе. Нынешняя постановка стала третьей «Луизой Миллер» за всю историю Сан-Францисского Оперного театра, что косвенно свидетельствует о том, что это трёхчастное произведение не относится к числу выдающихся сочинений композитора, но всё же это Верди. Дирижировал спектаклем главный дирижёр Оперы Никола Луизотти. […]
Эта ранняя опера великого Верди по мотивам трагедии Шиллера «Коварство и любовь» – не частая гостья в нашем городе. Нынешняя постановка стала третьей «Луизой Миллер» за всю историю Сан-Францисского Оперного театра, что косвенно свидетельствует о том, что это трёхчастное произведение не относится к числу выдающихся сочинений композитора, но всё же это Верди.
Дирижировал спектаклем главный дирижёр Оперы Никола Луизотти. Постановка была осуществлена одной из самых выдающихся современных постановщиков, Францеско Замбелло, на счету которой – более пятидесяти спектаклей в одной только Сан-Франциско Опера и огромное число их в самых выдающихся музыкальных театрах вселенной, включая Метрополитен Опера и Большой театр.
Краткое содержание оперы. Акт 1. Луиза, дочь старого отставного солдата Миллера, и юноша Карло любят друг друга. Как выясняется, Карло, в действительности Рудольф, – сын местного повелителя, графа Вальтера. Миллер подозревает, что Карло что-то скрывает, а тут ещё Вурм, вассал Вальтера, тоже влюблённый в Луизу, сообщает своему хозяину, что Рудольф любит ее. Вальтер исполнен решимости прекратить отношения между сыном и девушкой, так как он хочет женить своего отпрыска на племяннице, овдовевшей герцогине Федерике. Рудольф сообщает ей, что он влюблён в другую, но герцогиня отказывается разорвать свою помолвку.
Дома Миллер сообщает дочери, что подлинное имя Карло – Рудольф, и он собирается жениться на богатой женщине. Однако прибегает юный Рудольф, который убеждает присутствующих в искренности своей любви. Но вскоре появляется Вальтер-отец с намерением отправить Луизу и её отца в тюрьму. Однако юноша спасает их, заявив, что будет вынужден предать огласке, как его отец вместе с Вурмом уничтожили дядю Рудольфа (брата отца) с целью завладеть его властью.
Акт 2. Луизе стало известно, что отец, бросившийся на её защиту после того как Вальтер назвал её проституткой, арестован за оскорбление графа. И тут «сердобольный» Вурм сообщает девушке, что она может спасти отца, только написав письмо, в котором сообщит, что её прельщало в Рудольфе только его богатство, и пообещает, что выйдет замуж за Вурма.
После этого она обязана пойти в замок и объявить герцогине о своей любви к Вурму, который затем представит письмо Луизы Вальтеру, после чего «благородные мужчины» передадут это письмо Рудольфу. Подгоняемая опасностью, угрожающей отцу, Луиза торопится сообщить Федерике о своей любви к Вурму. Рудольф получил письмо Луизы и в отчаянии собирается рассчитаться с Вурмом, но тут появляется Вальтер, пытающийся убедить сына жениться на Федерике, что стало бы лучшим путём его отмщения Луизе.
Акт 3. Отпущенный из тюрьмы Миллер пытается успокоить Луизу, но осознаёт, что она собирается покончить с собой. Он пытается убедить дочь не делать этого. Они договорились покинуть на следующий день своё селение. Во время молитвы Луизы появляется Рудольф, который переливает отраву из принесенных бутылочек в графин на столе. Он требует объяснений по поводу полученного им письма. Луиза не отрицает, что написала его, и Рудольф просит её налить ему жидкость из графина. Он сообщает, что жидкость горчит, и Луиза тоже отпивает немного из графина. Рудольф объявляет, что жидкость является отравой, и тогда Луиза сообщает ему всю правду. Девушка умирает на руках отца, а Рудольф успевает перед смертью застрелить Вурма.
Дэвид Гокли, завершающий свой десятый сезон в качестве генерального директора нашей Оперы и уходящий в отставку в конце сезона, решил начать сезон с «Луизы Миллер». В нынешнем сезоне нас ожидают встречи с замечательными произведениями в прекрасном исполнении. Гокли посвятил сорок лет своей жизни оперному искусству и уходит в отставку в возрасте 73 лет.
Постановка «Луизы Миллер» собрала интересный состав исполнителей.
Прежде всго хочется отметить очень хорошее выступление наших соотечественников. Первым назову одесского баритона Виталия Белого в роли Миллера, впервые выступившего в нашем театре. У него очень красивый голос, хорошая внешность, благородство в каждом движении. Думаю, его работа над созданием образа страдающего отца Луизы ещё не завершена. А в роли Федерики блестяще выступила меццо-сопрано из Санкт-Петербурга Екатерина Семенчук. Это тоже её дебют в Сан-Франциско. Очень красивый голос, мягкий, послушный и достаточно большой, обаяние и сердечность во взаимоотношениях с другими персонажами, да ещё и красива. Федерика и Рудольф были дружны с раннего детства, но Рудольф оставался верен своей избраннице.
Попутно отмечу, что Виталий является победителем нескольких международных конкурсов и успешно выступал в ведущих партиях в таких театрах, как Миланский Ла Скала, в Тулузе, в Баварской опере (Мюнхен), Метрополитен Опера, в Парижской опере. В Ла Скала он выступает особенно часто. Ещё больше впечатляет перечень выступлений Екатерины: Парижская опера, Ковент Гарден, Метрополитен Опера, Берлинская Государственная опера, Мариинский Театр, Римская опера, Венская опера, Арена ди Верона, Пекинский Концертный холл и т. д., притом – в ведущих партиях. Участие этих двух артистов явно украсило спектакль.
Но наибольшее впечатление произвёл американский тенор Майкл Фабиано, испонявший роль Рудольфа. Мы познакомились с этим артистом около четырёх лет назад, когда он дебютировал в Сан-Франциско в роли Дженнаро, незаконнорожденного сына Лукреции, роль которой в опере Доницетти «Лукреция Борджиа» исполняла Рени Флеминг. Майкл Фабиано, обладатель прекрасного тенора, которым владеет безукоризненно, и тогда произвёл очень сильное впечатление, но в нынешнем сезоне он стал самым выдающимся исполнителем в опере «Луиза Миллер», где ему досталась роль Рудольфа. Он строен, красив, умён, чистосердечен и темпераментен. Он полюбил Луизу беззаветно и, узнав о «неверности» любимой, в отчаянии решил покинуть этот мир вместе с нею. Если их любовь выглядела порой недостатчно пылкой, то в этом была не его вина. Хотелось бы встречаться с этим талатливым артистом как можно чаще.
Публика Сан-Франциско хорошо знакома с сопрано Лиа Кроцетто, исполнявшей роль Луизы. Лиа совершенствовала своё мастерство в стажёрских прораммах Мерола Опера и Адлер Феллоу. За эти годы её мастерство возросло, существенно увеличился её репертуар. Однако выступление в партии Луизы мне показалось ниже её возможностей. В этой горячей роли певица выглядела холодноватой, а любовь к Рудольфу представлялась неискренней. Кроме того, в нескольких случаях она слегка, чуть заметно, не «доносила» наиболее высокие звуки.
Бас Андреа Силвестрелли, итальянец, был малоприятен в партии Вурма, но тут ничего не поделаешь: такова его судьба, предусмотренная Верди. Никто из публики не выразил соболезнования по поводу гибели негодяя Вурма от руки несчастного Рудольфа. Бас-баритон, австралиец Даниел Сумеги прекрасно справился с малопривлекательной ролью графа Вальтера. Он тоже в своё время прошёл стажировку как в Мерола Опера, так и в Адлер Феллоу программах. Участвовал во многих постановках Сан-Франциско Опера и других оперных театрах США, а также многих театрах мира.
Хорошо звучал оркестр под под руководством Николы Луизотти, неплохо прозвучали хоровые ансамбли (Ян Робертсон). Очень незатейливое оформление отдельных сцен (обычно весьма интересный дизайнер Майкл Ерган) совершенно не соответствует как характеру оперы, так и какому-либо времени действия. Впрочем, хотелось бы услышать и противоположную точку зрения.
Сан-Франциско Опера успешно познакомила новую публику с этим мало популярным произведеним Верди.
Напоследок: в газете San Francisco Chronicle объявлен новый генеральный директор нашей оперы, Мэтью Шилвок. Он приступит к своим обязанностям с августа 2016.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско