Либерал Владимир Мединский
Владимир Мединский, член Высшего совета «Единой России», так называемой партии власти, сделал на днях удивительное признание: «Знаете, в «Единой России» я считался главным либералом, а теперь как министр культуры считаюсь чуть ли не главным на всю страну консерватором». Вообразите себе эту компанию: господин Путин, господин Медведев и прочие товарищи, – компанию, где Владимир Ростиславович Мединский […]
Владимир Мединский, член Высшего совета «Единой России», так называемой партии власти, сделал на днях удивительное признание: «Знаете, в «Единой России» я считался главным либералом, а теперь как министр культуры считаюсь чуть ли не главным на всю страну консерватором».
Вообразите себе эту компанию: господин Путин, господин Медведев и прочие товарищи, – компанию, где Владимир Ростиславович Мединский – главный либерал!
4 сентября газета «Культура» опубликовала текст беседы либерала-«единоросса» с главным редактором этой газеты Еленой Ямпольской.
Первое, что нужно отметить – редактор газеты «Культура» и министр культуры говорят на одном и том же языке. В смысле, на языке одной и той же культуры. Иначе сказать, каков министр, такова и «Культура». Говорят прямо как по нотам и понимают друг друга с полуслова.
Министр: «Когда речь идёт о временах вещего Олега, по большому счёту, нелепо добиваться исторической правды, никто ничего толком не знает, всё базируется на легендах…»
Редактор: «Но у всякой легенды есть идеологическая направленность».
Министр: «Я бы сформулировал следующим образом: нужны государству такие легенды или нет? Не вижу основания поддерживать фильм, пропагандирующий примитивные нормандские теории о призвании Рюрика и полном отсутствии мозгов и самообразующего начала у наших славянских предков. Это противоречит и здравому смыслу, и государственному самоощущению. Викинги, у которых ещё даже письменности не было, просвещали и огосударствляли Киевскую Русь? Просто смешно».
Государственное самоощущение – вот что делает министра настоящим министром.
Заходит, например, разговор о недавнем скандале со сценарием Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр».
«События, которые описываются в сценарии, противоречат исторической правде», – сообщает министр, имея в виду активное экономическое сотрудничество Советского Союза с фашистской Германией. За последние 20 лет опубликовано множество документов, это сотрудничество подтверждающих, но государственное самоощущение подсказывает министру, что никакого такого сотрудничества не было. И министр продолжает: «Более того, напрашиваются некорректные политические аллюзии на тему равной виновности Советского Союза и Германии в развязывании Второй мировой войны».
Миндадзе оказался человеком понятливым, с начальством согласился и даже, по словам Мединского, «выразил благодарность за подсказки».
Но есть и непонятливые, всякие Суворовы, Латынины, Солонины. «Все эти «историки и публицисты» с разных позиций бьют в одну точку: доказать агрессивную сущность предвоенных намерений Советского Союза /…/ Тогда речь пойдёт уже не о Шикотане и Итурупе, а о том, что мы совершенно незаконно оккупировали все Курильские острова, Сахалин, Прибалтику, Калининградскую область, пол-Карелии, Выборг». Это я снова цитирую министра.
Но мы-то оккупировали пол-Карелии, Выборг, Прибалтику и Калининградскую область совершенно законно, правда? Конечно, если вы лишены государственного самоощущения, вы можете чего-то и не понять. Вот как эти «историки и публицисты». Однако, будем великодушны, государственным самоощущением наделены не все.
Плотоядно пощёлкивая зубами, дама-редактор хочет окончательных разъяснений (или практических указаний): «Как Вы думаете, перечисленные Вами персонажи – Суворов, Латынина, Солонин – участвуют в большой геополитической игре против России из корысти или идейно?»
Однако министр (напомню, главный либерал) хотя и строг, но справедлив: «Интеллигенция, как правило, действует по искренней убеждённости».
«То есть гадит безвозмездно?» – уточняет дама-редактор.
Надо отдать должное Владимиру Мединскому, он понимает рвение своей дамы и этому рвению сочувствует всей душой, но должность обязывает быть широким и толерантным:
«Они-то считают, что делают добро, а гадим как раз мы. Что надо покаяться, саморазоблачиться, отвергнуть преступное советское прошлое, выкопать всех – от Сталина до Гагарина, сжечь, выстрелить прахом из пушки и начать новую демократическую счастливую жизнь. Вместо Сталина будет Навальный, а вместо Гагарина, очевидно, Гозман куда-то полетит. Они в это верят. Может, Госдеп и платит кому-то, кто находится в практической политике. А интеллигенция…»
Что же интеллигенция?
«Вот Алексей Пивоваров снял «Ржев» (телевизионный фильм «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», премьера 23 февраля 2009 г. – М.Л.). – Вообще-то Леша хороший парень, но этот фильм – конкретно вредительский».
У режиссёра Алексея Устюгова «ни ума, ни чести, ни совести». Его фильм «Служу Советскому Союзу» (2012 г.) – «апофеоз бездарности. Ни одного положительного героя, носящего форму советского солдата или офицера. Положительные – исключительно зеки. А все, кто с погонами, – уроды, убийцы и дегенераты».
Ничего не скажешь, трудна работа у господина Мединского – руководить вредителями и бездарями.
Но и с талантливыми людьми тоже не просто. Режиссёр Николай Досталь, с точки зрения министра, человек талантливый, и его сериал «Штрафбат» (2004 г.) – один из лучших «за всю историю постсоветского кинематографа». Но ведь «после просмотра жить не хочется, хочется только в «Шереметьево-2» и как можно скорее. Потому что в стране, где так относятся к людям, выигравшим войну, жить не стоит. Но ведь это не так!/…/ Если бы фильм «Штрафбат» был правдой, Русь бы не существовала уже тысячу лет /…/ К сожалению, «Штрафбат» ещё и талантливое кино».
Не просто с талантливыми, но не просто и с образованными: «Дондурей, конечно, большой знаток кино, но врать-то зачем?» Это о редакторе журнала «Искусство кино».
«Шендерович – человек, глубоко ментально нездоровый». Это о писателе-сатирике.
«Для кого-то сегодня Юрий Шевчук – совесть нации. А для кого-то он просто мелет не пойми о чём. Кто-то скажет, что мой любимый беллетрист Борис Акунин глас истины в последней инстанции. А я считаю, что он ничего не понимает в политике и в жизненных реалиях».
Да что отдельные интеллигенты. Попробуйте разобраться с научно- исследовательскими институтами, их целых пять под господином Мединским. И во всех в последнее время сменилось руководство.
«В соответствии с известной русской пословицей, которую Путин, кстати, недавно цитировал, связываться с НИИ – всё равно что стричь свинью. Визга много, а шерсти мало. Визга действительно уже выше крыши. А какова шерсть? Ради чего Вы всё это затеяли?» – спрашивает культурная дама-редактор.
Ответ министра: «Я затеял это исключительно из принципа», а то они «просто не умеют работать, не хотят, не интересуются». Разве так можно? «Пусть работают. Главное, чтобы работали, а не балду гоняли».
А остальные? – спрашивает культурная дама. «Идёт череда громких и не очень громких отставок в культурной сфере. ГМИИ имени Пушкина, Большой театр, Политехнический музей…»
Министр подхватывает: «В цирке сменили руководство: и Росгосцирка, и на проспекте Вернадского, и питерского – на Фонтанке».
Редактор: «Эта одновременная смена караула – конечно же, не просто совпадение? В чём смысл?»
Министр объясняет: «Я просто выстраиваю систему менеджмента. Прежде её не было».
Вот, оказывается, в чём дело! Менеджмент. Плюс, конечно, государственное самоощущение.
Жаль, не все это способны оценить. А кое-кто, вообразите, даже позволяет себе называть господина Мединского Торквемадой (был такой суровый доминиканец – Великий инквизитор).
Впрочем, если говорить серьёзно, подобное сравнение должно министру культуры даже льстить. Представьте себе, как солидно выглядел бы Владимир Ростиславович в облачении доминиканского ордена. Можно было бы даже обрядить всех сотрудников министерства в чёрные плащи с капюшонами, а при входе на видном месте прикрепить плашечку с доминиканским девизом: Domini canes, то есть, псы господни. Что в переводе на современный язык звучало бы примерно так: наделённые государственным самоощущением.
Разве мыслимо построить «систему менеджмента» без государственного самоощущения?
Михаил Лемхин