Лето с Симфони. Анжелика Киджо
Нынешним летом оркестр Сан-Франциско Симфони остался в городе и радует любителей музыки своими новыми программами. Программы необычны, весьма оригинальны и в какой-то мере склонны к развлекательности: лето, значительная часть публики отдыхает, город переполнен туристами и далеко не всем хотелось бы разделять страдания, навеянные трагическими или слишком серьёзными музыкальными сочинениями. В последние два года директором летних […]
Нынешним летом оркестр Сан-Франциско Симфони остался в городе и радует любителей музыки своими новыми программами. Программы необычны, весьма оригинальны и в какой-то мере склонны к развлекательности: лето, значительная часть публики отдыхает, город переполнен туристами и далеко не всем хотелось бы разделять страдания, навеянные трагическими или слишком серьёзными музыкальными сочинениями.
В последние два года директором летних концертов Сан-Франциско Симфони является дирижёр Эдвин Аутвотер. Родом он из Санта-Моники (Калифорния), с отличием окончил в 1993 году Гарвардский университет по специальности английская литература, получил звание магистра по дирижированию в университете Санта-Барбара. Наша публика хорошо знает его: с 2001 по 2006 года он был резидентом-дирижёром Сан-Франциско Симфони и с 2001 по 2005 – музыкальным директором Юношеского оркестра СФ Симфони. Ныне он музыкальный директор одного из оркестров Онтарио и регулярно выступает с оркестрами Чикаго, Нью-Йорка, Лос-Анжелеса, с ВВС Национальным оркестром Уэльса, Торонто, Токио Метрополитен Оркестром и т.п.
Программа первого отделения концерта 10 июля началась с исполнения нескольких популярных оркестровых сцен из оперы Гершвина «Порги и Бесс».
Музыка этого композитора, созданная им в стиле народных песнопений, приобрела необычайную популярность и была исполнена оркестром технически безукоризненно, хотя, быть может, несколько академично.
Следующим номером стали «Три песни Йоруба» американского композитора Филипа Гласса (первое исполнение в США). Ф.Гласс родился в 1937 году, автор многочисленных произведений, включая 10 симфоний, один из ведущих композиторов США. Йоруба, по убеждению многих африканцев, – место, где был создан мир. Песни рассказывают о трёх связанных с Йоруба легендах: Олодумеар посылает Обатала и Одудува в Мир с целью создать Землю; Еманджа помчался, чтобы добавить Океан; Ошумеар (Радужная Змея) опоясал Землю и предохраняет её от падения.
Раздаются первые звуки оркестра, постепенно порождающие тематически разнообразное вступление, на сцене появляется молодая миловидная темнокожая женщина в пёстром, но не безвкусном убранстве, с пирамидальной, но невысокой башенкой на голове и скромно останавливается возле кулис, ожидая своей очереди. Это контральто Анжелика Киджо. Вот она останаливается неподалёку от дирижёра, подгоняет микрофон, раздаются первые звуки её голоса, а затем она исполняет три песни Йоруба, прерываемые только вежливыми аплодисментами зала. Мне трудно сказать что-либо о песнях и их исполнении, ибо я, по молодости лет, ещё не «дорос» до творчества Филипа Гласса, с его бесконечными повторениями одной и той же фразы, но и песни, и пение Анжелики показались мне скучными. Винюсь.
Всё изменилось во втором отделении. Анжелика пела одну за другой песни без объявления названий и авторов, ей по-прежнему аккомпанировал оркестр, но часть репертуара она исполнила в сопровождении отличного гитариста, Доминика Джеймса. Как выяснилось позднее, значительную часть своего репертуара сочинила сама певица, талантливый композитор. Анжелика обладает голосом огромного диапазона, исполняемые ею песни весьма разнообразны как по содержанию, так и по характеру и использованию различных художественных средств. В одних случаях она исполняет их задумчиво и даже скорбно, в других -лихо и с подтанцовками.
В нескольких случаях она заводила зал, предварительно научив публику нескольким фразам, и зал (2700 человек!) самым блестящим образом сопровождал её пение. Я уже давно не удивляюсь достижениям космонавтов, но не могу до сих пор понять, как огромный зал американцев, без предварительного отбора и репетиций, может так чисто интонировать. Они что, все с консерваторским образованием? А вот Анжелика двинулась в зал, пройдя с микрофоном в руках его значительную часть и продолжая петь. Что творилось в зале! Люди целовали её, обнимали, что-то говорили, а она продолжала петь. Содом и Гоморра в положительной интерпретации! После завершения программы публика добилась исполнения на бис ещё одной песни.
Дирижёр и оркестр были на высоте, аккомпанируя певице тактично и проникновенно. В середине концерта певица в знак благодарности преподнесла Аутвотеру свою головную «пирамидку», продемонстрировав выбритую, лишённую волос голову.
Анжелика Киджо – африканка, родом из Бенина. Её полное имя – Анджеликуе Красселоко Хинто Хоунсиноу Канджо Манта Зогбин Киджо. Родилась она в 1960 году (!). Награждена премией «Грэмми». Журнал Time назвал её первой Дивой Африки. ВВС включило Киджо в список 50 наиболее канонических фигур Африки.
Лондонский «Дэйли Телеграф» считает, что она бесспорная королева африканской музыки и т. д. В настоящее время она проживает в Нью-Йорке. Анжелика удостоена почётного звания доктора Йельского университета, Музыкального колледжа в Бёркли и т. д. Её творчество впитало в себя многие современные направления музыки.
Киджо свободно владеет языками фон (Африка), французским, йоруба и английским и поёт на всех этих языках.
Х. Анатольев